Файл: Понятие правонарушения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с п. 6 ст. 2 объектом внимания при осуществлении профилактики станет антиобщественное поведение. Под ним понимается не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц. Профилактикой правонарушений считают - совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, демографических, воспитательных и иных мер по выявлению и устранению причин и условий совершения правонарушений или недопущению правонарушений.

Целью профилактики правонарушений является защита личности, общества и государства от противоправных посягательств.

Основными задачами профилактики правонарушений являются:

    • формирование законопослушного поведения граждан и должностных лиц;
    • снижение размеров ущерба и потерь от правонарушений;
    • устранение причин и условий совершения правонарушений;
    • недопущение совершения правонарушений со стороны физических и юридических лиц.

В ст. 15 данного закона дается деление профилактических мер на общие и индивидуальные воздействия на объекты профилактики правонарушений.

«Общая профилактика правонарушений направлена на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.

Индивидуальная профилактика правонарушений направлена на оказание воспитательного воздействия на лиц, указанных в части 2 статьи 24 настоящего Федерального закона, на устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение, а также на оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми. Индивидуальная профилактика правонарушений может осуществляться с применением специальных мер профилактики правонарушений»[39].

Меры общей профилактики, используемые субъектами государственной системы профилактики правонарушений, включают в себя:

    • сбор и анализ сведений о правонарушениях;
    • анализ применения законодательства Российской Федерации, внесение предложений по его совершенствованию;
    • прогнозирование преступности и правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений;
    • создание на основе анализа сведений о правонарушениях и прогнозирования развития преступности условий, препятствующих совершению правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений, в определенном поселении (на объекте);
    • выявление и устранение причин правонарушений и условий, способствующих их совершению;
    • учет правовых и криминологических аспектов при подготовке проектов решений;
    • осуществление правовой пропаганды и правового воспитания населения;
    • изучение и контроль в пределах полномочий знания норм об уголовной, административной, налоговой и иной ответственности применительно к деятельности субъекта государственной системы профилактики правонарушений;
    • формирование общественного мнения, направленного на недопустимость совершения правонарушений в соответствующей сфере деятельности;
    • обеспечение в пределах полномочий соблюдения охраны общественного порядка и общественной безопасности, а также охраны собственности;
    • разработка и реализация муниципальных, ведомственных (отраслевых), объектовых программ профилактики правонарушений;
    • привлечение к осуществлению профилактики правонарушений на соответствующей территории, объекте в соответствии с законодательством других органов, организаций, общественных объединений и граждан;
    • разработка и внедрение стандартов безопасности от правонарушений;

К мерам индивидуальной профилактики правонарушений относят:

  • профилактическую беседу (разъяснение ответственности, убеждение);
  • направление информации в государственные органы о причинах и условиях противоправного поведения;
  • оказание помощи профилактируемому лицу;
  • осуществление наблюдения за поведением (по месту жительства, на работе);
  • привлечение родственников, других лиц к воздействию;
  • другие меры (представления, предостережения, постановка на учет, контроль).

3.2. Анализ ведения деятельности по профилактике правонарушений в Республике Хакасия

В 2009 г. Постановлением Правительства Республики Хакасия была создана Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений[40]. В 2017 году на заседаниях данной Комиссии в том числе были рассмотрены вопросы:

  • о принятом комплексе мер по недопущению в дальнейшем ситуаций, связанных с нарушением сотрудниками Государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Хакасии требований об урегулировании конфликта интересов;
  • урегулирование конфликта интересов при условии владения ценными бумагами и долями участия в коммерческих организациях;
  • профилактика коррупционных и иных правонарушений в сфере здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, в исполнительных органах государственной власти Республики Хакасия;
  • профилактика правонарушений, противодействие преступности, обеспечение общественной безопасности и безопасности граждан;
  • профилактика терроризма, экстремизма;
  • анализ причин и условий совершения правонарушений и выработка предложений и рекомендаций по их устранению, локализации и снижению вредных последствий;
  • анализ организации и обеспечение деятельности административных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Выпущены две брошюры на следующие темы:

«Сборник методических рекомендаций для должностных лиц подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений»;

«Противодействие коррупции: подходы и методы для предпринимателей».


Появление закона Республики Хакасия[41] о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних было вызвано значительной криминогенной обстановкой в среде несовершеннолетних.

Анализ причин данного обстоятельства показал, что основными причинами тому является следующее:

  • семья, находящаяся в социально опасном положении;
  • семейное неблагополучие, попустительское отношение ряда родителей к воспитанию детей, негативно влияющее на формирование личности;
  • неблагоприятное бытовое окружение;
  • состояние здоровья подростков (умственная отсталость, психические отклонения);
  • средства массовой информации;
  • подстрекательство со стороны взрослых;
  • низкая правовая грамотность;
  • недостаточное внимание правовому образованию в школе, со стороны правоохранительных органов, общественных организаций;
  • недостаточно эффективные методы профилактической работы.

Проанализируем состояние по работе с правонарушениями на основании данного закона на примере муниципального образования – г. Абакане на основании Отчета за 2018 г.[42] По данным Минздрава РХ на территории г. Абакана в 2018 г. проживало 40 408 детей в возрасте от 0 до 18 лет. В возрасте от 7 до 18 лет – 18578 человек. В городе сложилась система профилактической работы, направленная на обеспечение занятости несовершеннолетних, организацию правового, психолого-педагогического просвещения и сопровождения детей и родителей, медико- социальную поддержку детей и семей.

За период 2018 года несовершеннолетними на территории города совершено 362 административных правонарушения (2017 г. – 421) при участии 321 лица (2017 г. – 379). К административной ответственности с вынесением штрафных санкций было привлечено 166 подростков (2017 г. - 176).

В Отдел по профилактике правонарушений несовершеннолетних за 2018 год поступило 3315 материалов в отношении детей и взрослых лиц (2017 г. - 3622). К административной ответственности в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних привлечены 474 взрослых лица (2017 г. - 458), 183 несовершеннолетних (2017 г. - 191). Наложено административных штрафов на сумму 438700 рублей. В добровольном порядке оплачено 80% штрафов. Подготовлено и направлено для взыскания долгов в службу судебных приставов 56 материалов (2017 г. - 79).

Основными правонарушениями являются:

  • появление в общественном месте в состоянии опьянения и распитие спиртных напитков (74 подростка) либо употребление синтетических наркотических средств (2 подростка);
  • нарушение правил дорожного движения (управление транспортным средством без права управления) - 54 подростка;
  • нарушение правил перехода железнодорожных путей – 40 подростков, совершение мелких хищений – 80 подростков;
  • отмечен значительный рост правонарушений по линии ГИБДД;
  • увеличилось количество мелких хищений и повреждений чужого имущества;
  • за нарушение «Комендантского часа» сотрудниками полиции задержаны 26 (2017г. – 23) подростков в возрасте до 16 лет.

Комиссией по работе с несовершеннолетними на 2019 год среди прочих определена задача совершенствования межведомственного взаимодействия в работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Итак, правонарушения являются весьма распространенным явлением в обществе, затрагивают самые различные сферы жизни, обусловлены многообразными процессами. Они отличаются высоким динамизмом не только в границах определенного государства, но и в рамках отдельного региона, поэтому перечень причин порождающих правонарушения является открытым. Причина правонарушения находится в закономерной связи со следствием, всегда вызывает ее. Причину всегда формируют условия, ослабляющие, либо усиливающие ее действие. В силу этого огромное значение имеет профилактика правонарушений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правонарушение – это действия дееспособного лица, обладающего волей и сознанием, противоречащие установленным юридическим нормам и наносящие вред обществу в целом. Подобные деяния влекут за собой определенную ответственность, регламентируемую законами. Сущность правонарушения состоит в общественно опасном, противоправном и виновном поведении лица, которое нарушает нормы объективного права.

Правонарушение - это такое нарушение права, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Для того чтобы привлечь лицо к юридической ответственности, необходимо наличие в каждом конкретном случае определенного состава правонарушения, то есть основанием юридической ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения, предусмотренного законодательством. Таким образом, состав правонарушения – это комплекс элементов. К ним относят: объективную сторону, объект, субъективную сторону, субъект.

Виды правонарушений или их классификация - это деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам).

По общественной опасности правонарушения принято делить на: преступления и иные правонарушения (проступки, деликты) - административные, дисциплинарные, гражданско - правовые. Это наиболее распространенное деление видов правонарушений.

Поскольку правонарушения отличаются высоким динамизмом не только в границах определенного государства, но и в рамках отдельного региона, поэтому перечень причин порождающих правонарушения является открытым. В силу этого огромное значение имеет профилактика правонарушений на что обращает внимание принятая система государственных мер.


При решении задачи по проблемам связанным с правонарушениями несовершеннолетних в работе были рассмотрены и выявлены проблемы в их профилактике по Республике Хакасия и рассмотрены предложения по их устранению.

К сожалению, в наше время в законодательстве нашей страны нет норм о юридической ответственности должностных органов за не проведение профилактической работы по правонарушениям, что формирует почву для совершения самих правонарушений различного вида. Отсюда нужно усиливать работу органов государственной власти в области предупреждения, устранения правонарушений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ в ред. от 17.12.2018 №504-ФЗ

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-=ФЗ в ред. от 29.07.2018 №225-Фз

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ в ред. от 03.08.2018 №339-ФЗ

Кодекс Российской Федерации Об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ в ред. от 27.12.2018 №570-ФЗ

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ в ред. от 27.12.2018 №569-ФЗ

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.123.2001 №197-ФЗ в ред. от 27.12.2018 №542-ФЗ

Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ»

Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 года в ред. 27.12.2018 №514-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

  1. Закон Республики Хакасия от 20 08.07.2005 №50-ЗРХ в ред. от 20.12.2017 № 103-ЗРХ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в республике Хакасия»

Указ Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»

Постановление Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 №615 в ред. от 30.12.2017 №717 «Противодействие незаконному обороту наркотиков, снижение масштабов наркотизации и алкоголизации населения в Республике Хакасия (2017-2021 годы

  1. Постановление Правительства Республики Хакасия от 01.11.2016 №533 в ред. от 27.12.2018 №644 «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Хакасия на 2017-2021г.»

Постановление Правительства Республики Хакасия от 18.09.2009 № 28-ПП в ред. от 03.04.2018 №19-ПП Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений в Республике Хакасия