Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ПОНЯТИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
1.1 Понятие и признаки правонарушения
1.2 Юридический состав правонарушения
1.3 Обстоятельства, исключающие противоправность деяния
ГЛАВА 2. ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ИХ ПРИЧИНЫ
2.1. Причины и условия правонарушений
2.2. Классификация правонарушений
ГЛАВА 3. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
3.1 Принципы и меры государственного стимулирования профилактики правонарушений
3.2. Анализ ведения деятельности по профилактике правонарушений в Республике Хакасия
В соответствии с п. 6 ст. 2 объектом внимания при осуществлении профилактики станет антиобщественное поведение. Под ним понимается не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц. Профилактикой правонарушений считают - совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, демографических, воспитательных и иных мер по выявлению и устранению причин и условий совершения правонарушений или недопущению правонарушений.
Целью профилактики правонарушений является защита личности, общества и государства от противоправных посягательств.
Основными задачами профилактики правонарушений являются:
-
- формирование законопослушного поведения граждан и должностных лиц;
- снижение размеров ущерба и потерь от правонарушений;
- устранение причин и условий совершения правонарушений;
- недопущение совершения правонарушений со стороны физических и юридических лиц.
В ст. 15 данного закона дается деление профилактических мер на общие и индивидуальные воздействия на объекты профилактики правонарушений.
«Общая профилактика правонарушений направлена на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.
Индивидуальная профилактика правонарушений направлена на оказание воспитательного воздействия на лиц, указанных в части 2 статьи 24 настоящего Федерального закона, на устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение, а также на оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми. Индивидуальная профилактика правонарушений может осуществляться с применением специальных мер профилактики правонарушений»[39].
Меры общей профилактики, используемые субъектами государственной системы профилактики правонарушений, включают в себя:
-
- сбор и анализ сведений о правонарушениях;
- анализ применения законодательства Российской Федерации, внесение предложений по его совершенствованию;
- прогнозирование преступности и правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений;
- создание на основе анализа сведений о правонарушениях и прогнозирования развития преступности условий, препятствующих совершению правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений, в определенном поселении (на объекте);
- выявление и устранение причин правонарушений и условий, способствующих их совершению;
- учет правовых и криминологических аспектов при подготовке проектов решений;
- осуществление правовой пропаганды и правового воспитания населения;
- изучение и контроль в пределах полномочий знания норм об уголовной, административной, налоговой и иной ответственности применительно к деятельности субъекта государственной системы профилактики правонарушений;
- формирование общественного мнения, направленного на недопустимость совершения правонарушений в соответствующей сфере деятельности;
- обеспечение в пределах полномочий соблюдения охраны общественного порядка и общественной безопасности, а также охраны собственности;
- разработка и реализация муниципальных, ведомственных (отраслевых), объектовых программ профилактики правонарушений;
- привлечение к осуществлению профилактики правонарушений на соответствующей территории, объекте в соответствии с законодательством других органов, организаций, общественных объединений и граждан;
- разработка и внедрение стандартов безопасности от правонарушений;
К мерам индивидуальной профилактики правонарушений относят:
- профилактическую беседу (разъяснение ответственности, убеждение);
- направление информации в государственные органы о причинах и условиях противоправного поведения;
- оказание помощи профилактируемому лицу;
- осуществление наблюдения за поведением (по месту жительства, на работе);
- привлечение родственников, других лиц к воздействию;
- другие меры (представления, предостережения, постановка на учет, контроль).
3.2. Анализ ведения деятельности по профилактике правонарушений в Республике Хакасия
В 2009 г. Постановлением Правительства Республики Хакасия была создана Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений[40]. В 2017 году на заседаниях данной Комиссии в том числе были рассмотрены вопросы:
- о принятом комплексе мер по недопущению в дальнейшем ситуаций, связанных с нарушением сотрудниками Государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Хакасии требований об урегулировании конфликта интересов;
- урегулирование конфликта интересов при условии владения ценными бумагами и долями участия в коммерческих организациях;
- профилактика коррупционных и иных правонарушений в сфере здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, в исполнительных органах государственной власти Республики Хакасия;
- профилактика правонарушений, противодействие преступности, обеспечение общественной безопасности и безопасности граждан;
- профилактика терроризма, экстремизма;
- анализ причин и условий совершения правонарушений и выработка предложений и рекомендаций по их устранению, локализации и снижению вредных последствий;
- анализ организации и обеспечение деятельности административных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Выпущены две брошюры на следующие темы:
«Сборник методических рекомендаций для должностных лиц подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений»;
«Противодействие коррупции: подходы и методы для предпринимателей».
Появление закона Республики Хакасия[41] о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних было вызвано значительной криминогенной обстановкой в среде несовершеннолетних.
Анализ причин данного обстоятельства показал, что основными причинами тому является следующее:
- семья, находящаяся в социально опасном положении;
- семейное неблагополучие, попустительское отношение ряда родителей к воспитанию детей, негативно влияющее на формирование личности;
- неблагоприятное бытовое окружение;
- состояние здоровья подростков (умственная отсталость, психические отклонения);
- средства массовой информации;
- подстрекательство со стороны взрослых;
- низкая правовая грамотность;
- недостаточное внимание правовому образованию в школе, со стороны правоохранительных органов, общественных организаций;
- недостаточно эффективные методы профилактической работы.
Проанализируем состояние по работе с правонарушениями на основании данного закона на примере муниципального образования – г. Абакане на основании Отчета за 2018 г.[42] По данным Минздрава РХ на территории г. Абакана в 2018 г. проживало 40 408 детей в возрасте от 0 до 18 лет. В возрасте от 7 до 18 лет – 18578 человек. В городе сложилась система профилактической работы, направленная на обеспечение занятости несовершеннолетних, организацию правового, психолого-педагогического просвещения и сопровождения детей и родителей, медико- социальную поддержку детей и семей.
За период 2018 года несовершеннолетними на территории города совершено 362 административных правонарушения (2017 г. – 421) при участии 321 лица (2017 г. – 379). К административной ответственности с вынесением штрафных санкций было привлечено 166 подростков (2017 г. - 176).
В Отдел по профилактике правонарушений несовершеннолетних за 2018 год поступило 3315 материалов в отношении детей и взрослых лиц (2017 г. - 3622). К административной ответственности в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних привлечены 474 взрослых лица (2017 г. - 458), 183 несовершеннолетних (2017 г. - 191). Наложено административных штрафов на сумму 438700 рублей. В добровольном порядке оплачено 80% штрафов. Подготовлено и направлено для взыскания долгов в службу судебных приставов 56 материалов (2017 г. - 79).
Основными правонарушениями являются:
- появление в общественном месте в состоянии опьянения и распитие спиртных напитков (74 подростка) либо употребление синтетических наркотических средств (2 подростка);
- нарушение правил дорожного движения (управление транспортным средством без права управления) - 54 подростка;
- нарушение правил перехода железнодорожных путей – 40 подростков, совершение мелких хищений – 80 подростков;
- отмечен значительный рост правонарушений по линии ГИБДД;
- увеличилось количество мелких хищений и повреждений чужого имущества;
- за нарушение «Комендантского часа» сотрудниками полиции задержаны 26 (2017г. – 23) подростков в возрасте до 16 лет.
Комиссией по работе с несовершеннолетними на 2019 год среди прочих определена задача совершенствования межведомственного взаимодействия в работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Итак, правонарушения являются весьма распространенным явлением в обществе, затрагивают самые различные сферы жизни, обусловлены многообразными процессами. Они отличаются высоким динамизмом не только в границах определенного государства, но и в рамках отдельного региона, поэтому перечень причин порождающих правонарушения является открытым. Причина правонарушения находится в закономерной связи со следствием, всегда вызывает ее. Причину всегда формируют условия, ослабляющие, либо усиливающие ее действие. В силу этого огромное значение имеет профилактика правонарушений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правонарушение – это действия дееспособного лица, обладающего волей и сознанием, противоречащие установленным юридическим нормам и наносящие вред обществу в целом. Подобные деяния влекут за собой определенную ответственность, регламентируемую законами. Сущность правонарушения состоит в общественно опасном, противоправном и виновном поведении лица, которое нарушает нормы объективного права.
Правонарушение - это такое нарушение права, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Для того чтобы привлечь лицо к юридической ответственности, необходимо наличие в каждом конкретном случае определенного состава правонарушения, то есть основанием юридической ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения, предусмотренного законодательством. Таким образом, состав правонарушения – это комплекс элементов. К ним относят: объективную сторону, объект, субъективную сторону, субъект.
Виды правонарушений или их классификация - это деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам).
По общественной опасности правонарушения принято делить на: преступления и иные правонарушения (проступки, деликты) - административные, дисциплинарные, гражданско - правовые. Это наиболее распространенное деление видов правонарушений.
Поскольку правонарушения отличаются высоким динамизмом не только в границах определенного государства, но и в рамках отдельного региона, поэтому перечень причин порождающих правонарушения является открытым. В силу этого огромное значение имеет профилактика правонарушений на что обращает внимание принятая система государственных мер.
При решении задачи по проблемам связанным с правонарушениями несовершеннолетних в работе были рассмотрены и выявлены проблемы в их профилактике по Республике Хакасия и рассмотрены предложения по их устранению.
К сожалению, в наше время в законодательстве нашей страны нет норм о юридической ответственности должностных органов за не проведение профилактической работы по правонарушениям, что формирует почву для совершения самих правонарушений различного вида. Отсюда нужно усиливать работу органов государственной власти в области предупреждения, устранения правонарушений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ в ред. от 17.12.2018 №504-ФЗ
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-=ФЗ в ред. от 29.07.2018 №225-Фз
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ в ред. от 03.08.2018 №339-ФЗ
Кодекс Российской Федерации Об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ в ред. от 27.12.2018 №570-ФЗ
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ в ред. от 27.12.2018 №569-ФЗ
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.123.2001 №197-ФЗ в ред. от 27.12.2018 №542-ФЗ
Федеральный закон от 23.06.2016 N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ»
Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 года в ред. 27.12.2018 №514-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
- Закон Республики Хакасия от 20 08.07.2005 №50-ЗРХ в ред. от 20.12.2017 № 103-ЗРХ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в республике Хакасия»
Указ Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»
Постановление Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 №615 в ред. от 30.12.2017 №717 «Противодействие незаконному обороту наркотиков, снижение масштабов наркотизации и алкоголизации населения в Республике Хакасия (2017-2021 годы
- Постановление Правительства Республики Хакасия от 01.11.2016 №533 в ред. от 27.12.2018 №644 «Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Хакасия на 2017-2021г.»
Постановление Правительства Республики Хакасия от 18.09.2009 № 28-ПП в ред. от 03.04.2018 №19-ПП Межведомственная комиссия по профилактике правонарушений в Республике Хакасия