Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
Введение
Институт наследования еще с древних времен известен всем государствам, но его понимание в различных правовых системах имеет свои особенности.
Построенные на единых по существу социально-экономических началах,
нормы наследственного права не совпадают по своему конкретному и правовому и юридико-техническому содержанию, обладают существенными особенностями в различных правовых системах.
Институт наследования на современном этапе развития нашего общества остается одним из важнейших правовых институтов, основной функцией которого является упорядочивание отношений перехода собственности от умершего к родственникам или иным лицам.
Хотя наследственные отношения и урегулированы законодательно, но по-прежнему являются одними из самых сложных.
Регулируя наследственные отношения, закон в первую очередь предоставляет гражданам право по своему усмотрению распорядиться принадлежащим им имуществом на случай смерти. При этом такое распоряжение может быть выражено путем совершения завещания.
Как отмечают большинство исследователей, завещанию в настоящее время придается большее значение, чем раньше. Можно сказать, что наше законодательство наконец-то восприняло наиболее правильную и гуманную норму о том, что человек волен свободно распоряжаться своим имуществом как в течение жизни, так и после смерти.
Помимо завещания наследование возможно по закону, когда к наследованию призываются согласно законодательно установленной очередности. Также развивается наследование по договору.
В связи с этим актуальным представляется рассмотрение межотраслевых юридических конструкций и категорий, в частности наследственного договора, который в некоторых странах Европы является правовым основанием передачи наследства от наследодателя к наследнику, а в Китайской Народной Республике именуется «договором завещательного дара» и возлагает обязанности по материальному содержанию и уходу за гражданином-наследодателем при жизни, а также по организации его погребения.
Цель работы – исследование понятия и видов наследования.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить задачи:
1.Изучить становление наследования как правового института;
2.Исследовать правовое регулирование наследования;
3.Рассмотреть наследование по закону;
4.Изучить наследование по завещанию.
5.Охарактеризовать наследование по договору.
Теоретической основой курсовой работы являются исследования таких авторов, как Авлиев В.Н., Белов Н.С., Букш С.А., Бушлякова Д.В., Вербина О.Л., Виноградова Р.И., Гагуева М.С., Горина Н.В., Егиазарян А.К., Ершов В.С., Ефременкова А.С., Запорожец С.А., Маслович А., Матвеев И.В., Новиков А.А., Папушина Н.Ю., Пахомов Р.Р., Радушева А.Д., Смоленский М.Б., Соменков С.А., Тетушкина М.Е., Толль К.К., Шилохвост О.Ю., Юзвенко Н.С., Ярычев М.У. и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе курсовой работы охарактеризована сущность института наследования. Во второй главе рассмотрены виды наследования.
1. Институт наследования
1.1. Становление наследования как правового института
Наследование является одним из известных древнейших правовых институтов, упоминания о котором можно найти в самых первых письменных источниках: глиняных табличках Шумера, египетских иероглифах и т.п.
В Афинах о наследовании по завещанию впервые упоминается в законодательстве Солона (VI век до н.э.). Права завещателя здесь несколько
ограничены: Завещать мог лишь мужчина, не имеющий сыновей. Отец, имеющий детей мужского пола, усыновленные, а также женщины не могли завещать[1].
В привычном для нас виде основные институты наследственного права зародились в Древнем Риме, впоследствии были восприняты гражданским
правом новых народов и составляют до сих пор основу наследственного права всех зарубежных государств[2].
Именно римскому праву современные законодательства обязаны самим понятием наследования как универсального преемства, в силу которого на наследника не только переходят в качестве единого комплекса права и обязанности наследодателя, но и возлагается ответственность своим имуществом за долги наследодателя, создается своего рода продолжение в лице наследника юридической личности наследодателя[3].
Вместе с идеей универсального преемства римское право выработало, и понятие сингулярного преемства по случаю смерти: понятие завещательных отказов (легатов), в силу которых определенные лица приобретали отдельные права на принадлежавшее завещателю имущество, не становясь субъектами каких бы то ни было обязанностей.
С этими основными понятиями системы наследования как преемства в правах и обязанностях вследствие смерти римское право создало ряд положений об основаниях наследования, о порядке приобретения наследства, об отношениях наследников между собою и с кредиторами наследодателя[4].
Римские Законы XII таблиц знали два основания наследования: наследование по завещанию и наследование по закону, которое имело место, если наследодатель умирал, не оставив завещания.
Первым по времени основанием наследования в Риме было, как и везде,
наследование по закону, в силу которого имущество оставалось в семье,
признававшейся в глубочайшей древности единственной носительницей прав на это имущество.
Однако Законы XII таблиц уже исходят из представления о завещании как о нормальном, наиболее часто встречающемся основании наследования.
В итоге своего развития наследственное право Древнего Рима устанавливало четыре разряда наследников по закону для родственников вплоть до шестой степени родства (включая детей троюродных братьев и сестер), причем присутствие родственников в каждом разряде исключало из числа наследников следующие разряды[5].
Римский принцип сохранился в системе наследственного права почти
всех цивилизованных государств. Например, по французскому законодательству в очередь наследников по закону попадают родственников вплоть до шестой степени родства, а в Германии количество очередей, призываемых к наследованию, вообще не ограничено[6].
В дореволюционном русском праве существовало правило о наследниках по завещанию и наследниках по закону: «Право наследования ... простирается на всех членов рода, одно кровное родство составляющих, до совершенного прекращения одного не только в мужском, но и в женском поколении». Это правило означало, что родственники призываются к наследованию по русскому законодательству без ограничения степенью родства.
Совершенно иным образом наследственное право развивалось в советский период. Первым актом советской власти в области наследственного права был декрет ВЦИК от 27 апреля 1918 г. «Об отмене наследования»[7].
Право наследования было восстановлено лишь в 1922 году (ст. 418 ПС РСФСР 1922 г.) в связи с принятием первого советского Гражданского кодекса, который кардинально отличался от дореволюционного законодательства о наследовании.
Было установлено две очереди наследников. При отсутствии завещания к наследованию по закону призываются только самые ближайшие родственники. В первую очередь наследников входят дети, супруг и родители умершего. Во вторую очередь - братья и сестры умершего его дед и бабка. Устанавливали эти нормы ввиду близкой победы коммунизма и отмирания частной собственности, а значит, и буржуазного института наследования"[8].
Следующим этапом в развитии наследственного права в России было
принятие Гражданского кодекса РСФСР от 1 октября 1964 года (раздел VII).
И, наконец, заключительный этап - третья часть Гражданского кодекса Российской Федерации, введённая в действие с 1 марта 2002 г. Она содержит
в разделе V «Наследственное право» главу 62 «Наследование по завещанию»[9].
В третьей части ГК РФ по сравнению с ГК РСФСР количество норм о
наследовании возросло более чем в два раза: раздел V содержит пять глав,
объединенных в 76 статей, в то время как Кодекс РСФСР в разделе VII «Наследственное право» насчитывал всего 35 статей.
Специальное законодательное регламентирование правил толкования
завещания является новой в системе норм наследственного права. Проблема
толкования завещания проистекает из возможного несоответствия или
противоречия между намерениями и словами, в которых они выражены[10].
Толкование завещания и толкование договора - явления одной общей
проблемы соотношения воли и волеизъявления. Правовая задача и цель
толкования завещания заключается в реальном обеспечении осуществления
посмертной воли наследодателя.
Посредством толкования завещания устраняются неясности и противоречия в содержании завещания, препятствующие его исполнению. Толкование завещания позволяет наиболее точно выполнить завещательные распоряжения и тем самым гарантировать права наследников по завещанию и по закону, других лиц, чьи права основаны на завещательном отказе или завещательном возложении, или на праве общей собственности на объекты завещательных распоряжений[11].
Необходимость правил толкования завещания вызывается потребностями нотариальной практики исполнения завещаний и судебной практики разрешения споров, вытекающих из наследственных правоотношений. Применение правил толкования завещания в каждом конкретном случае опирается не только на логические средства умозаключений, но также на жизненный и юридический опыт толкователей завещания[12].
Вопросы толкования завещаний приобретают особую актуальность в
случаях, если оставлено два и более завещания и требуется устранить
обнаруженные в них противоречия, исходя из того, какие из завещательных
распоряжений отменены или изменены, какие - сохранили значение действующих:
- либо в случаях, если предъявлены требования о признания недействительным завещания в связи с допущенными нарушениями порядка
его составления или удостоверения;
- либо в случае, если представленный в качестве завещания документ вызывает сомнения как соответствующий свойствам завещания, и др.[13]
Толкование завещания означает уяснение точного смысла неясных
распоряжений завещателя, которые подлежат исполнению как достоверно
выявленная воля наследодателя.
1.2. Правовое регулирование наследования
Правила ГК РФ о толковании завещания основаны на идее выявления
существа завещания и его составляющей - воли завещателя - на основе уяснения текста документа, т.е. на идее разумной согласованности «теории воли» и «теории волеизъявления»[14].
Различают следующие способы толкования завещания: буквальное и смысловое (логическое). Ст. 1132 ГК РФ императивно предписывает при толковании завещания исходить, прежде всего, из буквального смысла всех содержащихся в нем слов и выражений. По существу, нотариус, суд, исполнители завещания должны, прежде всего, осуществлять грамматическое (его еще называют "филологическим") толкование текста завещания.
При этом такое толкование преследует только одну цель - уяснить смысл завещания в целом путем уяснения смысла содержащихся в нем терминов; кроме того, суд в решении (в мотивировочной части), безусловно, вынужден (обосновывая выводы резолютивной части решения) не только разъяснить смысл завещания, но и в определенной мере разъяснять его текст лицам, участвующим в деле.
Буквальное значение слов и выражений - это тот смысл, который обычно имеют эти слова и выражения в используемом языке при совершении завещания. Отсюда следует, что необходимым инструментом на этой стадии толкования может оказаться словарь соответствующего языка. Однако изучение многочисленной практики по делам, вытекающим из наследственных правоотношений, не дало положительного результата. Более того, это может вызвать возражения[15].
Таким образом, в актах суда отсутствуют ссылки на словарь русского языка. В то же время в решениях английских и американских судов ссылки на словари английского языка (например, словарь Уэбстера) - распространенное явление.
Центральной фигурой в наследственных правоотношениях при осуществлении завещательных правомочий является завещатель. Для нас представляет интерес, кто такой завещатель и кто может выступать в этом качестве. Под завещателем понимается физическое лицо, гражданин, обладающий наследственной массой и сознательно по завещанию наделяющий ею наследников[16].