Файл: Выбор стиля руководства в организации (ООО «Солярис»).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты власти и стилей руководства
1.2. Классификация стилей руководства
2. Анализ эффективности формы власти и стиля руководства в ООО «Солярис»
2.1. Оценка деловых и личностных качеств управленческого персонала
2.2. Анализ, оценка, определение применяемых форм и типов власти
3. Рекомендации по повышению эффективности руководства в ООО «Солярис»
Сотрудники относятся к приказам руководителя безразлично или негативно, радуются любой его ошибке, находят в ней подтверждение своей правоты. В целом в результате этого в организации или подразделении формируется неблагоприятный морально-психологический климат, и создается атмосфера для развития производственных конфликтов.
1.2 «Благожелательной» разновидности авторитарного стиля руководитель относится к подчиненным снисходительно, интересуется при принятии решений их мнением, но, несмотря на его обоснованность, может поступить по-своему. Если это делается демонстративно, психологический климат ухудшается. Данный стиль руководства предоставляет подчиненным определенную самостоятельность, пусть даже в ограниченных пределах. Мотивирование страхом здесь присутствует, но оно минимально.
2. Стиль демократического лидерства состоит в том, что лидер разделяет возможности принятия решений с членами группы, поощряя интересы членов группы и практикуя социальное равенство.
Границы демократического участия, как правило, ограничены организацией или потребностями группы и инструментальной ценностью атрибутов людей (навыки, отношения и т. д.). Демократический стиль включает в себя представление о том, что каждый, в силу своего человеческого статуса, должен играть определенную роль в решениях группы. Однако демократический стиль руководства по-прежнему требует руководства и контроля со стороны конкретного лидера. Демократический стиль требует от лидера принятия решений о том, кого следует призвать внутри группы, и которому дано право участвовать, принимать и голосовать по решениям.
Исследование показало, что этот стиль лидерства является одним из самых эффективных и создает более высокую производительность, лучший вклад членов группы. Демократическое лидерство может привести к лучшим идеям и более творческим решениям проблем, потому что членам группы предлагается делиться своими мыслями и идеями. Хотя демократическое лидерство является одним из самых эффективных стилей лидерства, у него есть некоторые потенциальные недостатки. В ситуациях, когда роли неясны или время имеет сущность, демократическое лидерство может привести к сбоям в связи и незавершенным проектам. Демократическое лидерство лучше всего работает в ситуациях, когда члены группы обладают навыками и хотят поделиться своими знаниями. Также важно иметь много времени, чтобы люди могли внести свой вклад, разработать план и затем проголосовать за лучший курс действий.
На практике выделяют две разновидности демократического стиля: «консультативную» и «партисипативную».
2.1 В условиях «консультативной» руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремиться использовать все лучшие советы, которые предлагают подчиненные. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется в исключительных случаях. Сотрудники удовлетворены такой системой руководства, несмотря на то, что большинство решений подсказывается им сверху. Подчиненные стараются оказать своему начальнику помощь и поддержать морально в необходимых случаях[6].
2.2 «Партисипативная» разновидность демократического стиля руководства основана на том, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все их предложения, организуют обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением.
Обычно демократический стиль управления применяется в том случае, когда исполнители хорошо разбираются в выполняемой работе, и могут внести в нее новизну и творчество.
3. Либеральный стиль руководства (нейтральный, попустительский). Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, задает границы решения, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.
В то же время поощрение и наказание отступают на второй план по сравнению с внутренним удовлетворением, которое подчиненные получают от реализации своих потенциальных и творческих возможностей. Подчиненные свободны от постоянного контроля и «самостоятельно» принимают решения и пытаются найти способ их реализации в рамках данных полномочий. Они не понимают, что менеджер уже заранее продумал все и создал необходимые условия для этого процесса, которые предопределяют конечный результат. Такая работа приносит им удовлетворение и создает благоприятный моральный и психологический климат в команде.
Использование этого стиля становится все более распространенным из-за растущего масштаба научно-технической деятельности и развития, которые выполняются высококвалифицированными специалистами, которые не хотят находиться под давлением и заботой. Его эффективность зависит от реального желания подчиненных к этому, четкого формулирования задач и условий их руководителя[7].
Формирование либерального лидера объясняется многими причинами. По характеру таких лидеров люди нерешительны, добродушны, боятся ссор и конфликтов. Они недооценивают важность команды и тот факт, что команда нуждается в них. Но может быть, это очень творческий человек, захваченный какой-то сферой своих интересов, но лишенный организационного таланта. По этой причине обязанности менеджера слишком тяжелы для этого.
Авторитарный, демократический и либеральный стили управления не имеют между собой барьера, и на деле плавно переходят друг в друга, образуя непрерывную цепочку.
В границах перечисленных стилей управления возможны следующие варианты взаимодействия руководителя и подчиненных:
- руководитель принимает решение и дает подчиненным команду его выполнить;
- руководитель принимает решение и разъясняет его подчиненным;
- руководитель принимает решение, советуясь с подчиненными;
- руководитель предлагает решение, которое может быть скорректировано после консультаций с подчиненными;
- руководитель излагает проблему, получает советы и рекомендации подчиненных, на основании которых принимает решение;
- руководитель принимает решение совместно с подчиненными;
- руководитель устанавливает рамки, в которых подчиненные сами принимают решение.
Для оценки эффективности каждого из стилей управления рассчитывают либерально-авторитарный коэффициент (ЛАК). Он определяется отношением сумм либеральных и авторитарных элементов в поведении руководителя. По его мнению, в современных условиях оптимальная величина этого коэффициента составляет 1,9. Таким образом, сегодня для получения эффективных результатов руководители должны применять в два раза больше элементов убеждения, чем принуждения.
Все вышеописанные «одномерные» стили руководства можно представить в виде сводной таблицы, предложенной отечественным исследователем (Таблица 1).
Таблица 1 – Сводная таблица стилей руководства
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
|
Способ принятия решений |
Единоличный с подчиненными |
На основе консультаций сверху или мнения группы |
На основе указаний |
Способ доведения решений до исполнителя |
Приказ, распоряжение, команда |
Предложение |
Просьба, упрашивание |
Распределение ответственности |
Полностью в руках руководителя |
В соответствии с полномочиями |
Полностью в руках исполнителя |
Отношение к инициативе подчиненных |
допускается |
Поощряется и используется |
Полностью передается подчиненным |
Принципы подбора кадров |
Избавление от сильных конкурентов |
Ориентация на деловых, знающих сотрудников и помощь им в карьере |
- |
Отношение к знаниям |
Считает, что все сам знает |
Постоянно учится и требует того же от подчиненных |
Безразличное |
Отношение к общению |
Отрицательное, соблюдает дистанцию |
Положительное, активно идет на контакты |
Инициативы не проявляет |
Отношение к подчиненным |
По настроению, неровное |
Ровное, доброжелательное, требовательной |
Мягкое, нетребовательное |
Отношение к дисциплине |
Жесткое, формальное |
Разумное |
Мягкое, формальное |
Отношение к стимулированию |
Наказание с редким поощрением |
Поощрение с редким наказанием |
Нет четкой ориентации |
Авторитарное руководство стремилось сделать больше работы, чем демократическое. Однако в авторитарном управлении есть низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньше дружелюбия в группах, отсутствие группового мышления и другие негативные факторы. С либеральным стилем лидерства объем работы сокращается, как и качество работы.
2. Анализ эффективности формы власти и стиля руководства в ООО «Солярис»
2.1. Оценка деловых и личностных качеств управленческого персонала
Для анализа используемых в ООО «СОЛЯРИС» форм и типов власти и оценки их эффективности необходимо провести оценку деловых и личностных качеств управленческого персонала.
Для оценки управленческого персонала помимо традиционных качественных методов был применён количественный метод оценки с помощью специальных тестов.
Для полного анализа также был применён метод оценки руководителей по результатам деятельности возглавляемых ими коллективов.
1.Структура предприятия.
В этой структуре представлены только руководители, у которых есть подчинённый персонал, остальные руководители и специалисты не рассматриваются. В этой структуре также не оценивался главный энергетик, т.к. им является исследователь данной работы.
Рисунок 1 – Структура предприятия
2. Оценка управленческого персонала.
Описание качественных методов оценки опустим из-за объёмности, стоит лишь подчеркнуть, что при оценке учитывался ряд обязательных деловых качеств, таких, как:
- знание производства – его технических и технологических особенностей, современных направлений развития;
- знание экономики – методов планирования, экономического анализа и т.п.;
- умение выбирать методы и средства достижения наилучших результатов производственно-хозяйственной деятельности при наименьших финансовых, энергетических и трудовых затратах;
- наличие специальных знаний в области организации и управления производством, а также умение применять их в своей практической деятельности;
- способность рационально подбирать и расставлять кадры;
- умение мобилизовать коллектив на решение поставленных задач;
- способность и умение поддерживать дисциплину и отстаивать интересы дела;
- умение целесообразно планировать работу аппарата управления;
- умение распределять права, полномочия и ответственность между подчинёнными;
- умение координировать деятельность всех служб и подразделений как единой системы управления организацией;
- умение планировать и организовывать личную деятельность, сочетать в ней основные принципы управления, применять в зависимости от ситуации наиболее целесообразные и эффективные стиль и методы работы;
- умение проявлять высокую требовательность к себе и подчинённым;
- проявление конкретности и чёткости в решении оперативных вопросов и повседневных дел;
- умение учитывать и контролировать результаты своей работы и работы коллектива;
- умение стимулировать работников, принимать на себя ответственность в осуществлении своих решений;
- умение устранять и не допускать любые проявления бюрократизма в своей работе и работе подчинённых.
А также учитывался ряд личностных качеств управленческих работников, таких как:
- честность, справедливость;
- умение работника наладить доброжелательные отношения с подчинёнными;
- выдержанность и тактичность при любых обстоятельствах;
- целеустремлённость;
- принципиальность;
- решительность в принятии управленческих решений, настойчивость и энергичность в их реализации;
- умение отстоять своё мнение;
- самокритичность в оценках своих действий и поступков;
- умение выслушивать советы своих подчинённых;
- правильное восприятие критики с умением делать соответствующие выводы;
- умение держать слово и не обещать того, что не будет выполнено;
- умение пользоваться своими правами и полномочиями, особенно в случаях применения распорядительного и организационного воздействия;
- умение личным примером и поведением в повседневной жизни положительно воздействовать на подчинённых.
2.2. Анализ, оценка, определение применяемых форм и типов власти
Генеральный директор – женщина 40 лет, образование среднее профессиональное, типовая роль – организатор, по результатам оценки высокая эффективность руководства, наравне с властью по должности имеет личную власть, форма власти – власть примера, является руководителем компромиссного стиля, слабые места в управлении: