ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2019
Просмотров: 466
Скачиваний: 1
В случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда работник имеет право на профессиональную переподготовку за счет работодателя.
Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти гарантирует работникам, участвующим в трудовом процессе, право на охрану труда.
Условия трудового договора должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов об охране труда. В трудовом договоре указываются достоверные характеристики усло – вий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.
На время приостановки работ на предприятии, в цехе, на участке, рабочем месте вследствие нарушения законодательства об охране труда, нормативных требований по охране труда не по вине работника за ним сохраняется место работы, должность и средний заработок.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ», а также ст. 214 ТК РФ работник обязан:
-
соблюдать нормы, правила, инструкции по охране труда;
-
правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;
-
проходить обучение, инструктаж по безопасным приемам труда, предварительные и периодические медицинские осмотры;
-
немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, произошедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.
Кроме того, работники обязаны работать честно и добросовестно, выполнять распоряжения администрации, соблюдать требования охраны труда и правил внутреннего трудового распорядка организации.
За нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда работники организаций могут привлекаться к дисциплинарной, а в соответствующих случаях – к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.
Работодатель обязан знать законодательство о труде и об охране труда, так как на него возложена юридическая и моральная ответственность за жизнь, здоровье и благополучие работников с момента их зачисления в штат организации. Незнание нормативных правовых актов не освобождает от ответственности за их нарушение.
Разумеется, практически невозможно досконально изучить все законы, постановления Правительства и ведомственные нормативные документы. Важно понимать их общую направленность на защиту и обеспечение безопасности работников, изучать практику охраны труда, советоваться с опытными коллегами, юристами, специалистами в области безопасности и охраны труда.
Федеральным законом «Об основах охраны труда в РФ», ст.14, а также ст. 212 ТК РФ регламентированы обязанности работодателя.
В первую очередь работодатель обязан соблюдать законодательство о труде и об охране труда, т. е. обеспечить:
-
режим труда и отдыха, соответствующий действующим нормам;
-
обучение и инструктаж работников безопасным методам и приемам труда;
-
предварительный (при поступлении на работу) и периодические (внеочередные) медицинские осмотры работников;
-
выдачу специальной одежды, средств индивидуальной защиты, в том числе моющих и обезвреживающих средств;
-
информирование работников об условиях труда с указанием их в трудовом договоре, а также полагающихся льгот и компенсаций за вредные условия труда, если они имеют место на рабочем месте, и др.
Рабочие места должны создаваться в соответствии (или приводиться в соответствие) с требованиями действующих правил, санитарных норм и других нормативных документов.
В процессе трудовой деятельности работодатель должен обеспечивать проведение аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда в организации, а также обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
-
Статус, задачи и основные функции охраны труда на предприятии.
Все знают, что ответственность за соблюдение безопасных условий труда лежит на работодателе. Одной из мер, направленных на обеспечение безопасности труда, является создание на предприятии службы охраны труда.
На предприятии с количеством работающих менее 50 человек создание целой службы не является обязательным и целесообразным. Функции службы охраны труда в таком случае могут исполнять в порядке совместительства лица, имеющие соответствующую подготовку и образование — специалисты или инженеры по охране труда.
В организациях с количеством работающих менее 20 для выполнения функций службы охраны труда могут привлекаться специалисты со стороны на договорной основе. При этом такой специалист должен иметь стаж работы не менее 3 лет и пройти обучение по охране труда.
Руководители и специалисты службы охраны труда по своей должности и заработной плате приравниваются к руководителям и специалистам основных производственно-технических служб.
Основные задачи службы охраны труда
Итак, согласно Типовому положению на службу охраны труда предприятия возлагаются такие задачи:
-
проработка эффективной системы управления охраной труда на предприятии и содействие усовершенствованию деятельности в этом направлении каждого структурного подразделения и каждого работника;
-
обеспечение профессиональной поддержки решений работодателя по этим вопросам;
-
организация проведения профилактических мероприятий, направленных на устранение вредных и опасных производственных факторов, предотвращение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и других случаев угрозы жизни или здоровью работников;
-
изучение и содействие внедрению в производство достижений науки и техники, прогрессивных и безопасных технологий, современных средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
-
контроль за соблюдением работниками требований законов и других нормативно-правовых актов по охране труда, положений (при наличии) отраслевого соглашения, раздела "Охрана труда" коллективного договора и актов по охране труда, действующих в пределах предприятия.
-
информирование и предоставление разъяснений работникам предприятия по вопросам охраны труда.
Для выполнения предусмотренных законодательством задач органы охраны труда на предприятии :
-
разрабатывают совместно с другими подразделениями комплексные мероприятия, планы работы, программы по улучшению условий труда, избежанию производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
-
готовят проекты приказов по вопросам охраны труда и вносят их на рассмотрение работодателю;
-
проводят проверки соблюдения работниками нормативно-правовых актов по охране труда;
-
составляют отчетность по охране труда;
-
проводят с работниками инструктажи по охране труда;
-
ведут учет и анализируют причины производственного травматизма;
-
обеспечивают надлежащее оформление и хранение документации по вопросам охраны труда, а также своевременную передачу ее в архив для длительного хранения;
-
составляют при участии руководителей подразделений предприятия перечни профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране (безопасности) труда, оказывают помощь при их разработке;
-
информируют работников об основных требованиях законов, других нормативно-правовых актов и актов по охране труда, действующих в пределах предприятия.
Кроме того, к функциям служб и специалистов по охране труда относится рассмотрение вопросов о подтверждении наличия опасной производственной ситуации, которая стала причиной отказа работника от выполнения порученной работы, писем, заявлений, жалоб работников предприятия, касающихся вопросов соблюдения законодательства об охране труда.
Служба охраны труда на предприятии должна обеспечить подразделения нормативно-правовыми актами по охране труда, действующими в пределах предприятия, пособиями, учебными материалами по этим вопросам; организовывать работу кабинета по охране труда, совещания, семинары и другие мероприятия по этим вопросам.
Одной из важнейших функций, которые возлагаются на службу охраны труда является участие в расследовании несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве. Также специалисты по охране труда участвуют в составлении санитарно-гигиенической характеристики рабочих мест работников, которые проходят обследование относительно профзаболеваний; проведении внутреннего аудита охраны труда и аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда; составлении списков профессий и должностей, согласно которым работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры; организации обучения по вопросам охраны труда и работе комиссии по проверке знаний по этим вопросам.
-
Основные причины производственных травм и профессиональных заболеваний.
Травматизм — совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, а у женщин — 30-59 лет, причем во всех возрастных группах этот показатель значительно выше у мужчин. Производственная травма — травма, полученная работающим на производстве и вызванная несоблюдением требований безопасности труда.
Причины производственного травматизма:
-
Организационные: недостатки в организации и содержании рабочего места, применение неправильных приемов работы, недостаточный надзор за работой, за соблюдением правил техники безопасности, допуск к работе неподготовленных рабочих, плохая организация трудового процесса, отсутствие или неисправность индивидуальных защитных приспособлений.
-
Технические: возникают из-за несовершенства технологических процесссов, конструктивных недостатков оборудования, приспособлений, инструментов, несовершенство защитных устройств, сигнализации и блокировок и т. п.
-
Санитарно-гигиенические: отсутствие специальной одежды и обуви или их дефекты, неправильное освещение рабочих мест, чрезмерно высокая или низкая температура воздуха в рабочих помещениях, производственная пыль, недостаточная вентиляция, захламленность и загрязненность производственной территории.
-
Социально-психологические: складываются из отношения коллектива к вопросам безопасности, микроклимата в коллективе
-
Климатические: зависят от специфики особенностей климата, времени суток, условий труда.
-
Биографические: связаны с полом, возрастом, стажем, квалификацией, состоянием здоровья.
-
Психофизиологические: зависят от особенностей внимания, эмоций, реакций, физических и нервно-психологических перегрузок.
-
Экономические: вызваны неритмичностью работы, нарушением сроков выдачи заработной платы, недостатками в жилищных условиях, в обеспечении детскими учреждениями.
Пути предупреждения производственного травматизма:
-
механизация, автоматизация и дистанционное управление процессами и оборудованием, применением роботов; адаптация человека в производственной среде к условиям труда;
-
профотбор людей, соответствующих условиям подготовки, воспитание положительного отношения к охране труда, система поощрений и стимулирования, дисциплинарные меры воздействия, применение СИЗ и др.;
-
создание безопасной техники, машин и технологий, средств защиты и приспособлений, оптимизация их параметров производственной среды.
Причины производственного травматизма: организационные, технические, санитарно-гигиенические, социально-психологические: складываются из отношения коллектива к вопросам безопасности, микроклимата в коллективе, климатические, биографические: связаны с полом, возврастом, стажем, квалификацией, состоянием здоровья, психофизиологические: зависят от особенностей внимания, эмоций, реакций, физических и нервно-психологических перегрузок, экономические.
-
Ответственность должностных лиц и сотрудников за нарушение норм охраны труда.
Федеральным законом № 421-ФЗгл. 5 КоАП РФ дополнена новой ст. 5.27.1, устанавливающей ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ.
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда.Совершение данного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 – 4 ст. 5.27.1 влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 5 000 руб., а на юридических лиц – от 50 000 до 80 000 руб. Напомним, что государственные нормативные требования охраны труда устанавливаются Трудовым кодексом (разд. X), федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.
Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. Напомним, что с 01.01.2014 бюджетные учреждения вместо аттестации рабочих мест по условиям труда обязаны проводить специальную оценку условий труда. В соответствии с Законом об оценке труда[1]под специальной оценкой условий труда понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Исходя из ст. 8 Закона об оценке труда обязанности по организации и финансированию специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Указанная процедура проводится совместно работодателем и организацией (организациями), соответствующей(ими) требованиям ст. 19 Закона об оценке труда и привлекаемым(ими) работодателем на основании гражданско-правового договора.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте осуществляется не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом об оценке труда. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Результаты специальной оценки условий труда оформляются отчетом, разрабатываемым организацией, проводящей оценку, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. При этом работодатель знакомит работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета.
-
Органы государственного надзора за охраной труда.
В соответствии со ст.216 Трудового кодекса РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда и другими федеральными органами исполнительной власти.