Файл: Изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента в магазине.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования покупательского спроса и формирования товарного ассортимента на торговом предприятии

1.1 Виды покупательского спроса и методы изучения на торговых предприятиях

1.2 Методы исследования потребительского спроса

1.3 Понятие товарного ассортимента и его виды

1.4 Факторы, оказывающие влияние на товарный ассортимент

1.5 Алгоритм формирования оптимальной структуры товарного ассортимента

ГЛАВА 2. Текущий анализ деятельности торгового предприятия «Pepen group»

2.1 Общая характеристика торгового предприятия «Pepen group»

2.2 Классификация товаров магазина женской одежды "Pepen group"

2.3 Концепция торгового предприятия «Pepen group»

ГЛАВА 3. Исследование спроса и формирование товарного ассортимента на торговом предприятии «Pepen group»

3.1 Оценка спроса и ее роль в составлении ассортимента магазина «Pepen group»

3.2 Формирование ассортиментной концепции предприятия «Pepen group»

3.2.1 Ассортиментный минимум для торгового предприятия «Pepen group»

3.2.2 Анализ конкурентных предприятий

3.2.3 Предложение по внедрению в ассортимент магазина «Pepen group» новых продуктов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

7 Единый государственный реестр юридических лиц [Электронный ресурс]. http://www.rusprofile.ru/egrul?ogrn=1147746591398

ВВЕДЕНИЕ

Потребители товаров в наше время предъявляют все более и более высокие требования к показателям качества и безопасности товаров, их эстетическим свойствам и оригинальности. Особенно это касается такой продукции, как одежда, обувь, кожгалантерея. Эти изделия эксплуатируются постоянно, а, следовательно, должны быть удобными, модными и удовлетворять покупателя по ценовому фактору.

Насыщенность рынка большим количеством товара и разборчивость покупателя вынуждает торговые предприятия к очень тщательному изучению вопросов потребительского спроса и формированию ассортимента товаров в своей организации.

Объектом исследования курсовой работы является потребительский спрос и ассортимент торгового предприятия «Pepen group», а предметом исследования является методы исследования потребительского спроса и стратегии формирования ассортимента на предприятии «Pepen group».

Целью работы является изучение потребительского спроса и приобретение навыков формирования ассортимента на примере торгового предприятия «Pepen group».

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Описать виды покупательского спроса и методы его изучения.
  2. Раскрыть сущность понятия «торговый ассортимент» и привести классификацию его подвидов.
  3. Дать общую характеристику и проанализировать ассортимент торгового предприятия «Pepen group».
  4. Предложить методы исследования спроса и мероприятия по оптимизации товарного ассортимента на торговом предприятии «Pepen group».

Курсовая работа содержит 32 стр., 3 рисунка,6 таблиц, 17 источников литературы

В курсовой работе использовались надежные источники литературы, такие как: учебники и учебные пособия, официальные сайты торгового предприятия и его конкурентов, периодические издания и нормативные документы, которые представлены государственными стандартами.

ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования покупательского спроса и формирования товарного ассортимента на торговом предприятии


1.1 Виды покупательского спроса и методы изучения на торговых предприятиях

Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный период времени. [8] Т.е. спрос – это потребность в товаре, подкрепленная денежными средствами. Процесс формирования спроса схематично представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Процесс формирования спроса

Источник: [1]

На процесс формирования спроса в сфере торговли влияют многие факторы, в том числе экономические:

- Наличие собственных или заемных средств;

- уровень экономического развития страны;

-цена товара;

Существенное влияние на спрос оказывает и объем предложения товара. При росте объемов предлагаемого товара и неизменной численности потребителей интенсивность рыночного спроса падает. [1]

Существуют также неценовые факторы, которые влияют на потребительский спрос. К ним относятся:

  1. Качество товара.
  2. Вкусы потребителя. [8]

Спрос можно подразделить на следующие виды, которые представлены на рисунке 2.

Виды спроса

Отрицательный

Отсутствующий

Скрытый

Падающий

Полноценный

Нерегулярный

Чрезмерный

Нерациональный

Рисунок 2 – Виды потребительского спроса

Рисунок подготовлен по материалам источника [5]

  1. Отрицательный спрос вызван негативным отношением покупателей к товару или услугам. Задача маркетинга в этих условиях проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару, и может ли программа маркетинга изменить негативное отношение к товару посредством его переделки, снижения цен и более активного стимулирования. [5]
  2. Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованы в товаре или безразличными к нему. Задача маркетинга - отыскать способы увязки присущих товару выгод с естественными потребностями и интересами человека.
  3. Скрытый спрос - это когда многие потребители не могут удовлетворить свои желания с помощью предлагаемых на рынке товаров и услуг, (безвредные сигареты, более экономичные автомобили). Задача маркетинга - оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос. [1]
  4. Падающий спрос. Задача маркетинга проанализировать причины падения спроса и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков, изменения характеристик товара и т.п.
  5. Нерегулярный спрос (колебания на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе): - часы пик на транспорте, перегрузка музеев в выходные дни. Задача маркетинга - изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и других приемов побуждения.
  6. Полноценный спрос. Такой спрос обычно имеет место тогда, когда организация удовлетворена своим торговым оборотом. [9]
  7. Чрезмерный спрос - это, когда уровень спроса выше, чем возможность его удовлетворить. Задача маркетинга, именуемого в данном случае "демаркетингом", - изыскать способы временного или постоянного снижения спроса, а не его ликвидации.
  8. Нерациональный спрос, т.е. спрос на вредные для здоровья товары и услуги; сигареты, алкогольные напитки, наркотики и т.п. Задача маркетинга - убедить таких любителей отказаться от таких привычек. [5]

1.2 Методы исследования потребительского спроса

в основе формирования ассортимента товаров для предприятий розничной торговли лежит изучение различных видов покупательского спроса с целью его последующего анализа и использования полученных результатов.

При изучении спроса учитываются три его вида:

• реализованный;

• неудовлетворенный;

• формирующийся. [15]

Учет реализованного спроса проводят для выявления фактического удовлетворения спроса населения на отдельные товары. Об объеме и структуре такого спроса судят по размеру продажи товаров. С этой целью используют материалы инвентаризаций, оперативные данные о запасах и поступлении товаров и т. д. Применение современных компьютерно-кассовых систем позволяет вести ежедневную регистрацию проданных товаров и формировать отчеты с выводом их на печать. [5]

При этом могут быть учтены не только наименование, количество, цена товаров, но и целый ряд других характеристик.

Учет неудовлетворенного спроса на предприятиях розничной торговли проводится различными способами. Например, в магазинах могут вестись специальные книги, куда заносятся заявки покупателей на товары, отсутствующие в продаже. При поступлении этих товаров покупателей извещают по телефону или с помощью почтовых открыток. Кроме того, с целью изучения этого показателя на розничных торговых предприятиях возможно проведение анкетных опросов покупателей. Узнать, какие товары из отсутствующих в продаже покупатели хотели бы приобрести, помогают и беседы, проводимые продавцами в процессе обслуживания покупателей. [15, 8]

Изучение формирующегося спроса на товары-новинки позволяет розничным торговым предприятиям выявить отношение к ним покупателей и более точно определить потребность в этих товарах. С этой целью в магазинах проводятся выставки-продажи, на которых покупатели знакомятся со свойствами представленных товаров, получают консультации по их применению, участвуют в дегустациях и т. п.

Материалы, полученные в процессе изучения спроса, обобщаются. Затем по результатам их анализа принимаются меры, направленные на совершенствование работы по формированию ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли. [15]

Все методы исследования покупательского спроса можно разделить на следующие разновидности (рисунок 3).


Методы изучения спроса

Наблюдения

Анализ

Прогнозирование

Статистические

Специальные

Сбор внутрифирменной

информации

Анализ вторичной

информации

Рисунок 3 – Методы изучения спроса

Материалы подготовлены по книге [8]

К специальным методам изучения спроса относят:

-Опросы покупателей;

1) По изучению спроса на текущий ассортимент;

2) По изучению неудовлетворенного или отложенного спроса;

3) По изучению спроса на новые товары.

-Выставки продажи;

- Выставки пробных и экспериментальных изделий;

- Семинары и презентации для потенциальных покупателей. [8]

1.3 Понятие товарного ассортимента и его виды

Множество товаров, которые представлены на рынке, а также классифицированы с помощью признака потребительского назначения или производственного происхождения называют ассортиментом. Ассортимент может отражать различия, которые существуют между услугами и товарами. Ассортимент является логическим распределением любого множества, образованного по различным признакам, на категории различного уровня или на отдельные звенья. Кроме ассортимента товаров, также бывает ассортимент услуг, ассортимент идей и т.д. [16]

Торговый ассортимент - ассортимент товаров, представленный в торговой сети. [ГОСТ Р 51303] Он, как правило, формируется путем подбора товаров по группам, видам, сортам, моделям, фасонам, размерам и другим признакам.

В основе образования торгового ассортимента лежит товарная группа, которая включает товары (продовольственные или непродовольственные), выпускаемые различными производителями. Товарная группа - это совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение и обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей (например: верхняя одежда, обувь, молочные продукты и т. п.). [15]

Совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением, образует вид товаров. В качестве примера вида товара можно привести, например, костюм, платье, сапоги, телевизор, творог и т. п.

Товарный ассортимент характеризуется следующими показателями:

• широтой или количеством ассортиментных групп;

• глубиной или количеством позиций в каждой ассортиментной группе;


• сопоставимостью или соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами исходя из общности потребите-лей, каналов распределения, цен, характера использования). [4]

Классификация ассортимента товаров выглядит следующим образом:

1) по местонахождению товаров:

а) промышленный ассортимент является набором товаров, которые выпускаются изготовителем согласно его производственным возможностям;

б) торговый ассортимент является набором товаров, формируемый торговыми предприятиями с учетом их потребительского спроса, специализации и материально-технической базы;

в) ассортимент услуг является набором услуг, предлагаемый потребителям. [2].

По степени детализации данный вид ассортимента, как и ассортимент товаров, подразделяется на три вида: видовой, групповой и внутривидовой.

2) по широте охвата товаров:

а) простой ассортимент является набором товаров, представленных небольшим количеством видов, групп, а также наименований, удовлетворяющих ограниченное число потребностей;

б) сложный ассортимент является набором товаров, представленных значительным количеством видов, групп, разновидностей и наименований товаров, отличающихся конструкцией, исходными материалами, а также другими признаками и удовлетворяющий всевозможные человеческие потребности; [8].

в) развернутый ассортимент является набором товаров, включающий большое количество видов, подгрупп, разновидностей, а также наименований, которые относятся к группе однородных, но отличающихся определенными индивидуальными признаками;

г) смешанный ассортимент является набором разных видов, групп, наименований, которые отличаются большим разнообразием функционального назначения.

3) по степени удовлетворения потребностей:

а) рациональный ассортимент является набором товаров, наиболее полно удовлетворяющих реально обоснованные потребности, обеспечивающие максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки и техники;

б) оптимальный ассортимент является набором товаров, удовлетворяющих реальные потребности с получением максимально полезного эффекта для потребителя при минимальных затратах на разработку производства, проектирование и доведение до потребителя.

4) по состоянию в конкретный момент времени:

а) реальный ассортимент является набором товаров, имеющихся в конкретной фирме продавца либо производителя;

б) прогнозируемый ассортимент является набором товаров, которому будет необходимо удовлетворять предполагаемые потребности.