Файл: Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Необходимость и сущность финансов
1.1 Финансы как экономическая категория
1.2 Субъекты и виды финансовых отношений
1.3 Особенности финансового механизма
2. Финансовая система и финансовая политика государства
2.1 Понятие финансовой системы, ее задачи
2.2 Финансовая политика государства
2.3 Финансовая политика государства и применяемый финансовый механизм
3. Финансовый механизм и его роль в формировании финансовой политики в современных условиях
3.1 Финансовый механизм и его структура
3.2 Основные функции финансового механизма в реализации антикризисных мер в России
К настоящему времени правительство РФ сформировало и реализует широкий набор антикризисных мер, уникальный по количеству форм и направлений воздействия государства на экономику, по объемам используемых ресурсов. С начала проведения антикризисной политики в качестве приоритетов были заявлены:
- поддержка (обеспечение стабильности) финансового сектора;
- социальная поддержка населения, сохранение и создание новых рабочих мест;
-поддержка отдельных, наиболее чувствительных к кризису отраслей реального сектора экономики на основе стимулирования внутреннего спроса и импорт замещения;
-поддержка системообразующих и градообразующих предприятий.
После завершения цикла принятия «мер», а также с осознанием длительности кризиса усиливается объективная потребность в системной оценке антикризисной политики государства по отношению к реальному сектору экономики. При проведении оценки антикризисных мер основное внимание уделялось не обсуждению целесообразности той или иной меры, а оценке используемых инструментов государственного регулирования (воздействия), соответствующих правил, а также механизмов, обеспечивающих их выполнение.[48]1
В то же время проведение антикризисной политики позволило ускорить реализацию ряда ранее запланированных стратегических мер, особенно в части развития корпоративного регулирования, поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП), совершенствования налогового регулирования.[49]2
В связи с этим представлялось важным реконструировать задачи антикризисной политики, исходя из состава и особенностей реализуемых мер. В основном антикризисные меры направлены на решение следующих задач:[50]3
- расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам (прямое кредитование госбанками, финансовыми институтами развития, их капитализация; стимулирование частного кредитования путем предоставления субсидий по процентным ставкам и госгарантий; рекомендации банкам по кредитованию; расширение условий для привлечения капитала на основе выпуска акций и облигаций и их выкупа уполномоченными организациями);
- снижение нагрузки на бизнес, путем снижения налоговой нагрузки, вывозных таможенных пошлин, административной нагрузки, ограничение роста тарифов на услуги и продукцию субъектов естественных монополий;
- смягчение негативных социальных последствий и развитие рынка труда (увеличение пособий по безработице, со финансирование региональных программ занятости, ограничения на использование иностранной рабочей силы);
- стимулирование внутреннего спроса (госзакупки, авансирование, преференции для отечественных производителей, закупки и инвестиционные программы субъектов естественных монополий, лизинг, защитные таможенные меры, субсидии по кредитам потребителей);
- поддержка малого и среднего предпринимательства (со финансирование региональных программ по развитию МСП, программы кредитования МСП Внешэкономбанка), развитие конкуренции.[51]1
Как известно, основными источниками экономического роста являются инвестиции в основной капитал и вложения в человеческий капитал — в сферу «экономика знаний», которая является главной составной частью человеческого капитала. На наш взгляд, чтобы переломить развитие и выйти на реальный экономический рост, нужно инвестиции и вложения увеличивать в год по 8-10%. Тогда доля инвестиций к 2020 году достигнет 22%, доля «экономики знаний» — 18% в ВВП, а к 2025 году, если это продолжить, то доля инвестиций может вырасти до 27%, а доля вложений в «экономику знаний» — до 25%. Это обеспечит экономический рост в размере 3% к 2021 году, если со следующего года начать финансовый форсаж, и до 4-5% к 2025 году. При продолжении такого темпа до 2030 года удельный вес инвестиций в основной капитал надо довести до 30-33%, а доля вложений в человеческий капитал достигнет 35%. Тогда ежегодный рост экономики поднимется до 5-6%.
Нужно отметить, что ряд мер сложно отнести только к одной из выделенных задач. Например, некоторые антикризисные меры в рамках социальной политики могут также рассматриваться в контексте стимулирования внутреннего спроса на продукцию отдельных отраслей, развития предпринимательства.[52]2
Таким образом, можно сделать выводы, что реализация антикризисных мер сводится к стимулированию деловой активности предпринимательства Российской Федерации.
Заключение
Данная курсовая работа была направлена на изучение темы «Финансы и финансовый механизм в современной России. Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что финансовая система государства - это один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Финансовая и прежде всего бюджетная система оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть - национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и благосостояние населения.[53]1
В ходе выполнения курсовой работы рассматривались следующие вопросы: финансы как экономическая категория; субъекты и виды финансовых отношений; понятие финансовой системы; структура государственных финансов; финансовая политика государства; финансовый механизм и его структура; основные функции финансового механизма в реализации антикризисных мер.[54]2
На основании изученных нормативно-правовых актов, специальной литературы можно сделать вывод: финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Каждая экономическая категория имеет свою специфику, проявляется через определенные виды, формы и методы выражения соответствующих отношений. Именно эти понятия -виды, формы и методы реализации отношений - выступают в экономической жизни как инструмент, механизм управления соответствующими процессами. Финансы как специфическая распределительная категория участвуют в распределении и перераспределении созданного продукта путем образования и использования различных целевых фондов денежных средств. Поэтому применяемый в этом процессе механизм - это виды, формы и методы выражения финансовых отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов и фондов.
Термин «механизм» имеет техническое происхождение и в экономическом понимании означает средство, которым можно привести что-нибудь в действие, побудить определенную деятельность. В этом смысле термин применяется в управлении, и его суть связана с содержанием воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, определяемого задачами экономической, в том числе и финансовой политики.
В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.[55]1
Структура финансового механизма довольна сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именно множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма).[56]2
Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д.
Важной составной часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
Также было уделено внимание вопросу: основные функции финансового механизма в реализации антикризисных мер в России, где были рассмотрены меры государства в реализации антикризисной политики в стране.
Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление финансового планирования и прогнозирования. Нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.
Таким образом, основными звеньями (элементами) финансового механизма является - финансовое планирование и прогнозирование; финансовые показатели, нормативы и лимиты.
Список использованных источников
Нормативная литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. (часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ с комментариями и изменениями 2018 г.)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. (часть 2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ с комментариями и изменениями 2018 г.)
3.Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете».
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1. от 31.07.98г. 146-ФЗ.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.2. от 5.08.00 117- ФЗ.
6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред.от 27.12.2018)
7. Федеральный закон Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год».
8. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ
9.Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ
Специальная литература.
1. Экономика предприятия: Учебник / Под общей редакцией проф., д.э.н. А.И. Руденко. – М. 2010. – 912с.
2. Экономика предприятия: Учебник / Под редакцией проф. О.И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 167с.
3. Об изменениях в валютном законодательстве России // А.М.Эрделевский Деньги и кредит. - 2013. - N 2. - С.68-70.
4. Международные финансы : Учебное пособие для вузов /Л.Н.Федякина – М.:Межд.отнош., 2016. – 640с.
5. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н.Мысляева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 303с.
6. Финансы и кредит.: Учебник / В.П.Герасименко, Е.Н.Рудская. – М.:НИЦ ИНФРА-М, Академцентр , 2016. – 384с.
7. Финансы организаций (предприятий): Учебное пособие. / Т.Ю.Мазурина. – М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2017. – 160с.
8. Основы финансового менеджмента. И.А.Бланк – М.:Омега-Л, 2011. – 768с.
-
Финансы и кредит.: Учебник / В.П.Герасименко, Е.Н.Рудская. – М.:НИЦ ИНФРА-М, Академцентр , 2016. – 384с. ↑
-
1 Финансы и кредит.: Учебник / В.П.Герасименко, Е.Н.Рудская. – М.:НИЦ ИНФРА-М, Академцентр , 2016. – 384с. ↑
-
2 Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете». ↑
-
1 . Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1. от 31.07.98г. 146-ФЗ. ↑
-
2 Финансы и кредит.: Учебник / В.П.Герасименко, Е.Н.Рудская. – М.:НИЦ ИНФРА-М, Академцентр , 2016. – 384с. ↑
-
1 . Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1. от 31.07.98г. 146-ФЗ. ↑
-
Федеральный закон Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год». ↑
-
3 Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н.Мысляева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 303с. ↑
-
1 Федеральный закон Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год». ↑
-
2 . Финансы организаций (предприятий): Учебное пособие. / Т.Ю.Мазурина. – М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2017. – 160с. ↑
-
Федеральный закон от 13 июня 2007 года № 116-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение» ↑
-
2 Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н.Мысляева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 303с. ↑
-
1 Основы финансового менеджмента. И.А.Бланк – М.:Омега-Л, 2011. – 768с. ↑
-
1 Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете». ↑
-
2 .Экономика предприятия: Учебник / Под общей редакцией проф., д.э.н. А.И. Руденко. – М. 2010. – 912с. ↑
-
1 Экономика предприятия: Учебник / Под общей редакцией проф., д.э.н. А.И. Руденко. – М. 2010. – 912с. ↑
-
1 .Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.2. от 5.08.00 117- ФЗ. ↑
-
2 Экономика предприятия: Учебник / Под редакцией проф. О.И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 167с. ↑
-
1 Экономика предприятия: Учебник / Под редакцией проф. О.И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 167с. ↑
-
1 Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ ↑
-
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред.от 27.12.2018) ↑
-
1 Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н.Мысляева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 303с. ↑
-
2 Международные финансы : Учебное пособие для вузов /Л.Н.Федякина – М.:Межд.отнош., 2016. – 640с. ↑
-
1 Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н.Мысляева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 303с. ↑
-
1 Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н.Мысляева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 303с. ↑
-
2 Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ ↑
-
1 Финансы организаций (предприятий): Учебное пособие. / Т.Ю.Мазурина. – М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2017. – 160с. ↑
-
2 Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н.Мысляева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 303с. ↑
-
1 Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н.Мысляева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 303с. ↑
-
2 .Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.2. от 5.08.00 117- ФЗ. ↑
-
3 Экономика предприятия: Учебник / Под редакцией проф. О.И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 167с. ↑
-
1 Международные финансы : Учебное пособие для вузов /Л.Н.Федякина – М.:Межд.отнош., 2016. – 640с. ↑
-
2 Финансы организаций (предприятий): Учебное пособие. / Т.Ю.Мазурина. – М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2017. – 160с. ↑
-
3 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред.от 27.12.2018) ↑
-
1 Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н.Мысляева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 303с. ↑
-
2 Об изменениях в валютном законодательстве России // А.М.Эрделевский Деньги и кредит. - 2013. - N 2. - С.68-70. ↑
-
1 Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н.Мысляева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 303с. ↑
-
2 Финансы организаций (предприятий): Учебное пособие. / Т.Ю.Мазурина. – М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2017. – 160с. ↑
-
3 Основы финансового менеджмента. И.А.Бланк – М.:Омега-Л, 2011. – 768с. ↑
-
1 Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ ↑
-
2 Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н.Мысляева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 303с. ↑
-
3 Финансы организаций (предприятий): Учебное пособие. / Т.Ю.Мазурина. – М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2017. – 160с. ↑
-
1 Международные финансы : Учебное пособие для вузов /Л.Н.Федякина – М.:Межд.отнош., 2016. – 640с. ↑
-
2 Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н.Мысляева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 303с. ↑
-
3 Основы финансового менеджмента. И.А.Бланк – М.:Омега-Л, 2011. – 768с. ↑
-
1 Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н.Мысляева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 303с. ↑
-
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ ↑
-
1 Международные финансы : Учебное пособие для вузов /Л.Н.Федякина – М.:Межд.отнош., 2016. – 640с. ↑
-
2 Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н.Мысляева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 303с. ↑
-
3 Основы финансового менеджмента. И.А.Бланк – М.:Омега-Л, 2011. – 768с. ↑
-
1 . Финансы организаций (предприятий): Учебное пособие. / Т.Ю.Мазурина. – М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2017. – 160с. ↑
-
2 Основы финансового менеджмента. И.А.Бланк – М.:Омега-Л, 2011. – 768с. ↑
-
1 Основы финансового менеджмента. И.А.Бланк – М.:Омега-Л, 2011. – 768с. ↑
-
2 Экономика предприятия: Учебник / Под редакцией проф. О.И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 167с. ↑
-
1 Основы финансового менеджмента. И.А.Бланк – М.:Омега-Л, 2011. – 768с. ↑
-
2 Финансы организаций (предприятий): Учебное пособие. / Т.Ю.Мазурина. – М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2017. – 160с. ↑