Файл: Особенности кадровой стратегии торговой организации.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы кадровой стратегии современной организации
1.1 Особенности кадровой стратегии торговых организации
1.2 Методы управления кадрами в торговой организации
1.3 Роль кадровой службы в деятельности организации торговли
2. Кадровая стратегия организации «Рособоронэкспорт»
2.1 Общая характеристика организации «Рособоронэкспорт»
2.2 Оценка эффективности кадровой стратегии АО «Рособоронэкспорт»
2.3 Рекомендации по совершенствованию кадровой стратегии организации
Введение
Любая современная организация, ориентированная на успешное существование и развитие, планирует свою работу не только на ближайшее будущее, но и на отдаленную перспективу.
Важную роль в этих планах играет кадровая стратегия организации.
Практика функционирования многих организаций свидетельствует о четкой взаимосвязи стратегических решений по управлению кадрами, поэтому планирование работы с кадрами позволяет добиться поставленных целей с минимальными затратами материальных и человеческих ресурсов.
Актуальность темы курсовую работы обусловлено тем, что значение кадровой стратегии современной организации очень велико и определяется появлением новых задач в управлении человеческим и ресурсами, которые возникают перед российскими организациями в современных условиях всевозрастающей конкуренции между товаропроизводителями и ростом требований потребителей к качеству товаров и услуг. В грамотно разработанной кадровой сттратегии органично соединяются настоящее и будущее компании.
Кадровая стратегия организации является важной частью успешного ведения бизнеса. К основным и наиболее важным ресурсам организации относятся, прежде всего, люди.
Хорошо проработанная, соотносящаяся с реальностью кадровая стратегия – это одно из самых важных направлений деятельности руководства организации.
Целью курсовой работы является изучение кадровой стратегии современной организации.
Задачами являются:
Изучение особенностей кадровой стратегии современной организации;
Изучение методов управления кадрами на примере торговой организации;
Определение роли кадровой службы в деятельности организации;
Оценка эффективности кадровой структуры организации.
Предметом исследования является кадровая стратегия современной организации.
Объектом исследования является организация «Рособоронэкспорт».
В курсовой работе использованы труды российских и зарубежных авторов, периодические издания, интернет-ресурсы, сайт исследуемой организации.
1. Теоретические основы кадровой стратегии современной организации
1.1 Особенности кадровой стратегии торговых организации
Кадровая стратегия – это специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, которые конкретизированы с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, типа кадровой политики организации.
Практика функционирования торговых организаций свидетельствует о взаимосвязи стратегических решений по их управлению с системой управления персоналом.
Факторами, определяющими кадровую стратегию, являются:
внешняя и внутренняя среда функционирования организации;
тип стратегии организации, принятой ее руководством;
уровень планирования;
открытость/закрытость кадровой политики;
компетенция персонала.
Анализ внешней среды состоит из двух частей:
анализ макроокружения;
анализ непосредственного окружения.
Среди факторов внешней среды выделяют исторические и национальные традиции, состояние рынка труда, сложившиеся социальные потребности, результаты деятельности профсоюзов и др. общественных организаций и движений, развитие технологий управления персоналом, систему образования, кадровую политику организаций-конкурентов.
Анализ внутренней среды выявляет состояние и перспективы развития персонала, стиль управления, состояние технологии, сложившейся в организации организационной культуры: Главным элементом анализа внутренней среды в стратегическом управлении персоналом организации является анализ миссии и целей организации. Среди внутренних факторов особое внимание уделяется на организационные ценности, количественные и качественные характеристики персонала, финансовые средства, которые выделяются на привлечение, развитие трудовых ресурсов.
Различают несколько типов стратегии организации:
предпринимательскую стратегию;
стратегию динамического роста;
стратегию прибыльности;
ликвидационную стратегию;
стратегию круговорота.
Компетенция персонала в современной организации стала центральным понятием всей концепции управления персоналом. Под компетенцией понимается рациональное сочетание знаний, навыков в работе и способов общения, которыми обладает персонал в данный конкретный период времени. Кадровая стратегия предполагает соответствующее развитие компетенции персонала, которая исходит из выбранной стратегии организации.
Стратегическое управление организацией обеспечивается формированием и корректировкой управленческих систем, эффективность которых определяется, прежде всего, их способностью создавать условия для реализации выбранной стратегии. Важное место в перечне таких систем занимает система управления персоналом.
Значимость управления персоналом обусловлена современным пониманием роли работника в успехе торговой организации. Технология торговли имеет свою специфику, которая заключается в высокой доле операций, важным элементом которых является деловое общение между продавцом и покупателем [8].
Механизация и автоматизация труда торгового работника оказывают косвенное влияние на эффективность такого взаимодействия. Это определяет особую роль персонала в достижениях организации. Процветания добиваются те организации, где кадровые вопросы находятся в центре внимания администрации. Современный подход к построению системы управления персоналом получил название «стратегическое управление человеческими ресурсами». В рамках этого подхода менеджмент организации направлен на формирование количественного и качественного состава персонала и создание условий для более полной реализации его трудового потенциала.
Разработка системы стратегического управления человеческими ресурсами включает следующие этапы:
•определение общих целей и выработка стратегии управления;
•формулирование кадровой политики организации;
•деятельная проработка механизма реализации стратегии в рамках выделенных функциональных блоков;
•проектирование организационной структуры системы управления персоналом;
•формирование информационной системы управления персоналом.
Стратегия управления персоналом организации определяется стратегией управления и целями управления персоналом. С учётом выработанной общей стратегии управления персоналом формулируется кадровая стратегия организации. Она определяет специфику функциональных блоков кадровой работы, среди которых можно выделить следующее:
Планирование потребности в трудовых ресурсах;
Обеспечение потребности в персонале;
Адаптация персонала;
Организация труда персонала;
Оценка персонала;
Стимулирование труда работников;
Социально-бытовое обеспечение;
Обучение и повышение квалификации персонала;
Комплекс мероприятий, связанных с увольнением работников.
Кадровая стратегия - это система взглядов высшей администрации на специфику кадрово-управленческих отношений в организации, которые направлены на реализацию целей и стратегии развития её кадрового потенциала.
Кадровая политика - определяется ролью, местом, которое отводит администрация кадрам в системе функционирования организации.
Основными направлениями в сфере управления являются:
обеспечение равных возможностей эффективности труда;
анализ рабочих мест;
планирование рабочих мест;
набор и отбор персонала;
оценка результативности труда;
обучение и повышение квалификации персонала;
планирование карьеры и перемещение по службе;
оплата труда, пособия;
обеспечение трудовой дисциплины;
трудовые отношения;
обеспечение безопасных и здоровых условия труда;
режим работы.
У каждого отдельного работника имеются личностные характеристики, которые должны быть учтены при разработке кадровой стратегии. Таковыми являются:
1. Способность работника;
2. Образ мышления и склонности;
3. Предпочтения и рабочие интересы;
4.Мотивация;
5.Личные качества.
При оценке эффективности кадровой стратегии учитываются количественные и качественные показатели:
результативность труда;
соблюдение законодательства;
удовлетворенность работников трудом;
текучесть кадров;
наличие жалоб;
частота рабочего травматизма.
Диагностическое моделирование позволяет провести комплексную оценку возможностей организации с целью формирования обоснованной программы развития организации и кадровой политики. Однозначность трактовки «кадровая политика» обеспечивается за счёт разработки специального документа, который регламентирует реализацию основных её положений.
Документ, регламентирующий кадровую политику организации, утверждается руководителем и является обязательным для исполнения. Документ называется «Концепция кадровой политики организации». В наиболее полный вариант документа включаются следующие разделы:
1.Общие положения, где указываются наименование организации, миссия, деловые и нравственные качества персонала, приоритеты деятельности, цели, стратегия развития организации, основные задачи управления персоналом.
2. Принципы кадровой политики и их реализация: содержит перечень руководящих принципов кадровой стратегии и их отражение в обеспечивающих подсистемах, в специализированных программах.
3. Направления развития кадрового потенциала, где даётся перечень действий, обеспечивающих формирование, использование и развитие кадрового потенциала, их специфика.
4. Организация работы с кадрами, где отражена специфика действующей организации единой автоматизированной системы управления кадрами, её структура, перечень, распределение функций, полномочий.
5. Перечень регламентирующих документов: содержит наименование утверждённых внутренних регламентов и документов, регулирующих работу кадров организации, их влияние на принимаемые решения.
Наиболее часто в практической работе российских и зарубежных организаций используются принципы [10]:
1. Длительный наём - направлен на формирование интеллектуальной элиты и надежного исполнительского звена организации. Суть длительного наёма заключается в моральном обязательстве администрации обеспечивать постоянную занятость персонала. Реализация наёма предусматривает разработку системы стимулов, которые обеспечивают заинтересованность кадров в продолжении трудовой деятельности в данной организации.
2.Уважение личности работника - подразумевает приоритет прав личности работника в структуре ценностей организации. Его использование дает возможность задействовать важнейший инструмент повышения эффективности труда работника. Этот мотивационный фактор играет огромную роль в организациях, которые не обладают значительными финансовыми ресурсами для своего развития. В соответствии с этим принципом в центре внимания администрации организации находится человек. Реализация данного принципа также предусматривает предоставление работнику полного объёма информации о работе организации, затрагивающего его интересы.
3.Единый статус - это статус равных возможностей профессионального и служебного роста, равных прав на одинаковые условия труда для всех категорий работников независимо от уровня занимаемой должности.
4. Законность - предусматривает неукоснительное соблюдение администрацией действующего трудового законодательства, подзаконных актов, соглашений.
5. Демократизация управления кадрами - предусматривает гласность, право работников принимать участие в выработке решений в областях, затрагивающих их непосредственные интересы.
6. Профессионализм и компетентность кадров - этот принцип реализуется в отношении специалистов организации и торгово-оперативного персонала. Компетентность кадров обеспечивается за счёт скоординированных схем комплектования, оценки, обучения и стимулирования высокого профессионального уровня кадров.