Файл: Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Необходимость и сущность финансов
1.1 Финансы как экономическая категория
1.2 Субъекты и виды финансовых отношений
1.3 Особенности финансового механизма
2. Финансовая система и финансовая политика государства
2.1 Понятие финансовой системы, ее задачи
2.2 Финансовая политика государства
2.3 Финансовая политика государства и применяемый финансовый механизм
3. Финансовый механизм и его роль в формировании финансовой политики в современных условиях
3.1 Финансовый механизм и его структура
3.2 Основные функции финансового механизма в реализации антикризисных мер в России
Сочетание элементов финансового механизма - форм, видов, методов организации финансовых отношений - образует конструкцию финансового механизма, которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом[14]1.
Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики.
Финансовая политика тесно связана с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Анализ финансовой политики, применявшийся различными государствами, позволяет выделить три се основных типа: классическую, регулирующую и планово-директивную политику. [15]2
До конца 1920-х гг. основным типом финансовой политики большинства стран был классический вариант. Такая финансовая политика была основана па трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо и их последователей. Основные се направления - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета. Этим целям финансовой политики соответствовал и финансовый механизм:
- сокращались расходы государственного бюджета, за исключением военных расходов и расходов по обслуживанию государственного долга;
- система налогообложения основывалась на косвенных и имущественных налогах;
- управление финансами сосредоточивалось в одном органе -- министерстве финансов (казначействе).[16]1
Однако еще в XIX в. бурное развитие производительных сил поставило перед государством вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро этот вопрос встал в конце 1920-х гг., когда обострился весь комплекс экономических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу была положена экономическая теория английского экономиста Дж. М. Кейнса и его последователей, которые исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений для обеспечения полной занятости населения. Произошли изменения в механизме:
- основным инструментом регулирования экономики становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос;
- кардинально меняется система налогов, главным из которых становится подоходный налог, обеспечивающий изъятие у экономических субъектов доходов;
- активно используется государственный кредит, развивается система долгосрочных и среднесрочных государственных займов;
- меняется система управления финансами, возникает несколько самостоятельных специализированных органов.[17]1
В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 1930--1960-х гг. стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран. В 1970-х гг. в основу финансовой политики была положена неконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не отказывалась от регулирования как цели, но ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область.[18]2
Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства. Финансовый механизм в этих условиях характеризуется следующими чертами:
- сокращается объем перераспределения национального дохода через финансовую систему;
- снижается бюджетный дефицит;
- происходит стимулирование роста сбережений как источника производственного инвестирования.
Планово-директивная финансовая политика осуществляется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана:
- государство полностью регулировало финансы государственных предприятий через систему двухканального изъятия чистого дохода (сначала чистый доход изымался в бюджет при помощи налогов, а затем предприятия вносили в бюджет свободный остаток прибыли);
- средства населения изымались при помощи подоходного налога, а также путем размещения принудительных государственных займов;
- расходы бюджетов осуществлялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом без их увязки с возможным эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно на финансирование оборонных отраслей, "долгостроя", военных расходов и т.п.;
- управление финансами осуществлялось из единого центра - министерства финансов.[19]1
Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п. В то же время использование такой финансовой системы в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы, резкому ухудшению финансового положения государства.
2. Финансовая система и финансовая политика государства
2.1 Понятие финансовой системы, ее задачи
Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики представляют собой финансовую систему. Она включает государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и финансы граждан.[20]1
Каждое звено финансовой системы выполняет конкретные задачи:
Задачей государственных финансов является сосредоточение финансовых ресурсов в фондах государства или территориальных органов власти и направление их на финансирование нужд общества.
Перед финансами хозяйствующего субъекта стоит задача формирования своих денежных фондов и использования их на основе эффективного управления денежным потоком.
В задачу финансов граждан входит формирование доходов и их использование.
В структуре государственных финансов главным элементом выступают бюджеты трех уровней (в соответствии с бюджетным кодексом РФ):
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов Федерации (бюджеты республик, края, области);
- местные бюджеты - городские, районные сельские.[21]2
Возможны разные принципы построения взаимоотношений между бюджетами разных уровней. В настоящее время в России взаимоотношения бюджетов разных уровней строятся на принципе фискального федерализма: бюджеты нижестоящих уровней функционируют автономно, т.е. не включают свои доходы и расходы в бюджеты вышестоящих уровней.
2.2 Финансовая политика государства
Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций и является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.[22]1
В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.
Целями финансовой политики могут являться: политические цели, т.е. достижение целей в области внешней и внутренней политики; экономические цели, достижение целей в области экономики на различном уровне; социальные цели, достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).[23]2
Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использование финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне:
- мировом;
- региональном;
- национальном;
- на уровне отдельных регионов внутри страны;
- на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта)
- отдельного предпринимателя;
- на уровне отдельного домохозяйства.
В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:
- бюджетная политика;
- налоговая политика;
- таможенная политика;
- кредитно-денежная политика;
- инвестиционная политика;
- институциональные преобразования;
- социальная политика.
Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.[24]1
Цели и содержание финансовой политики определяют ее основные задачи: обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; рациональное распределение и использование финансовых ресурсов; организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране; выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Результативность финансовой политики во многом зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.[25]1
Управление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти - это Федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Ими рассматриваются и утверждаются федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.[26]2
Из вышесказанного следует, государственная финансовая политика это элемент макроэкономической политики.
В настоящее время государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.
2.3 Финансовая политика государства и применяемый финансовый механизм
Все перечисленные выше функции финансов непосредственно реализуются в финансовой политике и финансовом механизме.
Финансовая политика - это основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием для выполнения государством своих функций.[27]1