Файл: Классификация правовых норм (подробно).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следовательно, в отношении этого человека такое правило имеет характер права. Но это правило становится определяющим, когда речь идет о представителях правоохранительных органов, которые несут прямую ответственность за обеспечение соблюдения правовых норм.

Таким образом, классификация Модестина достигла в основном до сегодняшнего дня с одним, тем не менее, разъяснением: правила наказания были исключены из него. Немецкие юристы (особенно Ф. К. Савиньи) в прошлом веке доказали, что такие нормы являются лишь своего рода правилами, которые управляют. Но, как видно из приведенной выше классификации правовых норм, мнения разных авторов по этому вопросу часто не совпадают или, по крайней мере, дополняют друг друга. Например, в учебнике В.Н. Хропанюка на этой основе дает более подробную классификацию.

Помимо абсолютно-определенных и относительно-определенных норм автор выделяет группу альтернативных юридических норм, которые предусматривают несколько вариантов условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение[24]. Так, согласно гражданскому законодательству покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать либо замены вещи вещью надлежащего качества, либо соразмерного уменьшения ее цены, либо безвозмездного устранения недостатков вещи ее продавцом или возмещения расходов покупателя на их исправление. Альтернативные санкции содержат несколько вариантов наказаний, одно из которых может быть применено к правонарушителю.

Например, умышленная потрава посевов и повреждение полезащитных и иных насаждений наказывается исправительными работами на срок до одного года или штрафом, или возложением обязанности возместить причиненный вред.

Теория права различает также поощрительные и рекомендательные нормы, которые занимают особое место в данной классификации. Поощрительные правовые нормы дают компетентным органам право при наступлении предусмотренных в гипотезах этих норм условий применить их к тем, кто заслуживает поощрения (например, положения об орденах, медалях, почетных званиях и т. д.). Однако компетентные органы вправе эту норму и не применять. Поэтому, невыполнение требований, указанных норм юридически безразлично, но отнюдь не неправомерно, как и, с другой стороны, выполнение тех же требований не только правомерно, но и служит основанием для поощрения. В этом и заключается специфика поощрительных норм[25].


Рекомендуемые стандарты содержат рекомендации, предложения компетентных органов рассматривать конкретный вопрос и принимать на нем определенное решение, официально признавая его законным.

Кроме того, в группе императивных норм некоторые источники испускают общие нормы. Однако общие правила не следует путать с нормами, которые содержат оценочные концепции, такие как: «если есть достаточные доказательства ...», «если есть потребность в производстве ...», «если есть веские причины ... »И т. Д. Распределение общих норм включает в себя изменяющийся элемент - правила, содержащиеся в периодически обновляемых актах (правила дорожного движения, правила безопасности, санитарные и технические стандарты, только технические нормы, нормы естественных потерь и т. Д.). При применении полных норм необходимо ссылаться на последние издания актов, содержащих соответствующие правила, которые включены в правовые нормы, применение которых невозможно без учета моральных критериев; такими, например, являются правила ответственности за оскорбление, клевету.

Большинство правовых норм, предусматривающих применение санкций за правонарушения, применяются в особой процедурной форме, обеспечивая разъяснение правды дела, обоснованность и законность решения. Процедурная форма также используется при осуществлении или защите ряда других правовых норм. В этой связи нормы материального права - нормы, определяющие содержание прав, обязанностей и запретов, непосредственно направленных на регулирование общественных отношений и правил процессуального права, - определение порядка, порядка, формы осуществления или защиты норм материального права закон.

Нормы материального права регулируют социальные, политические, имущественные отношения, лежащие в основе общества и государства. Они определяют права и обязанности, которые необходимы для позиции человека в обществе и государстве, и регулируют его правоотношения с другими людьми, их объединениями, а также с властями и администрацией. Существенные нормы также определяют структуру, компетенцию, соотношение государственных органов. Процессуально-правовые нормы определяют порядок, порядок регистрации и защиты прав, установленных нормативными правовыми нормами, порядок и последовательность действий государственных органов и должностных лиц, применяющих правовые нормы. Существенные правила как бы образуют первый уровень права, правовую основу общества и государства. Процессуальные правовые нормы, составляющие второй слой, определяют юридические способы защиты, защиты и восстановления первого уровня права и, по существу, являются основным бременем обеспечения режима законности в обществе и государстве[26].


Наконец, классификация правовых норм иногда связана с юридической силой нормативных актов, которые содержат эти нормы и их элементы, в компетенции государственных органов, издающих эти акты.

При выявлении противоречий между условиями применения, установленными на разных уровнях законодательства или определениями содержания нормы, применяются следующие правила:

- во всех случаях несоответствий между нормами права и подзаконными актами действуют определения законов;

- последующий нормативный акт того же (или высшего) государственного органа вносит изменения в предыдущие.

Что касается Российской Федерации в этом отношении, то можно отметить, что определения норм, содержащихся в положениях Федерации, имеют преимущество перед стандартами, установленными в актах его субъектов.

Как видно из всего сказанного, в современной теории права сегодня до сих пор не существует единой классификации правовых норм, которая бы полностью отражала все свойства последнего. Тем не менее, некоторые авторы могут придавать особое значение любому методу классификации, однако в целом относительность, условность классификаций правовых норм несомненна. Предупреждение о преувеличении теоретической важности вопроса о классификации правовых норм в юридической науке, эта конвенция не исключает ее вообще. Этот элемент теории отражает особенности структуры права, позволяет лучше понять этот социальный институт как сложное общественное образование и позволяет рассматривать его как целостную систему.

3. Изложение элементов правовых норм в статьях нормативно-правовых актов

Норма права сама по себе представляет абстрактное явление (логическую умозрительную конструкцию) и не может рассматриваться в качестве самостоятельного источника права. Для того чтобы приобрести реальную юридическую силу, норма должна получить свое внешнее выражение (формально-юридическое закрепление)[27]. В России основной формой выражения норм права являются нормативно-правовые акты. Получая свое документальное закрепление, норма права приобретает фактическую юридическую силу и начинает выступать в качестве средства регулятивно-охранительного воздействия[28].


При этом содержание нормы права не всегда совпадает со статьей нормативно-правового акта. Иными словами, текст статьи не всегда буквально воспроизводит все элементы логической структуры правовой нормы. Это объясняется, во-первых, необходимостью лаконичного изложения юридического материала (поэтому, если диспозиции ряда норм совпадают, отличаясь лишь второстепенными признаками, происходит объединение таких норм в одной статье нормативно-правового акта); во-вторых, требованием удобства в обращении с нормативным материалом; в-третьих, наличием системных межотраслевых связей, предполагающих возможность изложения элементов логической структуры нормы права в различных статьях различных нормативно-правовых актов[1].

В связи с этим соотношение нормы права и статьи нормативноправового акта предполагает следующие возможности:

- все три элемента логической структуры нормы права могут быть включены в одну статью нормативного акта;

- в одной статье нормативного акта могут быть изложены несколько правовых норм;

- элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

- элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нормативных актов[29].

Способы изложения нормы права:

1) прямой способ - структурные элементы нормы права изложены в статье нормативного акта в полном объеме;

Так, например, статья 65 ГПК РФ гласит «...если требование суда о предоставлении письменного доказательства не выполнено (гипотеза) по причинам, признанным судом неуважительными (диспозиция), виновные должностные лица и граждане, участвующие или неучаствующие в деле, подвергаются штрафу в размере до пятидесяти МРОТ (санкция)».

2) отсылочный способ - в статье нормативного акта излагается часть нормы и делается отсылка к тексту, в котором содержится недостающая часть (другая часть этой же статьи, другая статья этого же нормативно-правового акта, другой нормативно-правовой акт;

Так, например, статья 25 ГПК РФ гласит: «Судам подведомственны ... дела особого производства, перечисленные в статье 245 настоящего Кодекса»; ст. 62 ГПК РФ гласит: «За отказ или уклонение от дачи показаний свидетель несет ответственность по статье 182 УК РСФСР (ст. 308 УК РФ)».

3) бланкетный способ - в статье нормативного акта закрепляется сам факт существования правила поведения (диспозиция) и определяются юридически значимые последствия реализации или нарушения субъектом этого правила (санкция). При этом непосредственно в статье не содержится информации о сущности и содержании самого правила либо о выходных данных документа, это правило содержащего. Предполагается, что правоприменитель должен обладать необходимой информацией в силу собственной профессиональной компетенции.


Например, пункт 1 ст. 264 УК РФ гласит: «Нарушение лицом, управляющим автомобилем... правил дорожного движения..., повлекшее по неосторожности причинение... вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет...». В данном случае законодатель определяет сам факт существования правил дорожного движения и определяет виды и меры юридической ответственности за их нарушение[30].

Вместе с тем в самой статье ничего не сказано о непосредственном содержании правил дорожного движения - предполагается, что такой информацией должны обладать организации и должностные лица, наделенные соответствующими властными полномочиями в сфере организации дорожного движения).

Заключение

Таким образом, из всего сказанного можно заключить, что, анализируя право как общественный институт, исследователи неизбежно сталкиваются не с отдельной, монолитной и самодостаточной системой. Право - это обобщенное понятие, так сказать, формула, обозначающая ни что иное, как четко структурированную систему юридических норм, и созданную для верного определения соотношения этой системы с прочими социальными явлениями. Юридические нормы обеспечивают гарантированное исполнение жизненно необходимых правил, без которых функционирование общества и государства было бы невозможным. Такие правила являются тем минимумом, который призван сохранять стабильность политической и правовой системы каждого государства. И раз уж такая база уже создана, остальные сферы общественных отношений могут находиться в пределах компетенции прочих социальных норм.

В юридической литературе неоднократно высказывались мнения, что не всякой процессуальной норме присуща гипотеза. Ее не имеют нормы постоянного действия, определяющие цели, задачи, принципы процессуальной деятельности, полномочия должностных лиц, правовой статус участников процесса.

Гипотеза – возможный, но не обязательный элемент структуры процессуальной нормы, поскольку есть нормы, осуществление которых возможно при любых условиях.

Отсутствие гипотезы характерно для многих процессуальных норм, предписания которых устанавливают права и обязанности различных субъектов, по его мнению, обязательным элементом процессуальной нормы является диспозиция.

С этим утверждением сложно согласится, поскольку общим юридическим условием возникновения самого юридического процесса является в данном случае нарушение запрета, установленного уголовным законодательством, и общей гипотезой для подобных процессуальных норм предписаний является условие совершения общественно опасного деяния, подпадающего под признаки преступления.