Файл: Добрачные психологические установки молодежи и их роль в формировании прочной семьи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Юность - период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. В этот период полностью заканчивается половое созревание, приходит в гармоничное состояние сердечно-сосудистая система, замедляется рост темпа тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность.

Однако ученые дают разные возрастные рамки этого периода. Так, И.Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст - ранняя юность (16-17 лет), юность - от 17 до 20-23 лет, B.C. Мухина определяет юность как период после отрочества до взрослости (возрастные границы от 15-16 до 21-25 лет).

Юность - это чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу.

В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие семьи, семейных или брачных отношений. Рано или поздно за ухаживаниями молодого человека, следуют более сложные личностные отношения, которые приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого человека, влечет за собой множество изменений и в нем самом и в окружающих его людях. Молодой человек станет отцом, его родители дедушкой и бабушкой. Появятся новые роли, новые паттерны поведения.

Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, - центральное новообразование ранней юности. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацией выбора.

Одной из основных черт юношеского возраста является саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.

Ведущая деятельность этого возраста - учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности - стремление приобрести профессию.

Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть и немало особенного, специфического.

Ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. А.Г. Харчев определят брак «как исторически меняющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает супружеские и родительские права и обязанности», а семью «как институированную общность, складывающуюся на основе брака порождаемой им правовой и моральной ответственностью супругов за здоровье детей, их воспитание».


Таким образом, возникает необходимость искать пути решения проблемы формирования готовности молодежи к созданию семьи, которые было бы возможно применять в педагогической практике.

Цель данной курсовой работы изучить добрачные психологические установки молодежи и их роль в формировании прочной семьи.

Задачами являются: 1) Определить основные проблемы создания семьи и развития брачных отношений у молодежи. 2) Проанализировать основные мотивы вступления молодежи в брак. 3) Изучить социально-педагогическую готовность молодежи к созданию брака и семьи

ГЛАВА 1 Особенности развития психологии молодежи к браку и семье

1.1 Роль предбрачного периода в формировании семейной жизни

Юность - это время выбора жизненного пути, работы по выбранной специальности, учебы в вузе, создания семьи, для юношей - службы в армии.

Одной из характерных особенностей зрелой личности с развитым интеллектом является способность принимать правильные решения. Некоторые решения, принятые в юности, могут оказать влияние на всю последующую жизнь человека.

Важны решения, касающиеся образования, выбора профессии, спутника жизни, проведения досуга, формирования здорового образа жизни. Юность - период сомнений и перемен, когда целенаправленно или случайно принятые решения влияют на дальнейшую жизнь человека.[16] Кроме того, подростки начинают сомневаться в авторитете родителей и хотят сами решать, как проводить досуг, когда возвращаться вечером домой, когда и как делать уроки.

В этом возрасте происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, проявляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность. В это время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности. В своем поведении старшеклассник все более ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего, пусть не очень большого, жизненного опыта.

Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.


Большую роль в восприятии мира юношей и девушек начинает играть то социальное пространство, в котором они живут. Остается чрезвычайно важной и та сторона жизни, которая связана с общением. Семья остается тем местом, где они себя чувствуют наиболее спокойно и уверенно. В общении с близкими взрослыми появляется новый аспект - заинтересованность в опыте и знаниях, их оценках и рекомендациях. Это имеет значение не только в вопросах самоопределения, но это еще и новое русло в отношениях - отношение к близкому взрослому как к наставнику, учителю в той или иной сфере. Здесь, в живом общении, познается жизнь и деятельность взрослых. С родителями обсуждаются жизненные перспективы, главным образом профессиональные.

Однако наиболее важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди других привязанностей.[17] Однако в этот период жизни человека повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии. Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви.

Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу. Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.

В юности происходит гормональная перестройка, сопровождающая половое созревание, что приводит к усилению сексуальных переживаний. Для большинства юношей характерен резкий рост сексуального возбуждения.

Наблюдается существенный рост сексуальных форм поведения и интереса к сексуальным вопросам. Большое значение придается выраженности принадлежности к определенному полу.

Период юности характеризуется наличием кризиса. Кризис возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни и связан со становлением авторства в собственной жизни и вступлением в самостоятельную жизнь. Кризис проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании в выбранной специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании. В кризисе юности молодые люди сталкиваются с кризисом смысла жизни.

Таким образом, юность - это чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу. Он ищет свое место среди людей, планирует свою деятельность, свой образ жизни. Этот период в жизни человека, характеризуется возникновением проблемы выбора жизненных ценностей.


Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Главное новообразование этого периода - личностное и профессиональное самоопределение, ведущая деятельность - учебно-профессиональная. В юношеском возрасте можно выделить две линии общения: общение с близкими родственниками и со сверстниками.

Взаимоотношения со сверстниками носят интимно-личностный характер и построены на духовной близости, а взаимоотношения с близкими родственниками строятся по принципу «ученик-учитель».[16] Этот период жизни человека характеризуется наличием кризиса, связанного с крушением жизненных планов, расхождением представлений о жизни и реальностью. В некоторой степени это основополагающий период в жизни человека.

Люди создают семьи по разным причинам: чтобы уйти из дома, спасти друг друга, завести детей, по любви и др. Вместе с тем ситуация брачного выбора характеризуется двойственностью: с одной стороны, молодой человек остается «ребенком» в своей семье, с другой стороны, он выступает в роли молодожена.

Проблема установления близких отношений с людьми не из своей семьи связана с тем, что молодой человек зачастую к периоду брачного возраста не в достаточной мере освобожден от роли «ребенка» в материнской семье.

Длительный период выращивания человеческого ребенка позволяет лучше и полнее подготовить его к жизни, но одновременно фиксирует, а то и просто стагнирует детско-родительские отношения. Родители могут подготовить ребенка к самостоятельному сознательному брачному выбору, а могут и запутать в семейных связях навечно.

Психологическая задача предбрачного периода, которую решает каждый молодой человек, заключается в необходимости фактически отделить себя от родительской семьи и вместе с тем продолжать оставаться связанным с ней.

В некоторых культурах проблема такого противостояния решается таким путем, что родители сами выбирают брачного партнера своему чаду.

По мере подбора партнеров родители становятся важнейшим фактором в процессе принятия решения о браке. В этом смысле можно говорить не о двух, а о трех факторах, влияющих на период ухаживания у человека. Даже современный городской человек весьма зависим в брачном вопросе от мнения родителей. Даже выбор назло родителям - это зависимый выбор. Известен еще выбор «всей семьей», что в большинстве случаев можно трактовать как «неврологический» выбор партнера.


Рассмотрим далее особенности предбрачного периода. В психологии семейных отношений принято выделять добрачный и предбрачный период. К особенностям добрачного периода относят весь жизненный сценарий человека от рождения до брака. К предбрачному периоду относят взаимодействие с брачным партнером до брака. В предбрачном периоде выделяют предбрачное знакомство и предбрачное ухаживание.

Остановимся несколько подробнее на предбрачном знакомстве. Известна следующая статистика по предбрачному знакомству: 1) молодых людей знакомятся в местах отдыха; 2) по месту учебы; 3) на работе; 4) в местах досуга; 5) живут на одной улице; 6) познакомились на улице; 7) живут в одном доме.

Таким образом, преобладающее число знакомств происходит в обстановке, удаленной от реальности: в местах досуга, отдыха, уличные знакомства. Большинство таких ситуаций сопровождаются « эффектом ореола». В основном молодые люди стараются выглядеть лучше. Это справедливо как в отношении внешнего вида, так и в отношении поведения о себе и своих рассуждений о жизни.

В таких условиях происходит общение «масок», которые каждый надевает на себя. Анализ брачных объявлений подтверждает такой расклад. Только 2% брачных объявлений содержит намеки на некие недостатки.

Знакомство до брака различаются не только по характеру, но и по длительности. [17] Причем исследователи выяснили, как время предбрачного знакомства влияет на сохранение брачных отношений.

Таким образом, есть некий оптимальный срок развития предбрачных отношений, который коррелирует с успешностью и сохранностью брака. Как слишком короткий, так и слишком длительный период являются факторами риска для устойчивости брачных отношений впоследствии.

Короткий период предбрачных отношений недостаточно информативен и не способствует хорошему узнаванию своего брачного партнера. Длительный период ведет к уменьшению сексуальной привлекательности, снижается интерес и новизна межличностных отношений.

Идеальных или нормальных качеств для вступления в брак не выделено. Известно, что в успешном браке могут жить и жадные и глупые люди, и очень образованные и интересные. Однако в отечественной психологии проведены исследования, позволившие отметить благоприятные качества для вступления в брак. Благоприятными качествами обозначаем свойства, наличие которых повышает вероятность успешного брака.

К ним относят (как для мужчин, так и для женщин) такие качества:

1) оптимизм и эмоциональную живность;