Файл: Теории происхождения государства (Отличия государства от общества первобытного периода).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении тысячелетий люди живут в условиях существования государственно-правовой реальности. Происхождение государства и права рассматривается в курсе теории государства и права и является одним из дискуссионных вопросов современной науки, снова и снова заставляя спорить юристов, этнологов, археологов и политологов[1]. Тема «Современные подходы к пониманию причин возникновения государства» является актуальной во многом потому, что, наряду с теоретическим исследованием в рамках науки о государстве и праве, представляет собой также практический интерес. Понимание причин возникновения государства является знанием, которое позволяет рассуждать о природе государственной власти, становлении государственных институтов и структур, истории различных государств, их сходствах и отличиях, позволяет четче выделить свойства и признаки государства, увидеть его задачи и функции, проследить возможные тенденции его развития в будущем.

В данной работе нашей целью является рассмотрение некоторых наиболее популярных в современной науке концепций происхождения государства и анализ их позитивных и негативных сторон. Для этого мы ставим следующие задачи:

1. раскрыть сущность государства через:

  1. определение понятия и признаков государства как политико-правового явления;
  2. анализ основных отличий государства от общества догосударственного периода во всех сферах его жизни;
  3. сравнение исторических форм образования государства;

2. обозначить причины, повлиявшие на появление государства, через:

  1. рассмотрение основных научных подходов к определению причин возникновения государства;
  2. разбор некоторых современных трактовок этого вопроса.

Объектом исследования нашего исследования является государство, его возникновение и становление, предметом – причины, обусловившие эти процессы и различные подходы к их пониманию.

В рамках исследования государства, его происхождения и связанных с этим вопросов нами были применены следующие методы теории государства и права: функциональный метод – заключается в выявлении назначения различных социальных объектов; сравнительный метод – сопоставление одного объекта с другими с целью выявления общих и различных черт; исторический метод – фиксирует изучаемое явление в его определённом историческом состоянии, даёт объяснение, учитывая последовательность явлений, развивающихся во времени; генетический метод – отвечает на вопросы о появлении различных социальных явлений, выделяет факты и закономерности, влияющие на такие процессы; логический метод – позволяет выразить в научных категориях наиболее существенное и закономерное. Многообразие используемых методов обусловлено тем, что «для получения всесторонне выверенного знания в юридической науке необходим методологический плюрализм»[2].


Использованная в настоящей работе научная и учебная литература составляет основу знаний по теории государства и права и другим юридическим и общественным наукам, издана ведущими издательствами и университетами признанными в своей области авторами, что позволяет говорить о высоком уровне надежности библиографии настоящей работы.

Данная работа представлена введением, двумя разделами, первый из которых содержит пять подразделов, заключением и списком использованных источников.

1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие государства и его признаки

В современной науке не существует единого мнения о том, что именовать государством. Многообразие определений обусловлено, в частности, разносторонностью этого явления, различным пониманием причин его появления, его отличительных признаков, развитием государства, его функций и институтов, а также разными подходами к определению данного понятия в рамках различных наук. На различных исторических этапах люди пытались объяснить данное понятие, исходя из объективно существующих факторов либо в соответствии с определенной теорией происхождения государства.

В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия "государство". В современной отечественной юридической литературе принято определять понятие государства через перечисление его признаков.

В современной теории государства и права рассмотрение государства осуществляется в рамках двух основных подходов: организационного и функционального[3]. С точки зрения организационного подхода государство – это форма социальной организации общества. Рассмотрение в рамках организационной концепции возможно в узком и широком смыслах.

В узком смысле государство - это механизм управления обществом в виде специального аппарата публичной власти. В такой трактовке понятие государства сближается с понятием государственного аппарата, системы его органов, наделенных властными полномочиями. «Под государством на деле понимают правительственную машину или государство, поскольку оно в силу разделения труда образует свой собственный, обособленный от общества организм», — писал К. Маркс[4]. По мнению О.Э. Лейста[5], «государство — не организация общества, а организация, находящаяся в обществе, призванная его охранять и обслуживать».


Поскольку государство в узком смысле не охватывает всё общество, сторонники данного подхода часто не включают в число признаков государства население. О.В. Мартышин критикует такой подход: «между тем аппарат управления при всей своей автономности не может существовать сам по себе, без объекта управления. Подданные или граждане также являются необходимым элементом государства»[6].

При определении государства в узком смысле обычно выделяют аналогичные широкому подходу признаки (за исключением населения), но смотрят на них под другим углом, с точки зрения того, что те же признаки характеризуют не форму организации общества, в рамках которой действует выделенная из общества публичная власть, а непосредственно эту публичную власть как отдельную властно-политическую организацию, которая непосредственно и является государством. Например:

1) В.В. Лазарев: «государство - это особая организация публичной власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию»[7].

2) Л.А. Морозова: «государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории» [8].

В широком смысле государство – это политически организованное общество, то есть государство разделяется на структуры, осуществляющие управление (органы государственной власти), структуры, осуществляющие управленческий процесс (силовые структуры), и организации, являющиеся объектом управленческого воздействия (семьи, профессиональные союзы, общественные движения и другие).

Общим при определении государства в широком смысле выступает то, что большинство ученых учитывают важнейшие характеристики государства, такие как народ, публичную власть и территорию (эти признаки лежат, в частности, в основе определений государства, данных О. В. Мартышиным, Н. Коркуновым, Е. Трубецким, Л. Тихомировым, И.Ильиным и др.). Например, государство определяется как:

1) "союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью" (Л. Тихомиров[9]);


2) "союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории" (Е. Трубецкой[10]);

3) "союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти" (И. Ильин[11]).

Таким образом, наиболее простое и общее понятие государства в широком смысле — это форма организации жизни общества, отличительной чертой которой является наличие выделенной из общества верховной власти, чьи распоряжения обязательны для всех лиц, находящихся в пределах определенной территории (О.В. Мартышин[12]).

В более развернутом варианте с указанием всех основных (наиболее часто называемых) признаков государства понятие государства будет звучать как: форма организации жизни общества, отличительной чертой которой является наличие выделенной из общества верховной власти, обладающей суверенитетом, монополией на правотворчество, сбор налогов и легальное применение силы и распространяющейся на всех лиц, находящихся в пределах определенной территории[13].

С точки зрения функционального подхода, под государством понимается определенная система отношений, сложившаяся в данной политико-правовой реальности. В рамках данной концепции государство начинает рассматриваться как сложившийся в пределах определённой территории, обеспечиваемый регулятивно-охранительными механизмами порядок управления обществом[14].

Отдельно стоит выделить позицию А.Ф. Черданцева[15], который называет различные подходы, по-разному освещающие природу государства (и, соответственно, порождающие разные его понятия):

1) теологический подход: государство божественного происхождения, целью власти является не преимущество правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир, добрый порядок;

2) юридический подход: государство рассматривается как юридическая персонификация нации, власть есть само право.

3) классический подход: государство понимается как совокупность трех элементов: власть, территория, население.

4) кибернетический подход: государство рассматривается как определенная система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями (например, прямая связь государства с обществом — издание законов, обратная связь — информация о состоянии управляемых государством систем, процессов).


5) социологический подход: государство — явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено и т. д. В рамках этого подхода выделяет государство в широком и узком смыслах (как это излагалось ранее). При этом государство в узком смысле определяет как современное понимание, соответствующее разграничению гражданского общества и государства.

6) марксистское понимание: государство - орудие политического господства одного класса над другим, как правило экономически господствующего.

Так же неоднозначны и признаки государства, выделяемые разными учеными, однако здесь можно выделить основные черты, отличающие государство как особое общественное явление[16]:

  1. фактическая территория. В отличие от территории, на которой проживала первобытная община, появляются государственные границы. Они очерчивают пределы осуществления государственной власти, ее юрисдикции, и одновременно означают территориальную неприкосновенность страны.

Территория государства может состоять из трех категорий пространства:

а) сухопутного - это суша в пределах границ государства;

б) водного - включает внутренние воды и территориальное море (морской пояс шириной 12 морских миль, примыкающий к сухопутной территории государства или к его внутренним морским водам)

в) воздушного - это пространство, находящееся в пределах сухопутных и водных границ государства. В соответствии с международными обычаями высотным пределом считается 100 миль над уровнем океана. Выше этой границы начинается космическое пространство.

  1. институт гражданства (подданства). Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей[17];
  2. наличие права. С момента своего возникновения государство плотно взаимодействует с правом: государство создаёт право и гарантирует его исполнение; право юридически закрепляет государство, его институты и структуру, его содержание, то есть оформляет легитимность государства и его деятельности;
  3. наличие аппарата публичной политической власти. Публичный характер государственной власти означает общеобязательность устанавливаемых правил для всех членов общества[18]. Аппарат публичной власти осуществляет деятельность в трёх направлениях и каждому из них соответствует определённое право, характерное исключительно для государства и подчеркивающее его особую роль: правотворческая деятельность (монополия на законотворчество), правоприменительная (монополия на правосудие), правоохранительная (монополия на государственное принуждение);
  4. система налогов и сборов. Государство обладает монополией на взимание обязательных платежей казну, налоги составляют экономическую основу его существования и являются одним из основных признаков государства;
  5. суверенитет. Различают две формы этого признака, являющегося важнейшим для существования государства и общества[19]. Внутренняя форма суверенитета подразумевает, что государственная власть занимает высшее место по отношению к любой другой власти в обществе. Внешняя форма гарантирует независимость политической и иной деятельности государства от других государств, самостоятельность в ведении своей внешней и внутренней политики.