Файл: Теории происхождения государства (Отличия государства от общества первобытного периода).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие государства и его признаки
1.2 Отличия государства от общества первобытного периода
1.3 Исторические формы возникновения государства
2. ПРИЧИНЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
2.1 Основные теории происхождения государства
2.2 Современные трактовки факторов, повлиявших на возникновение государства
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении тысячелетий люди живут в условиях существования государственно-правовой реальности. Происхождение государства и права рассматривается в курсе теории государства и права и является одним из дискуссионных вопросов современной науки, снова и снова заставляя спорить юристов, этнологов, археологов и политологов[1]. Тема «Современные подходы к пониманию причин возникновения государства» является актуальной во многом потому, что, наряду с теоретическим исследованием в рамках науки о государстве и праве, представляет собой также практический интерес. Понимание причин возникновения государства является знанием, которое позволяет рассуждать о природе государственной власти, становлении государственных институтов и структур, истории различных государств, их сходствах и отличиях, позволяет четче выделить свойства и признаки государства, увидеть его задачи и функции, проследить возможные тенденции его развития в будущем.
В данной работе нашей целью является рассмотрение некоторых наиболее популярных в современной науке концепций происхождения государства и анализ их позитивных и негативных сторон. Для этого мы ставим следующие задачи:
1. раскрыть сущность государства через:
- определение понятия и признаков государства как политико-правового явления;
- анализ основных отличий государства от общества догосударственного периода во всех сферах его жизни;
- сравнение исторических форм образования государства;
2. обозначить причины, повлиявшие на появление государства, через:
- рассмотрение основных научных подходов к определению причин возникновения государства;
- разбор некоторых современных трактовок этого вопроса.
Объектом исследования нашего исследования является государство, его возникновение и становление, предметом – причины, обусловившие эти процессы и различные подходы к их пониманию.
В рамках исследования государства, его происхождения и связанных с этим вопросов нами были применены следующие методы теории государства и права: функциональный метод – заключается в выявлении назначения различных социальных объектов; сравнительный метод – сопоставление одного объекта с другими с целью выявления общих и различных черт; исторический метод – фиксирует изучаемое явление в его определённом историческом состоянии, даёт объяснение, учитывая последовательность явлений, развивающихся во времени; генетический метод – отвечает на вопросы о появлении различных социальных явлений, выделяет факты и закономерности, влияющие на такие процессы; логический метод – позволяет выразить в научных категориях наиболее существенное и закономерное. Многообразие используемых методов обусловлено тем, что «для получения всесторонне выверенного знания в юридической науке необходим методологический плюрализм»[2].
Использованная в настоящей работе научная и учебная литература составляет основу знаний по теории государства и права и другим юридическим и общественным наукам, издана ведущими издательствами и университетами признанными в своей области авторами, что позволяет говорить о высоком уровне надежности библиографии настоящей работы.
Данная работа представлена введением, двумя разделами, первый из которых содержит пять подразделов, заключением и списком использованных источников.
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие государства и его признаки
В современной науке не существует единого мнения о том, что именовать государством. Многообразие определений обусловлено, в частности, разносторонностью этого явления, различным пониманием причин его появления, его отличительных признаков, развитием государства, его функций и институтов, а также разными подходами к определению данного понятия в рамках различных наук. На различных исторических этапах люди пытались объяснить данное понятие, исходя из объективно существующих факторов либо в соответствии с определенной теорией происхождения государства.
В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия "государство". В современной отечественной юридической литературе принято определять понятие государства через перечисление его признаков.
В современной теории государства и права рассмотрение государства осуществляется в рамках двух основных подходов: организационного и функционального[3]. С точки зрения организационного подхода государство – это форма социальной организации общества. Рассмотрение в рамках организационной концепции возможно в узком и широком смыслах.
В узком смысле государство - это механизм управления обществом в виде специального аппарата публичной власти. В такой трактовке понятие государства сближается с понятием государственного аппарата, системы его органов, наделенных властными полномочиями. «Под государством на деле понимают правительственную машину или государство, поскольку оно в силу разделения труда образует свой собственный, обособленный от общества организм», — писал К. Маркс[4]. По мнению О.Э. Лейста[5], «государство — не организация общества, а организация, находящаяся в обществе, призванная его охранять и обслуживать».
Поскольку государство в узком смысле не охватывает всё общество, сторонники данного подхода часто не включают в число признаков государства население. О.В. Мартышин критикует такой подход: «между тем аппарат управления при всей своей автономности не может существовать сам по себе, без объекта управления. Подданные или граждане также являются необходимым элементом государства»[6].
При определении государства в узком смысле обычно выделяют аналогичные широкому подходу признаки (за исключением населения), но смотрят на них под другим углом, с точки зрения того, что те же признаки характеризуют не форму организации общества, в рамках которой действует выделенная из общества публичная власть, а непосредственно эту публичную власть как отдельную властно-политическую организацию, которая непосредственно и является государством. Например:
1) В.В. Лазарев: «государство - это особая организация публичной власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию»[7].
2) Л.А. Морозова: «государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории» [8].
В широком смысле государство – это политически организованное общество, то есть государство разделяется на структуры, осуществляющие управление (органы государственной власти), структуры, осуществляющие управленческий процесс (силовые структуры), и организации, являющиеся объектом управленческого воздействия (семьи, профессиональные союзы, общественные движения и другие).
Общим при определении государства в широком смысле выступает то, что большинство ученых учитывают важнейшие характеристики государства, такие как народ, публичную власть и территорию (эти признаки лежат, в частности, в основе определений государства, данных О. В. Мартышиным, Н. Коркуновым, Е. Трубецким, Л. Тихомировым, И.Ильиным и др.). Например, государство определяется как:
1) "союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью" (Л. Тихомиров[9]);
2) "союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории" (Е. Трубецкой[10]);
3) "союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти" (И. Ильин[11]).
Таким образом, наиболее простое и общее понятие государства в широком смысле — это форма организации жизни общества, отличительной чертой которой является наличие выделенной из общества верховной власти, чьи распоряжения обязательны для всех лиц, находящихся в пределах определенной территории (О.В. Мартышин[12]).
В более развернутом варианте с указанием всех основных (наиболее часто называемых) признаков государства понятие государства будет звучать как: форма организации жизни общества, отличительной чертой которой является наличие выделенной из общества верховной власти, обладающей суверенитетом, монополией на правотворчество, сбор налогов и легальное применение силы и распространяющейся на всех лиц, находящихся в пределах определенной территории[13].
С точки зрения функционального подхода, под государством понимается определенная система отношений, сложившаяся в данной политико-правовой реальности. В рамках данной концепции государство начинает рассматриваться как сложившийся в пределах определённой территории, обеспечиваемый регулятивно-охранительными механизмами порядок управления обществом[14].
Отдельно стоит выделить позицию А.Ф. Черданцева[15], который называет различные подходы, по-разному освещающие природу государства (и, соответственно, порождающие разные его понятия):
1) теологический подход: государство божественного происхождения, целью власти является не преимущество правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир, добрый порядок;
2) юридический подход: государство рассматривается как юридическая персонификация нации, власть есть само право.
3) классический подход: государство понимается как совокупность трех элементов: власть, территория, население.
4) кибернетический подход: государство рассматривается как определенная система, в рамках которой движется информация с прямыми и обратными связями (например, прямая связь государства с обществом — издание законов, обратная связь — информация о состоянии управляемых государством систем, процессов).
5) социологический подход: государство — явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено и т. д. В рамках этого подхода выделяет государство в широком и узком смыслах (как это излагалось ранее). При этом государство в узком смысле определяет как современное понимание, соответствующее разграничению гражданского общества и государства.
6) марксистское понимание: государство - орудие политического господства одного класса над другим, как правило экономически господствующего.
Так же неоднозначны и признаки государства, выделяемые разными учеными, однако здесь можно выделить основные черты, отличающие государство как особое общественное явление[16]:
- фактическая территория. В отличие от территории, на которой проживала первобытная община, появляются государственные границы. Они очерчивают пределы осуществления государственной власти, ее юрисдикции, и одновременно означают территориальную неприкосновенность страны.
Территория государства может состоять из трех категорий пространства:
а) сухопутного - это суша в пределах границ государства;
б) водного - включает внутренние воды и территориальное море (морской пояс шириной 12 морских миль, примыкающий к сухопутной территории государства или к его внутренним морским водам)
в) воздушного - это пространство, находящееся в пределах сухопутных и водных границ государства. В соответствии с международными обычаями высотным пределом считается 100 миль над уровнем океана. Выше этой границы начинается космическое пространство.
- институт гражданства (подданства). Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей[17];
- наличие права. С момента своего возникновения государство плотно взаимодействует с правом: государство создаёт право и гарантирует его исполнение; право юридически закрепляет государство, его институты и структуру, его содержание, то есть оформляет легитимность государства и его деятельности;
- наличие аппарата публичной политической власти. Публичный характер государственной власти означает общеобязательность устанавливаемых правил для всех членов общества[18]. Аппарат публичной власти осуществляет деятельность в трёх направлениях и каждому из них соответствует определённое право, характерное исключительно для государства и подчеркивающее его особую роль: правотворческая деятельность (монополия на законотворчество), правоприменительная (монополия на правосудие), правоохранительная (монополия на государственное принуждение);
- система налогов и сборов. Государство обладает монополией на взимание обязательных платежей казну, налоги составляют экономическую основу его существования и являются одним из основных признаков государства;
- суверенитет. Различают две формы этого признака, являющегося важнейшим для существования государства и общества[19]. Внутренняя форма суверенитета подразумевает, что государственная власть занимает высшее место по отношению к любой другой власти в обществе. Внешняя форма гарантирует независимость политической и иной деятельности государства от других государств, самостоятельность в ведении своей внешней и внутренней политики.