Файл: Теории происхождения государства (Отличия государства от общества первобытного периода).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие государства и его признаки
1.2 Отличия государства от общества первобытного периода
1.3 Исторические формы возникновения государства
2. ПРИЧИНЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
2.1 Основные теории происхождения государства
2.2 Современные трактовки факторов, повлиявших на возникновение государства
2.1 Основные теории происхождения государства
Многообразие теорий происхождения государства обусловлено рядом факторов, среди которых можно назвать исторический период, в который жил автор теории, развитие научной мысли на конкретном этапе развития общества, конъюнктурные особенности авторских взглядов, особенности разных регионов, а также собственно многообразие факторов, повлиявших на возникновение государства. Под влиянием этих причин в данном вопросе сформировался устойчивый ряд основных концепций:
- Теологическая теория[44]. Виднейшими представителями являются Аврелий Августин и Фома Аквинский. В рамках этой теории считается, что государство есть проявление Божьей воли, государь – ставленник Бога на Земле, люди обязаны подчиняться государственной власти. Любая светская власть должна зависеть от власти церковной и является продолжением власти Божественной. На Древнем Востоке эта теория была основной, являясь неотъемлемым элементом восточной деспотии[45]. Плюс этой теории заключается в закреплении идеала государственной власти, идущей от Бога, и установлении в обществе соответствующего порядка, признании её неоспоримой силой; минус заключается в научной несостоятельности теории.
- Патриархальная теория[46]. Основоположники и представители: Конфуций, Аристотель, Р.Филмер. Роды объединяются в племена, затем в союзы и, наконец, в государство. Таким образом, государственная власть вырастает из власти главы семейства. Отношения в обществе основываются на заботе монарха с одной стороны и доверии подданных с другой. Аристотель считал, что только государство является наиболее полной и естественной формой существования людей. Человек, общаясь с себе подобными, создаёт семью, которая, разрастаясь, превращается в государственное образование. По мнению Конфуция, государство должно опираться на мудрость добродетельного правителя и его добросовестных и талантливых помощников. Филмер развивал идею патриархальной теории уже в XVII в своём произведении «Патриархия, или защита естественного права королей»: Бог дал власть Адаму, который обладал правом на абсолютный суверенитет и частной собственностью на весь мир с правом передачи по наследству, Адам является первым отцом и первым монархом, все последующие – его потомки и наследники[47]. Плюсы данной теории в том, что семья и государство действительно имеют некоторые аналогичные черты, в том, что в древних городах-полисах определяющую роль играло объединение семей, а также в сильной власти главы государства. Минусы заключаются в том, что, по современным научным данным, семья в современном понимании формируется параллельно с образованием государства, и в том, что государство и семья, при всех аналогиях, отличаются целями, задачами и функциями.
- Договорная теория[48]. Получила развитие в трудах Г.Гроция, Т.Гоббса, Дж. Локка. Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо и др. Согласно этой теории государство возникает как продукт общественного договора. Понимая всю неразумность и опасность существования в обществе без власти и справедливости, человек сам уступает часть своих прав и свобод государству в обмен на гарантии мира и безопасности. Т. Гоббс считал, что общественный договор был договором подчинения, то есть заключался между государем и подданными, а Дж.Локк считал, что люди заключали договор объединения, то есть договор заключался между самими гражданами[49]. Некоторые авторы использовали теорию для обоснования правового демократического государства, другие приходили через общественный договор к абсолютизму. Плюсы данной теории заключаются в признании естественного права человека на формирование государства, в глубоком гуманистическом смысле теории. Минусы теории в том, что на практике такой договор трудноосуществим, и она не учитывает объективные внешние факторы и предпосылки формирования государства.
- Органическая теория[50]. Авторы: Г.Спенсер, О.Конт. Государство и общество подобны человеческому организму, развиваются по аналогичным законам природы и эволюции, подобной биологической. Таким образом государство представляет собой особый социальный организм, строение и функции которого соответствуют организму животному. Положительная сторона данной теории в том, что она учитывает естественно-животное начало в образовании государства, сыгравшее важную роль. Минусы в том, что при всех сходствах между социальным и биологическим организмами, между ними существуют важные отличия, обусловленные разницей в уровнях организации жизни и не укладывающиеся в рамки данной теории.
- Материалистическая (марксистская) теория[51]. Сторонниками данной теории являлись К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. Государство образуется в условиях разделения общества на антагонистические классы, вызванного экономическими причинами: специализацией труда, появлением избыточного продукта и частной собственности[52]. Государство создаётся экономически господствующим классом как инструмент для подчинения классов менее имущих. В своём развитии государство проходит ряд стадий: рабовладельческое – феодальное – капиталистическое – коммунистическое. Классовая теория четко формулирует экономические факторы, определяющие появление государства. Плюсы данной теории в том, что экономика действительно является основной сферой любого государства, определяющей остальные. Минусы в том, что классовая теория не учитывает факторы помимо социально-экономических: политические, антропологические, географические, культурные и другие.
- Теория насилия[53]. Государство возникает в результате насилия одних людей над другими, внешнего (Е.Дюринг, К.Каутский) или внутреннего (Л.Гумплович). Внутреннее насилие осуществляется одной частью первобытного общества в отношении другой, внешнее проявляется в военном завоевании одного племени другим. В результате завоевания появляется частная собственность и классовое деление общества: из племени завоевателя формируется господствующий класс, из побежденного – эксплуатируемый. Государство учреждает победитель как инструмент управления побеждёнными[54]. Плюсы теории заключаются в том, что эта теория практически доказуема на реальных примерах (США). Минусы в односторонности концепции, которая не учитывает факторы помимо военно-политических.
- Психологическая теория[55]. Наиболее ярым сторонником является Л.И. Петражицкий. В рамках данной теории государство рассматривается как институт, возникающий под влиянием психологических особенностей человеческого организма, в первую очередь, потребности человека жить в коллективе. Одни люди обладают потребностью во власти и способностями к управлению, другие нуждаются в организационно-распорядительной властной деятельности, которой можно подчиняться. Плюсы данной теории заключаются в признании психологических особенностей человека как фактор, сыгравшего свою роль в образовании государства. Минусы заключаются в том, что не учитываются иные факторы и психологические причины являются первичными, тогда как на самом деле психология человека формируется под влиянием внешних, в том числе и социальных, факторов.
- Расовая теория[56]. Представители: Ж.Гобино, Ф.Ницше. Человеческие расы различаются биологическими особенностями, они делятся на высшие и низшие. Соответственно, высшие расы призваны управлять обществом, низшие – подчиняться. Теория возникла в рабовладельческом обществе для обоснования права угнетения одной расы представителями другой. Государство создаётся высшей расой для эксплуатации низших. В современном обществе с позиций нравственных ценностей людей нельзя делить по расовому признаку. Теория несостоятельна, поскольку различия между людьми обусловлены не только и не столько расой, но историческими, географическими, культурными и рядом других особенностей развития отдельных народов.
- Ирригационная теория[57]. Автором данной теории является К. Виттфогель. Государство возникает вследствие необходимости осуществления в некоторых аграрных районах крупномасштабных строительных работ по созданию ирригационных сооружений. В связи с этим возникает потребность в организации таких работ, для которой требуется слой профессиональных управленцев, которые знают технологию создания и ремонта таких сооружений и выполняют организационно-распорядительные функции. Таким образом формируется государственный аппарат, осуществляющий управление и власть в обществе на постоянной основе. Теория отражает реальное положение дел во многих регионах (Междуречье, Египет, Китай), но применима не ко всем государствам, так как такие ирригационные работы были необходимы лишь в отдельных географических местностях.
- Инцестная (половая) теория[58]. Основоположником является французский этнолог, социолог и культуролог К.Леви-Стросс. Суть теории заключается в том, что запрет инцеста, то есть кровосмешения, привёл к выделению человека из животного мира и в последующем к образованию государства. Для обеспечения соблюдения этого запрета создавались специальные органы, осуществлявшие контроль за исполнением запрета и принуждение в случае его нарушения, которые после стали выполнять и другие общественные функции и постепенно переросли в государственный аппарат[59]. К плюсам данной теории можно отнести то, что она учитывает реальный факт, имевший место, подтверждённый учёными и сыгравший не последнюю роль в развитии общественных отношений в первобытном обществе. Главным минусом данной точки зрения является недооценка автором роли процессов изменения общественного воспроизводства, в частности, перехода от присваивания к производству в экономике. Таким образом, односторонность этой теории не позволяет ей претендовать на истину в вопросе о происхождении государства.
- Спортивная теория[60]. Такой взгляд на данную проблему впервые высказал испанский философ и публицист Х. Ортега-и-Гассет. Происхождение государства здесь связано с появлением и развитием спорта. Человеку, ввиду его биологической сущности, свойственна двигательная активность. С самого начала человеческого существования вместе с ним существуют охотничьи, религиозные и культовые пляски, игры и танцы, требовавшие определённой физической подготовки. В дальнейшем усложняется воспитание человека и в отдельное направление выделяется воспитание физическое на фоне роста производительности труда и возрастания важности военных походов в жизни общества. У многих первобытных народов существовал обряд инициации – процесс посвящения при переходе из одной возрастной группы в другую либо приём в род, племя и т.д. [61] Такой обряд требовал определённой физической подготовки и тренировок. Для организации инициации создавались специальные органы, в которые входили организаторы, опытные инициаторы, спортивные тренеры, а также старшие члены рода, осуществлявшие контроль за правильностью проведения обряда. Возможно, существовали органы, которые применяли санкции к неинициированным участникам. Такая социальная организация, в которой каждый член имел свои функции, явилась прообразом государства. Аристократия выделяется благодаря своей военно-физической подготовке и необходимости организовывать спортивные соревнования. Однако эта теория не учитывает роль процессов воспроизводства общества, материального производства в образовании государства, в то время как они имеют принципиальное значение в данном вопросе[62].
- Диффузионная теория[63]. Эту теорию предложил немецкий этнограф Ф. Гребнер. Государство возникает вследствие перенимания опыта одними народами у других. Этот процесс возможен благодаря усилению взаимодействий между отдельными народами, которое происходит на фоне увеличения производительных сил общества (в частности, транспортных средств), изменение производственных отношений, возрастание личностного потенциала людей, в первую очередь, интеллекта. Термин диффузия означает рассеивание, распространение, взаимодействие. Согласно данной теории, несмотря на разницу в развитии народов, их нельзя делить на высшие и низшие, поскольку эта разница основана на географическом, региональном положении, и со временем все народы смогут образовать государство путём диффузии государственно-правового опыта[64]. Плюсом данной теории является её подтверждённость археологическими, историческими и другими исследованиями: заимствования во взаимоотношениях различных народов неизбежны, и в процессе образовании государства конвергенция проявлялась не раз. Минусом является необъяснимость появления государства впервые, как качественно нового явления, в то время, когда заимствовать опыт было ещё не у кого.
2.2 Современные трактовки факторов, повлиявших на возникновение государства
- Кризисная теория[65]. Одной из современных концепций является трактовка марксистского подхода, так называемая кризисная или теория раннеклассового государства. Автор кризисной теории происхождения государства А.Б. Венгеров считает причиной образования государства неолитическую революцию, в ходе которой произошли три крупных разделения труда, переход от присваивающей экономики к производящей, появление прибавочного продукта и, как следствие, частной собственности, а также крупный рост численности населения. Главным же катализатором этой революции ученый считает глобальный экологический кризис, имевший место, по свидетельствам археологов, 10-12 тысячелетий назад, когда в условиях гибели мегафауны и кардинальных климатических изменений человек под угрозой гибели был вынужден спасать свою жизнь[66]. Государство возникает не извне, а под влиянием идеологических, организационных, материальных факторов, существующих внутри общества. Первичными были города-государства, выделяющиеся из группы селений в хозяйственные и религиозные центры. Хотя данная концепция сохраняет материалистический, классовый подход, автор обращает внимание на принципиальные отличия от классовой теории. А.Б.Венгеров использует новые данные, делая основной упор на организационные функции первых городов-государств и на тесную взаимосвязь формирования первичных государственных институтов со становлением производящей экономики[67]. Он подчеркивает, что государство не является продуктом деятельности господствующего класса, что государство и классы – два параллельно развивающихся, взаимодействующих, но совершенно разных явления. «Таким образом, в конкретно-исторической действительности раннеклассовое государство не возникало как результат деятельности только господствующего класса. Оно – результат определенного развития общества на этапе становления производящей экономики, финального развития земледельческих культур. Но, разумеется, тот или иной класс, захватив государство, мог стать при помощи государства и господствующим классом»[68].
Также Венгеров опровергает точку зрения о рабовладельческом типе государства как первой ступени государственного развития. Ссылаясь на исторические данные, он называет Грецию и Рим не правилом, но исключением, и первой послепервобытной стадией развития общества и государства называет раннеклассовое, сформировавшееся в ходе распределения общественных организационных функций во время борьбы человека за существование в новых условиях производящей экономики. Впоследствии раннеклассовое государство, в которое переросли организационные формы первобытного общества, превращается в редких случаях в государство рабовладельческое, в Европе часто в государство феодальное, но в большинстве случаев в государства азиатского способа производства, распространённые по всему земному шару и являющиеся как раз типичной формой государствообразования.
- Комплексная теория[69]. Исследователь Х.Дж.М.Классен в рамках этой теории утверждает, что социально-политические феномены, в числе которых и государство, возникали как непредвиденные следствия предшествующего выбора и ранее принятых решений человека, большинство из которых были неизбежными ответами на большие или меньшие изменения в образе жизни людей. Автор изначально говорит о невозможности выделения перводвигателя в образовании государства и выделяет шесть факторов[70], особенно тесно связанных с появлением и последующим развитием раннего государства: рост населения, война, завоевание, идеология, производство избыточного продукта и влияние уже существующих государств. Однако позднее подвергает свои утверждения некоторым уточнениям, вследствие чего в общую модель эволюции социально-политических явлений – «комплексную модель взаимодействий» - ученый включает такие факторы, как идеология, «социальный формат» (численность и плотность населения, его пространственное распределение), «господство и контроль над экономикой» (производство избыточного продукта, торговля, ирригация), а также степень взаимодействия существующих социально-политических структур с тремя другими факторами[71].
- Теория специализации[72]. Автором одной из современных трактовок государствообразующих факторов является Т.В. Кашанина - доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина. Называя происхождение государства и права одной из кардинальных проблем юриспруденции и констатируя отсутствие универсальной для всех государств и народов концепции происхождения государства, Т.В. Кашанина формулирует теорию, которую сама называет теорией специализации. Суть её в следующем: закон специализации – это всеобщий закон развития окружающего мира. Специализация клеток и органов способствует появлению живого организма и в зависимости от степени его специализации позволяет ему занимать определенное место в мире. Следующей ступенью специализации является социальная, возникающая вместе с человеком и его трудом. К социальной специализации автор относит кардинальные разделения труда в экономической, политической, идеологической и научной сферах[73]. Первичной является экономическая специализация, выразившаяся в трёх крупных разделениях труда: отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла и торговли. В последующем процесс специализации набирал обороты и сейчас экономическая сфера жизни общества представляет собой очень сложную структуру, включающую в себя множество дифференцированных направлений, отраслей и подотраслей (основными являются сельское хозяйство, промышленность, торговля, финансы, здравоохранение, образование, туризм и другие). Такое развитие экономики дало возможность для дальнейшего разделения труда уже за рамками производственной сферы, в частности, появилась потребность в управлении и организации общества – происходит специализация политическая. Органы управления постепенно по мере устаревания заменяются другими и, таким образом, проходят путь от первобытности до государственного уровня[74]. В рамках политических изменений происходит также разделение труда с образованием органов, наделенных соответствующими функциями: таким образом политическая власть от формы, когда государственное управление неразделимо, переходит к разделению властей через последовательное обособление судебной и законодательной власти от исполнительной; в некоторых государствах можно выделить четвертый тип власти - военная[75]. Третьим кардинальным разделением труда становится выделение в самостоятельный, отдельный вид человеческой деятельности идеологии. Идеология с ходом истории также разделяется на несколько крупных явлений: с переходом от язычества к монорелигии возникает идеология религиозная, в дальнейшем, с возникновением права, утверждается правовая идеология, и, наконец, на определенной стадии развития общества, главенствующее место достаётся идеологии нравственной[76]. Результатом четвертой кардинальной специализации становится наука, появляющаяся как самостоятельная профессиональная деятельность в XV веке. Науки специализируются на три большие группы, в рамках которых существуют отдельные разновидности: естественные, гуманитарные, технические.
Анализируя причины специализации, Т.В. Кашанина полагает, что основа её лежит в степени развития и организованности общества на определённой стадии его существования, а основной движущей силой специализации является конкуренция, причиной которой являются, в первую очередь, увеличение плотности населения и увеличение социального объёма. Человек, не имея возможности конкурировать с другими людьми в определенных развитых отраслях, начинает осваивать новые виды деятельности, тем самым создавая специализацию и двигая общество по прогрессивному пути; соответственно, чем сильнее конкуренции, тем глубже специализация и выше организация общества.
Таким образом, основной причиной образования государства в соответствии с этой теорией провозглашается специализация труда, которая является результатом борьбы человека за своё существование[77].
- Либертарно-юридическая теори[78]. Автором либертарно-юридического учения о праве и государстве, появившегося в 70-90-х гг. ХХ века, является академик РАН Владик Сумбатович Нерсесянц. Его последователями стали В. А. Четвернин, В. В. Лапаева, Н. В. Варламова, Вазген Сумбатович Нерсесян. В основе данной теории лежит принцип «формального равенства», основанный на единстве трёх неразделимых элементов: всеобщей равной меры регуляции, свободы и справедливости. Этот принцип является сущностью права, отличающегося от закона, который может быть правовым либо неправовым[79]. Государство же возникает как необходимая форма установления права в качестве общеобязательного закона. В процессе возведения права в статус закона происходит и узаконение самой правоустанавливающей власти в качестве публичной государственной власти, законодательная власть проявляет себя и функционирует как государство. Свобода появляется в процессе дифференциации первобытного общества, его разложения. Государство возникает как институционально-властная форма закрепления, признания и защиты этой свободы в виде правосубъектности индивидов в различного рода отношениях. Таким образом, государство – это правовая (основанная на принципе формального равенства) организация публичной власти свободных индивидов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Происхождение государства является исходной точкой учения о государстве и праве. При изучении такого явления, как государство, в первую очередь необходимо поставить вопрос о его появлении - только такой подход позволит определить причины и формы образования государства, выделить его глубинные, сущностные характеристики, выявить его принципиальные отличия от форм организации предшествовавшего строя. Благодаря полученным таким образом данным можно сформулировать верное определение понятия «государство»: это политико-правовая организация общества, распространяющая свою суверенную волю на занимаемую территорию, действующая в интересах всего общества или отдельной его части, обладающая монополией на законотворчество, правосудие, легальное принуждение, налоговую политику.
На основании изученного материала можно констатировать факт отсутствия одной универсальной теории происхождения государства. Такой плюрализм объясним рядом факторов, среди которых различия в исторической и социальной действительности, в рамках которой существовали авторы и приверженцы различных взглядов на данный вопрос; различия в возникновении государств, связанные с географическими, климатическими, региональными особенностями; специфика разных народов, национальных культур и менталитетов; идеологическая разница во взглядах; разный уровень науки на разных этапах развития общества, а также многосторонность и неоднозначность процесса государствообразования.
Разница в появлении государства у различных народов хорошо видна при анализе исторических путей формирования государственных институт, которые подразделяются на восточный, западный и синтезный.
За время изучения проблемы происхождения государства философами, историками, политологами и правоведами выработан ряд основных концепций происхождения государства, в основе каждой из которых лежат различные причины этого процесса: патриархальная, теологическая, расовая, органическая, теория насилия, ирригационная, договорная, марксистская, психологическая. Однако научные исследования показывают, что выделить один какой-либо фактор в качестве решающего в образовании государства не представляется возможным, ключ к ответу на этот вопрос кроется в совокупности закономерностей, рассматриваемых разными теориями. Можно только выделить основные предпосылки в процессе возникновения и становления государства:
- Экономические – связаны с неолитической революцией, переходом от присваивающей экономики к производящей, усложнением общества и необходимостью более эффективного управления;
- Экологические – связаны с определёнными видами хозяйственной деятельности (к примеру, ирригация, породившая необходимость организации крупных общественных работ);
- Демографические – связанные с изменениями в воспроизводстве самого человека. К ним относится, в первую очередь, рост численности и плотности населения, а также запрет на кровосмешение и упорядочение брачных связей между родами;
- Психологические – связаны с разумом человека, его пониманием и принятием государства как единственно верной формы существования и заключения договора для образования этого государства;
- Антропологические – обусловлены тем, что человеческое общежитие как форма существования заложено в человеческой природе; будучи существом коллективным, человек существует в постоянных отношениях и связях с другими людьми, государство является одной из форм человеческого общежития, как семья, род, селение и т.д.
- Внешние – связаны с угрозой извне, с завоеванием одних народов другими, а также с перениманием опыта одними народами у других.