Файл: Теории происхождения государства (Отличия государства от общества первобытного периода).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие государства и его признаки
1.2 Отличия государства от общества первобытного периода
1.3 Исторические формы возникновения государства
2. ПРИЧИНЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
2.1 Основные теории происхождения государства
2.2 Современные трактовки факторов, повлиявших на возникновение государства
Иногда дополнительно выделяют такие признаки государства, как наличие установленного государственного языка, государственных символов, национальной валюты и другие[20].
Таким образом, исходя из основных признаков, государство можно определить как политико-правовую организацию общества, которая распространяет на занимаемую ею территорию свою суверенную волю и обладает монополией на сбор налогов, правотворчество, правосудие и принуждение.
1.2 Отличия государства от общества первобытного периода
Организация архаичного общества при характеристике в юридической науке рассматривается с точки зрения трех составляющих её элементов[21]:
- сфера социального устройства
- сфера производства и распределения материальных благ
- сфера социальной власти и управления.
Для науки такая характеристика представляет особый интерес при определении фактов, предшествующих процессу государствообразования и обусловливающих его, позволяя четче определить картину общественных отношений, как экономических, так и социальных, а также рассматривая распределение организационно-распорядительных полномочий в обществе этого периода.
Необходимо тщательно подойти к изучению признаков первобытного общества, ведь «предпосылки возникновения государства лежат в природе самого общества»[22]. Наиболее рациональной при рассмотрении данного вопроса является сравнительная характеристика указанных сфер общества догосударственного и государственного периодов, позволяющая выявить коренные отличия государства от первобытности, сыгравшие, в конечном счете, роль предпосылок в образовании государства[23].
С точки зрения социального устройства, первобытные родовые общины представляют собой замкнутые группы численностью в 30-50 взрослых особей, формирующиеся на основе кровного родства. Вне такой общины человек в первобытном своём состоянии не существует. С разложением родоплеменного строя на смену родовым общинам приходят общины соседские, то есть сформированные по территориальному, а не кровному признаку; образуются племенные союзы, которые представляли собой объединения нескольких родов. Таким образом, происходит укрупнение социальной единицы из родовой общины в племенной союз, члены одного союза зачастую оказываются соседями, а не прямыми родственниками, это приводит к конфликту интересов, для разрешения которого требуется универсальный эффективный механизм.
Половые отношения в первобытном обществе определяются термином промискуитет, носят полигамный беспорядочный характер. Господствует матриархат (родство определяется по материнской линии), семьи в современном понимании не существует[24].
Постепенно с развитием отраслей производства и средств производства труд становится в большей степени личностным, чем коллективным, результат всё больше зависит от усилий конкретного работника. Такой труд требует больших физических нагрузок, в результате чего становится преимущественно мужским[25]. Выделяющийся в результате труда избыточный продукт, не потребляющийся обществом, отчуждался, таким образом, в пользу мужчин. Со временем появляется моногамная семья во главе с родным отцом-собственником, передающим наследство по прямой линии своим детям.
С точки зрения производства и распределения материальных благ, в первобытном обществе экономика носит присваивающий характер, распределение продукта носит уравнительный характер, частной собственности в современном понимании нет[26]. Экономической предпосылкой формирования государства считается переход от присваивающей экономики к производящей: с целью удовлетворения своих потребностей человек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых природных продуктов, переходит к подлинному труду, направленному на преобразование природы и производство пищи. С определёнными климатическими изменениями и ростом населения племена уже не могли кормиться одной охотой, не могли как прежде свободно кочевать, не вступая в конфликты. В связи с этим человек переходит на земледелие, выращивая себе пищу. Однако с дальнейшим ростом населения этой пищи так же перестало хватать, а человек заметил, что в некоторых регионах удобно одомашнивать животных, которые, к тому же, при одинаковой занимаемой площади дадут продукта больше, чем земледелие. Так произошло первое крупное разделение труда.
С дальнейшим укрупнением масштабов скотоводства и земледелия требуются качественно новые орудия труда, в связи с чем производство таких орудий выделяется в отдельную отрасль – так появляется ремесло и происходит второе крупное разделение труда[27].
С выделением новых видов человеческой деятельности происходит специализация племен на земледельческие, скотоводческие и ремесленников, благодаря чему происходит рост качества и количества производимого продукта. Возникает избыточный продукт, который уже не потребляется всем племенем, а накапливается у отдельных лиц, чем обусловлено появление частной собственности[28]. Также с появлением прибавочного продукта возникает товарное производство – изготовление материальных благ не для собственного потребления, а для обмена с другими племенами. С развитием межплеменных обменных и торговых отношений выделяется новый слой людей, ничего не производивших, а занимавшихся непосредственно торговлей – купцы.
С точки зрения социальной власти, первобытное общество характеризуется тем, что общество в целом обладает полнотой управленческой власти. Руководство в жизни рода осуществляет глава и старейшины, права в современном понимании не существует[29], регуляторами общественных отношений являются неписаные мононормы, передаваемые из поколения в поколение обычаи, основной формой которых является табу – запрет на совершение каких-либо действий[30].
Как правило, руководящее лицо, чья власть опирается на моральный авторитет, не обладало особыми привилегиями. Однако с появлением частной собственности она накапливается в руках лиц, обладающих организационно-распорядительными полномочиями, осуществляющих управление различными процессами. Обогащение отдельных лиц с появлением частной собственности, а также ряд других факторов (например, участившиеся войны, которые способствовали усилению власти над племенем со стороны военачальников) приводят к концентрации богатства и власти в отдельных руках, семьях, которые формируются в первобытную элиту. Руководство обществом усложняется, количество управленцев возрастает. Они сами готовят и подбирают себе преемников, преимущественно родственников. Управленческая верхушка разрастается, накапливая в своих руках богатство и власть и отдаляясь от остальной части общества.
Социальные регуляторы архаического этапа развития общества характеризуются некоторыми общими признаками[31]: они были во многом обусловлены природно-естественными факторами; носили абстрактный характер, то есть были неперсонифицированы; являлись монормами, то есть объединяли в себе религиозные и моральные правила. Усложнение социальной жизни обусловило изменение регуляторов общественных отношений[32]: мононормы распадаются на религиозные и моральные, позднее к ним добавляются нормы политические, правовые и ряд других, что становится основой для формирования такого социального института, как право.
Процессы, происходившие около 10-12 тысячелетий назад на рубеже присваивающей и производящей экономик, получили название «неолитической революции» (термин появился впервые в работе британского историка Г.Чайлда «У истоков европейской цивилизации»[33]). Таким образом, усложнение социальной структуры первобытного общества, возникновение противоречий и конфликтов в ходе борьбы за свои интересы различных групп людей, социальная дифференциация с появлением частной собственности, возникшей в результате трёх крупных разделений труда и появления избыточного продукта, постепенно сделали невозможным существование общества в его первобытном виде. Возникла потребность в эффективном механизме, осуществляющем управление и регулирование отношений в обществе с позиций различных социальных групп. Таким механизмом становится государство.
1.3 Исторические формы возникновения государства
Государство не могло сформироваться одинаково у всех народов, ввиду ряда факторов, среди которых природно-естественные, климатические особенности отдельных регионов, уровень развития общества, религиозные и культурные традиции[34]. По-разному проявлялось в разных обществах и влияние экономических факторов: разделения труда, формирование частной собственности и классов. Однако при всех различиях у некоторых народов в государствообразовании просматриваются общие черты, что позволяет выделить три основных пути возникновения государства[35]:
- восточный;
- западный;
- синтезный.
Классическими примерами государств, образовавшихся по западному пути, считаются Древняя Греция и Древний Рим[36]. Природные и климатические условия благоприятствуют здесь развитию и специализации труда, разложению общины. Государство здесь возникает вследствие возникновения имущественного неравенства с появлением частной собственности, вследствие деления общества на классы. Первоначально общество делится не на классы, а на свободных и несвободных граждан, после чего свободные делятся на классы. Процесс этого деления основан на выделении частной собственности и распределении её в обществе, которое происходит в ходе крупных разделений труда и производственной специализации. Общество разделилось на богатых и бедных, имущих и неимущих, борьбой которых обусловлена необходимость возникновения государства, подавляющего инициативы масс и защищающего интересы богатых собственников. Наиболее богатые стремились к политическому влиянию, занимая государственные управленческие должности.
Таким образом, в основе образования государства в странах Запада лежал процесс развития частной собственности на средства производства и, как следствие, классовое деление общества.
Восточный путь образования государства имел место в странах Древнего Востока[37]. Эта форма государствообразования характеризуется термином «азиатский способ производства». В отличие от западного пути, для восточного несвойственен процесс образования частной собственности и имущественной дифференциации, государство здесь складывается в результате неравенства политического. Основным субъектом производства является сельская община, сохранившая свою целостность. В условиях неразвитости орудийных средств основной производительной силой является физический труд общинников, объединение усилий большого количества работников. Собственность на средства производства коллективная, которая постепенно становится государственной. Государство возникает здесь как необходимый институт для организации крупных общественных строительных и ирригационных работ[38]. Управленческий аппарат возникает вследствие необходимости объединения общинников и выделяется из родовой знати, присваивающей себе соответствующие функции. Государство одновременно эксплуатирует общинников и управляет ими, в функции его входит также распределение результатов труда, что позволяет политической элите получать в свои руки значительную часть общественного продукта, накапливать богатство. Таким образом, социальное разделение в странах Востока основывается не на имущественном, а на политическом неравенстве, на положении, которое лицо занимает во властной системе общества и привилегиям, которые оно может извлечь из своей организационно-распорядительной роли[39].
Для стран, образованных восточным путём, характерна форма государства, которую называют восточной деспотией[40]. В рамках этой формы всей полнотой неограниченной власти обладал единоличный монарх, в руках которого происходит сращение политической и экономической, светской и духовной властей. Монарх опирался на управленческий и репрессивный аппарат. Сохранявшаяся сельская община замедляла социально-экономическую дифференциацию, поэтому люди делились на управляющих и управляемых. Существование общины поддерживалось неразвитостью частной собственности, сохранением коллективной собственности на землю.
Синтезный путь образования государства характеризуется возникновением государства под воздействием одновременно политического и имущественного неравенства[41]. Из-за внешней опасности и географических особенностей община здесь сохраняется, собственность на землю коллективная. Оперативное управление и военное руководство осуществляет вождь и дружина, которые, проводя военные походы, накапливают богатство, таким образом формируя одновременно имущественную и политическую элиту общества. В общине происходит захват богатыми общинниками скота и земель, естественно, вместе с бедными общинниками, попадающими в кабалу; в результате возникает управляющий класс феодалов и зависимые земледельцы. Таким образом возникает раннефеодальное государство, органы которого формируются из первобытных: вождь становится князем или монархом, совет старейшин рода превращается в совет при князе, а дружина и ополчение формируют войско на постоянной основе[42]. Этот путь государствообразования имел место у германских племён, в Моравии, Болгарии, Древней Руси[43].
Таким образом, государство, в рамках какой бы исторической формой оно ни было образовано, возникало в условиях постепенной замены родоплеменного строя определённой организацией публичной власти на фоне социального расслоения; различия путей состоят в формах воспроизводства общественной жизни и характере неравенства (имущественное или политическое), определяющего дифференциацию общества.