Файл: Организация кассовой работы в банке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, в целях разгрузки высшего менеджмента и ускорения реагирования на потребности бизнеса эффективно показывает себя опыт делегирования "владельцу" процесса права подписания ряда распорядительных или нормативных документов, относящихся к текущей организации работы.

Например, в соответствии с п. 1.6 Указания Банка России от 14.08.2008 N 2054-У "перевозка, инкассация наличной иностранной валюты, чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, а также хранение в уполномоченном банке, ВСП чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, осуществляются в порядке, определенном уполномоченным банком".

Безусловно, при организации перевозок банк не делает различий между ценностями (рубли, валюта, внебаланс и др.), перевозка, инкассация всех ценностей организуются по единым принципам. Тем не менее, если возникает ситуация, когда необходимо принять срочное решение по разовой перевозке, к примеру, бланков чеков или бланков векселей в другой город, в региональный филиал банка способом, существенно более дешевым, нежели применяемые банком стандартные способы, прописание такой процедуры, по нашему мнению, может и должно делегироваться с уровня руководителя банка на уровень "владельца" кассовых процессов.

Перечислим некоторые вопросы (полномочия), которые на практике могут быть без проблем делегированы на уровень "владельца" процесса "кассовые операции" (для всех или отдельных кассовых подразделений) путем предоставления права утверждения следующих распорядительных документов:

- об утверждении размера минимального остатка хранения денежной наличности (включая валюту РФ и иностранную валюту) опционально по отдельным кассовым подразделениям либо по всей сети;

- об определении должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей в кассовом подразделении;

- о возложении на кассового работника обязанностей бухгалтерского работника (механизм "прямого" возложения либо через утверждение типовых должностных инструкций);

- о возложении на кассового работника обязанностей контроля за пересчетом наличных денег, а также за загрузкой денежной наличности в банкомат (механизм, аналогичный указанному в предыдущем абзаце);

- о создании комиссии по уничтожению не востребованных клиентом неплатежеспособных денежных знаков;

- об определении состава ревизионной комиссии (включая указание на лиц, допущенных присутствовать при ревизии, - сотрудников аудита, иных контролирующих служб);


- об определении необходимости проведения ревизий ценностей в кассовых подразделениях;

- о создании комиссии для рассмотрения случая выявления денежного знака, имеющего радиоактивное загрязнение, а также для уничтожения (гашения) радиоактивного денежного знака иностранного государства;

- об определении перечня видов иностранных валют, с которыми работает то или иное кассовое подразделение банка, и необходимости работы с монетой иностранных государств (данное решение согласовывается с бизнес-подразделениями);

- об утверждении графиков сменности кассовых работников, должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей (при посменном режиме работы кассы);

- о закреплении (переносе) процесса загрузки (разгрузки) банкоматов за тем или иным кассовым подразделением, в том числе отдельных элементов указанного процесса (формирования (пересчета) кассет, хранения ключей и др.);

- об установлении лимитов максимального остатка наличных денег в кассах и (или) банкоматах (как для целей управления ликвидностью, так и для целей страхования ценностей при хранении);

- об определении места хранения кассовых документов (в случае если по умолчанию они не могут храниться в кассовом узле).

Все эти документы отражают текущую специфику кассовой работы, и делегирование их на уровень центра компетенций банка по кассовой работе логично и целесообразно.

Также одной из значимых функций центра компетенций по кассовой работе является взаимодействие с контролирующими органами - как внутренними, так и внешними.

Порой при проверке кассовой работы ответственный сотрудник (заведующий кассой, кассир) не всегда может объяснить проверяющему, почему тот или иной участок работы организован именно так, а не иначе, даже если у него есть регламентирующий документ.

В результате акт проверки может содержать информацию о нарушениях, фактически нарушениями не являющихся (с соответствующими последствиями для конкретной кассы, филиала или банка в целом). Чтобы этого не произошло, необходимо "замкнуть" общение кассовых подразделений с представителями любых проверок на центр кассовых компетенций - информирование о факте начала проверки, предоставление проверяющим любых пояснений и подписание актов проверок только после согласования с центром кассовых компетенций.

Это же относится к переписке с регулятором: любое направление запроса в Банк России по тематике кассовых операций необходимо осуществлять либо через центр кассовых компетенций, либо по согласованию с ним. Это позволит своевременно и централизованно актуализировать внутреннюю нормативную базу и внутренние кассовые процессы согласно полученным разъяснениям.


Глава 2. Организация кассовой работы в банке на примере ПАО «Сбербанк»

2.1. Краткая характеристика деятельности ПАО «Сбербанк»

ПАО «Сбербанк России» сегодня — это кровеносная система российской экономики, треть ее банковской системы.

На долю лидера российского банковского сектора по общему объему активов приходится 28,7% совокупных банковских активов (по состоянию на 1 января 2018 года).

Банк является основным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. На его долю приходится 46% вкладов населения, 38,7% кредитов физическим лицам и 32,2% кредитов юридическим лицам.

ПАО «Сбербанк России» сегодня крупнейший банк РФ — это 12 территориальных банков и более 16 тысяч отделений по всей стране, в 83 субъектах Российской Федерации, расположенных на территории 11 часовых поясов.

Только в России у ПАО «Сбербанк России» более 110 миллионов клиентов — больше половины населения страны, а за рубежом услугами ПАО «Сбербанк России» пользуются около 11 миллионов человек.

ПАО «Сбербанк России», основной учредитель которого –Банк России, являющийся держателем контрольного пакета акций, а именно на 29.12.2018 года его доля составляла 60,57%. Кроме Банка России, акционерами ПАО «Сбербанк России» являются юридические и физические лица.

Другими акционерами Банка являются международные и российские инвесторы.

Структура акционеров ПАО «Сбербанк России» представлена на рисунке1.

Рисунок 1. Структура акционеров ПАО «Сбербанк……»

ПАО «Сбербанк России» осуществляет свою деятельность на основании Генеральной лицензии на осуществление банковских операций №1481 от 11.08.2017 г. Банк имеет генеральную лицензию на осуществление банковских операций

В спектр услуг банка, предоставляемых клиентам, входят: кредитование физических и юридических лиц, вклады, банковские карты, инвестиции и ценные бумаги, банковские переводы, операции с валютными ценностями и дорожными чеками, операции с драгоценными металлами, аренда сейфов и пр.


Рассмотрим основные экономические показатели деятельности ПАО «Сбербанк России».

В течение периода с 01.01.15 г. по 01. 01.17 г. ПАО «Сбербанк» динамично развивался и достиг увеличения следующих показателей:

1) собственного капитала с 1 534 160 890 тыс. руб. вырос до 2 047 106 324 тыс. руб. (рисунок 3);

Рисунок 3. Динамика собственного капитала ПАО «Сбербанк», тыс. руб.

Увеличению показателей послужило увеличение объемов приносящих доход активов и успешно проведенные эмиссии акций, что позволило банку увеличить размер прибыли, получаемой от использования собственных средств

2) активы выросли с 2 436 342 тыс. руб. до 9 134 986 тыс. руб. Их рост произошел в основном за счет кредитования клиентов (рис. 4)

Рисунок 4. Динамика активов ПАО «Сбербанк», тыс. руб.

3) основные средства увеличились, с 24 812 147 тыс. руб. до 42 796 351 тыс. руб. (рисунок 5).

Рисунок 5. Динамика основных средств ПАО «Сбербанк», тыс. руб.

В течение периода с 01.01.15 г. по 01.01.17 г. динамика полученной прибыли Сбербанка имеет возрастающую динамику, что характеризует деятельность банка как устойчивую.

Анализ структуры финансовых ресурсов ПАО «Сбербанк» показал, что наибольшая доля приходится на привлеченные средства. За весь исследуемый период структура пассивов банка не подверглась серьезным изменениям. С 2017 года доля собственных средств банка уменьшилась на 2,74 % и на 2019 год составила 8,02 % . Доля обязательств банка увеличилась с 89,24 % до 91,98% .

Анализируя стоимость привлеченных ресурсов, можно сказать, что средняя ставка привлечения ресурсов имела тенденцию на повышение на протяжении всего анализируемого периода, достигнув значения 3,92 % в 2019 г.

Рост средней стоимости привлечения средств отражает большую тенденцию роста ставок в период кризиса. Для того чтобы операции банка придерживались нужного уровня использовались инструменты привлечения средств от Банка России.

Положительным моментом стало замедление темпов роста операционных расходов в 2019 году по сравнению с предыдущим годом. Однако, в 2019 году чистая прибыль банка снизилась на 22,14 % по сравнению с 2018 годом. На снижение чистой прибыли банка повлияло увеличение темпов роста расходов, негативные изменения в структуре расходов, а также существенный рост расходов на создание резервов на возможные потери.

Следовательно, экономическое положение банка характеризуется как стабильное.


Система корпоративного управления Сбербанка представляет собой систему органов управления и контроля, созданных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, регулятора, Московской Биржи, а также с учетом рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору.

Созданная в Банке система органов управления и контроля устанавливает правила и процедуры принятия корпоративных решений, обеспечивает управление и контроль деятельности Банка, регулирует взаимоотношения между акционерами (собственниками), Наблюдательным советом, менеджментом и иными заинтересованными лицами.

На рис. 2 описана система корпоративного управления Банка

Рисунок 2. Система корпоративного управления Банка

На текущий момент действующая система корпоративного управления отвечает интересам устойчивого развития бизнеса Банка, обеспечивая одновременно защиту прав и законных интересов акционеров.

Общее собрание акционеров является высшим органом управления Банка, принимающим решения по основным вопросам его деятельности.

Порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров регулируется «Положением об Общем собрании акционеров ПАО «Сбербанк России».

Руководство текущей деятельностью Банка осуществляется исполнительными органами - Президентом, Председателем Правления и Правлением Банка.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Банка годовым общим собранием акционеров избирается Ревизионная комиссия.

Сбербанк имеет уникальную и не имеющую аналогов на рынке банковских услуг организационную структуру. В систему Сбербанка России входят региональные банки и учреждения более низкого уровня: филиалы и отделения.

Организационная структура банка представлена следующим образом:

- Сбербанк (как головная контора);

- Территориальные банки;

- Отделения;

- Филиалы и агентства.

2.2 Организация кассовой работы в ПАО Сбербанк

Для приёма и выдачи денег, других ценностей в каждом филиале Сбербанка РФ имеется отдел кассовых операций, в котором могут быть приходные, расходные, приходно-расходные, вечерние кассы, кассы для размена денег, кассы для пересчёта денежной выручки. Касса пересчёта выручки создаётся в тех банках, куда поступает выручка через инкассаторский аппарат. Вечерние кассы существуют только для приёма денег в вечернее время. Количество касс зависит от объёма и характера деятельности банка.