Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена тем, что налоги являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Налоговая система - общая совокупность налоговых сборов, которые взимаются с налогоплательщиков согласно статьям Налогового Кодекса определенного государства. Это система, обязательно урегулированная правовыми нормами, главное предназначение которой - установление и сбор налогов.
Налоговый Кодекс (НК)[1] - в Российской Федерации является основным законодательным актом, касающимся налогообложения. Состоит из двух частей - основной, регламентирующей наиболее общие принципы построения налоговой системы, и специальной, устанавливающей основы взаимодействия государства и налогоплательщика по определенным налоговым сборам. виды налоговых систем
Основой любого вида налоговой системы будут именно сборы и налоги. С ее помощью правовое государство может в полной мере реализовать свои функции как по управлению финансовым трафиком, так и всей своей экономикой в целом.
В России налоговая система регулируется НК и Конституцией[2]. Как и во многих других федеративных государствах, она трехуровневая - состоящая из федеральных, региональных и местных налогов.
Объект исследования: налоговая система в Российской Федерации.
Предметом является совокупность особенностей и проблем налоговой системы РФ.
Целью работы является изучение налоговой системы РФ, и выявление путей ее совершенствования.
Теоретической и методологической основами написания курсовой работы послужили нормативно-законодательные документы, литературные источники отечественных и зарубежных авторов (А.П. Балакина, И.И. Бабленкова и др.).
Задачи:
- изучить понятие налоговой системы;
- проанализировать особенности налоговой системы;
- рассмотреть уровни налоговой системы;
- изучить недостатки и совершенствование налоговой системы России.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
1. Понятие и виды налоговых систем
1.1 Основные положения
Выделяют две основные разновидности налоговых систем: Глобальная. Прибыль и физических, и юридических лиц облагается налоговым бременем в одинаковом объеме. Расчет налогового сбора при этом очень прост, что на руку предпринимателям - они могут заранее планировать окончательный размер своего дохода за вычетом этих платежей. Более всего такая система характерна для западных государств.[3]
Шедулярная (шедула - часть или доля). Весь доход лица делится на определенные части, каждая из которых облагается конкретным налогом. Для каждой шедулы действуют свои ставки, критерии, льготы и проч.
Также существует и следующее разделение видов налоговых систем по ряду важных характеристик: Евроконтинентальная. Для нее характерна высокая доля отчислений в сторону социального страхования, преобладание объема косвенных налогов над совсем небольшим количеством прямых. Применяется во Франции, Бельгии, Австрии, Германии и Нидерландов. Англосаксонская. Доля прямых налогов преобладает над косвенными, а налогообложение более всего затрагивает частных лиц. Типично для Великобритании, Канады, США, Австралии.[4]
Латиноамеринская. Косвенное налогообложение значительно преобладает над прямым. Важная особенность - налажен исправный сбор налогов и в условиях инфляции. Характерно для Перу, Чили, Боливии. Смешанная. Сочетает в себе черты нескольких видов налоговых систем.
Вводится для расширения налоговой структуры, а также для избежания зависимости государственного бюджета от одного вида налогов. Характерна для Российской Федерации.
Повествуя о налоговой системе, сущность и виды налогов также не будет лишним затронуть. Главных разновидностей этих платежей в РФ три: Федеральные: поступающие в государственную казну.
Региональные: собираемые в пользу определенного региона - республики, области, края.
Местные: идущие в бюджет конкретного субъекта - города, села, поселка и т. д. По типу налогоплательщика выделяются налоги: С физических лиц - на их доходы, имущество и т. д. С юридических лиц - на прибыль, НДС и т. д.
Смешанные. По объекту налогообложения выделяются налоговые сборы на: доход; потребление; имущество; капитал. По виду изъятия: прямые; косвенные.[5]
В продолжение разговора о налоговой системе, видах и функциях налогов, осталось рассказать о последнем пункте. Функций выделяют несколько: Фискальная функция - наиболее важная. Именно благодаря ей формируется бюджет государства.
Социальная - перераспределение доходов в пользу социально незащищенных слоев. Регулирующая - решение с помощью налоговой политики определенных задач государственного уровня. Имеет стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции. Контрольная - отслеживание государством своевременности и полноты финансового трафика в казну.[6]
Среди экономических рычагов, посредством которых страны оказывают влияние на рыночную экономику, немаловажную роль играют налоги. В условиях рыночной экономики все страны широко используют налоговую политику как определенный регулятор воздействия на отрицательные явления рынка.
Налоги так же, как и вся налоговая система, являются сильным орудием управления экономикой в условиях рынка. Налоги обуславливают отношения между предпринимателями, организациями различных форм собственности и государственными и местными бюджетами, банками, вышестоящими организациями.
С помощью налогов осуществляется урегулирование внешнеэкономической деятельности, включая мобилизацию иностранных инвестиций, определяется хозрасчетный доход и прибыль организации.
В Налоговом кодексе Российской Федерации предлагается следующее определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Экономическая сущность налогов определяется денежными отношениями, которые складываются между государством и юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют конкретное общественное предназначение - привлечение денежных средств в бюджет страны.
Налоги отражают обязанности юридических и физических лиц, которые получают доходы, принимать участие в образовании финансовых ресурсов страны.[7]
Налоги являются центральным звеном финансовой политики государства в нынешних условиях, так как они, являясь орудием перераспределения, устраняют возникшие сбои в системе распределения и перераспределения и стимулируют или сдерживают развитие тех или иных сфер деятельности людей.[8]
Налоги осуществляют четыре основные функции:
-фискальная - состоит в формировании денежных доходов государства. Осуществление данной функции происходи при помощи налогового контроля и налоговых санкций, обеспечивающих максимизацию сбора налогов установленных размеров и препятствующих уклонению от уплаты налогов. С помощью данной функции осуществляется основное назначение налогов: создание и привлечение финансовых ресурсов государства;
-регулирующая - состоит в воздействии с помощью налогов на общественное воспроизводство; т.е. происходит государственное регулирование экономики; эта функция помогает урегулировать финансово-хозяйственную деятельность производителей товаров и услуг при помощи системы налоговых платежей и сборов, накапливаемых государством и направляющихся на восстановление израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также расширение степени их включения в производственный процесс для и поддержания устойчивого экономического роста;
-стимулирующая - при помощи налогов государство может стимулировать малый бизнес, наукоемкое производство, экспортные отрасли и т.д.; данная функция осуществляется с помощью льготной системы, различных исключений, преференций и характеризуется изменением объекта налогообложения, сокращение налогооблагаемой базы, уменьшением налоговой ставки;
-контролирующая - с помощью этой функции производится оценка эффективности налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, определяется необходимость проведения каких-либо преобразований в налоговой системе.[9]
Классификация налогов способствует их систематизации, что, в свою очередь, упорядочивает всевозможные виды платежей и препятствует их дублированию.
Существует множество различных классификаций налогов по определенным признакам.
По способу изъятия различают такие налоги, как:
-прямые - взимаются непосредственно с доходов, имущества (налог на прибыль, налог на доходы, налог на имущество);
-косвенные - выступают в виде надбавок к цене или тарифу; конечным налогоплательщиком является потребитель (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины).
По характеру налогообложения (по воздействию) различают:
-пропорциональные налоги - налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества (налог на доходы физических лиц);
-прогрессивные - налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения (взносы в Пенсионный фонд);
-дигрессивные - налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения (экологических налог, таможенные пошлины, акцизы).[10]
По назначению бываю такие налоги, как:
-общие - налоги, средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц);
-маркированные (специальные) - налоги, которые имеют конкретное целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).
По субъекту уплаты существуют:
-налоги, которые взимаются с физических лиц (налог на имущество физических лиц);
-налоги, которые взимаются с юридических лиц (налог на имущество предприятий).
По уровню налогообложения различают:
-федеральные налоги и сборы - обязательны к уплате на всей территории России (государственные пошлины, федеральные лицензионные сборы, водные налоги, налоги на добычу полезных ископаемых, налоги на добавленную стоимость);
-региональные налоги и сборы - устанавливаются законами субъектом Российской Федерации и обязательны к уплате на территории этих субъектов (транспортный налог, налог на игорный бизнес);
-местные налоги и сборы- устанавливаются актами представительных органов местного самоуправления (земельный налог, налог на имущество физических лиц).[11]
В зависимости от объекта, облагаемого налогом, бывают:
-имущественные налоги;
-ресурсные налоги;
-налоги, взимаемые с выручки или дохода;
-налоги на потребление.
По источнику уплаты это могут быть:
-налоги, относимые на индивидуальный доход;
-налоги, относимые на издержки производства и обращения;
-налоги, относимые на финансовые результаты;
-налоги, взимаемые с выручки или продаж.
Налоговую систему Российской Федерации следует охарактеризовать как комплекс налогов федерального, регионального и местного уровней; а также, как умеренно фискальную, прямую, централизованную и нейтральную.[12]