Файл: Система налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ряд специальных законов регламентируют процесс разработки определённых налогов. Законодательной базой построения системы налогов Российской Федерации является Налоговый кодекс и принятые согласно нему федеральные законы о налогах и сборах.

Нормативно-правовые акты местных органов управления о местных налогах и сборках утверждаются представительными органами местного самоуправления согласно Налоговому кодексу.

Принимая во внимание необходимость обеспечения бюджетной сбалансированности, необходимо принимать меры, направленные на повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации.

Основными источниками прироста налоговых поступлений могут быть как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие определенных мер в сфере налогового администрирования.

В части мер, которые будут предусматривать увеличение доходов бюджетной системы Российской Федерации, предполагается внесение преобразований в налоговое законодательство по следующим основным направлениям:

-совершенствование налогообложения недвижимого имущества для физических лиц;

-совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций;

-акцизное налогообложение;

-противодействие уклонению от налогообложения;

-совершенствование налогового администрирования.

В долгосрочном периоде предполагается сохранить действующую систему налогообложения доходов физических лиц с единой ставкой для большинства видов доходов в размере 13 %.

В качестве наиболее важного изменения следует предусмотреть переход от действующего в настоящее время принципа предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ (предоставляемого при приобретении жилья) применительно только к одному приобретаемому объекту имущества к принципу предоставления указанного вычета налогоплательщику вне зависимости от количества таких объектов (долей в приобретаемых объектах), в пределах установленного максимального размера имущественного налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику в сумме до 2 миллионов рублей.[13]

В итоге, физические лица, в случае принятия этого предложения, получат право обращаться в налоговые органы за получением имущественного налогового вычета многократно вплоть до полного использования предельной суммы этого вычета.

Также одним из важнейших направлений совершенствования налоговой политики Российской Федерации до 2018 года является переход к налогу на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Полагается, что, как и в случае обложения вышеуказанным налогом физических лиц, нововведенным налогом будет облагаться только недвижимое имущество (по кадастровой стоимости), которое находится у организаций на правах собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления). При этом предполагается, что нововведенный налог будет отнесен к региональным налогам, то есть часть поступающих сумм будет передаваться непосредственно в местные бюджеты.[14]


1.2 Особенности налоговой системы

Сбалансированность госбюджета - обеспечение казны государства запланированным объемом денежных средств, которые необходимы для осуществления его функций, определенных законодательством. Устойчивое состояние экономики - при проведении определенной налоговой политики должен наблюдаться рост производства, развитие отраслей хозяйства и регионов страны.

Стабильные цены - соотношение "прямые-косвенные налоги" должно обеспечивать устойчивость цен и не допускать повышения уровня инфляции. Эффективность социальной политики - система налогов не должна ухудшать уровень жизни граждан, особенно социально незащищенных слоев.

Должный уровень информированности населения - налогоплательщики должны четко знать, когда, где и в каком объеме они должны отправлять свои платежи государству.[15]

Рассказывая про понятия и виды налоговых систем, нельзя не отметить принципы построения таковой структуры конкретно для РФ. Они сформированы в НК нашего государства:

Обязанность каждого лица уплачивать справедливо установленные налоговые сборы. Налогообложение в РФ характеризует всеобщность и равенство.

Налоги не имеют права быть дискриминационными - по национальному, религиозному, расовому и иному критерию.

Налоговые ставки не зависят от гражданства лица, формы его собственности, источников капитала. Налоги не могут быть произвольными. Налоги не должны создавать препятствия для свободной экономической деятельности, осуществляемой в рамках закона.

Никто не обязан уплачивать налоги в ином размере или порядке, чем то определено НК государства.

Законодательные акты о налогообложении должны быть написаны понятным и доступным для граждан языком. Все неясности, туманные определения налогового законодательства толкуются в пользу плательщика налогов.

Оптимальный набор характеристик, к которому в идеале стремится каждая налоговая система, следующий:

Снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей.

Упрощение налогового законодательства. Замена налогов для предприятий на ренту от эксплуатации и переработки природных богатств. Повышение доли прямых и уменьшение объема косвенных налогов.

Развитие так называемого налогового федерализма - разграничение и распределение налогов между уровнями всей бюджетной системы государства.


Построение налоговой политики, зависящей только от объективных условий, задаваемых экономикой. Повышение уровня налоговой культуры населения.

Стремление к идеальному равенству налогообложения путем сглаживания налоговых льгот.

Совершенствование системы контроля и наказания налоговых правонарушений. Построение налоговой системы, быстро адаптирующейся к смене экономического положения в стране.

Говоря про виды налоговой системы России, упомянем и типы систем налогообложения, установленные для ИП, ООО и прочих юридических лиц: Основная система налогообложения (ОСН). Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Упрощенная система (УСН). Патентная система (для индивидуальных предпринимателей).

Правильное функционирование налоговой системы - это залог постоянного потока поступлений в госбюджет, социальной защищенности граждан, стабильного состояния экономики.

Каждое государство выбирает подходящий для себя ее вид. Однако для всех налоговых систем характерны схожие функции, принципы построения и тенденции развития.

Налоги - невозвратные, безвозмездные, обязательные для населения и юридических лиц, регулярно собираемые платежи, которые взыскиваются только правомочными на то государственными учреждениями в целях пополнения финансовых ресурсов определенного государства. Налоговая система - общая совокупность налоговых сборов, которые взимаются с налогоплательщиков согласно статьям Налогового Кодекса определенного государства.

Это система, обязательно урегулированная правовыми нормами, главное предназначение которой - установление и сбор налогов. Налоговый Кодекс (НК) - в Российской Федерации является основным законодательным актом, касающимся налогообложения.

Состоит из двух частей - основной, регламентирующей наиболее общие принципы построения налоговой системы, и специальной, устанавливающей основы взаимодействия государства и налогоплательщика по определенным налоговым сборам.

Основой любого вида налоговой системы будут именно сборы и налоги. С ее помощью правовое государство может в полной мере реализовать свои функции как по управлению финансовым трафиком, так и всей своей экономикой в целом.

В России налоговая система регулируется НК и Конституцией. Как и во многих других федеративных государствах, она трехуровневая - состоящая из федеральных, региональных и местных налогов.

Выделяют две основные разновидности налоговых систем: Глобальная. Прибыль и физических, и юридических лиц облагается налоговым бременем в одинаковом объеме.


Расчет налогового сбора при этом очень прост, что на руку предпринимателям - они могут заранее планировать окончательный размер своего дохода за вычетом этих платежей. Более всего такая система характерна для западных государств.[16]

2. Налоговая система России

2.1 Уровни налоговой системы

В современном мире налоговая политика очень важна для укрепления финансовой системы любого государства, чтобы гарантировать сбор налогов для дисциплины налогоплательщика. В свою очередь налоги служат основным доходом государства, которое в дальнейшем использует их на благополучие населения страны.[17]

Данная тема актуальна в наши дни, так как налоги являются одним из источников пополнения государственного бюджета и несут большую роль в рыночных отношениях.

Налоговая системаэто совместность налогов, пошлин и поборов, взимаемых на земли страны в согласовании с налоговым кодексом, а к примеру, же совместность признанных мерок и правил, определяющих возможной вероятности и систему обязанностей отвечать сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

В налоговую систему РФ входят совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, которые взимаются в установленном порядке с юридических и физических лиц в государстве.

Налоговая система РФ подразделяется на три уровня, которые определяют существующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит:

  1. Федеральный - это уровень, в котором налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории России. Например, НДФЛ, НДС, акцизы, водный налог, госпошлина и другие.
  2. Региональный - регулируется Налоговым кодексом РФ и законами, издающиеся властями регионов страны. Региональные налоги определены ставками и каких-либо льгот.
  3. Местный - данные налоги регулируются Налоговым кодексом РФ, а также нормативными актами, которые составляются на уровне муниципального образования. Например, земельный налог, налог не имущество, торговый сбор.

На данный момент в России насчитывается 14 налогов, 8 из которых являются федеральными, 3 региональных и 3 местных.

Одним из недостатков, а также проблемой такой налоговой системы является уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов. Специалисты утверждают, что главной причиной уклонения служит нестабильная финансово-экономическая картина.


Собираемость налогов отражает состояние налоговой дисциплины. Для этого рассчитывают уровень собираемости конкретного налога путём деления фактических поступлений в бюджетную систему на сумму этих поступлений и недоимки по данному налогу.

Если обеспечить налогообложение сочетанием выбранных налоговых механизмов с задачами и целями, которые ставит перед собой государство в финансово-экономическом управлении, мы получим эффективное налогообложение.[18]

Чтобы решить эти проблемы, следует перестроить налоговую систему России. Для государства необходимо увеличить доходы бюджета путём налоговых поступлений и укрепить установившуюся налогооблагаемую базу. Для хозяйствующих субъектов необходимо добиться максимального получения прибыли при минимизации налоговых платежей.

А для населения необходимо получить достаточные доходы для существования при уплате установленных налогов, за счёт которых государство предоставляет необходимые социальные услуги.

Изменение налогообложения между органами власти и налогоплательщика, должны заключаться по конституционным правам, обязанностям перед обществом и государством. Для изменения налоговой системы, следует стремиться не к повышению объемов собираемости налогов, а к следующему:

  1. Налоговая система обязана гарантировать понижения значения потерь выполнения налогового законодательства, как для страны, например и для субъектов налога.
  2. Сделать более справедливой к налогоплательщикам, которые оказались в разных финансовых категориях, но с учетом единого финансового места для всех субъектов и единого механизма регулировки налогообложения.
  3.  Оптимизация затрат и нужд страны, для понижения налоговых изъятий за счет сокращения налогов и понижения налоговых ставок.

2.2 Недостатки и совершенствование налоговой системы России

Налоговая система российской федерации слабо адаптирована к современным условиям. Существует ряд недостатков, такие как, запутанность, уплотненность и многое другое которые тормозят экономическое развитие России и препятствуют привлечению иностранного капитала в экономику страны, что оказывает негативное воздействие на ее развитие.