Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
На данный момент налоговое законодательство России постоянно изменяется, что способствует ее приспособлению к современным тенденциям и требованиям.[19]
Эти изменения направлены в первую очередь на активизацию субъектов предпринимательства, развития торговых отношений, стимулирование развития инноваций, сокращение количества “злостныx” неплательщиков и т.д. Но обо всем этом говорить трудно, пока не будет выработана целостная концепция реформирования налоговой системы России и её правовых норм.[20]
Приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности.
Налоговая система РФ должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.
Весьма дискуссионным остается вопрос о всемерном сокращении налоговых льгот.
Некоторые авторы считают, что отмена налоговых льгот позволит компенсировать выпадающие бюджетные доходы, в последующем снизить налоги, восстановить принцип равномерности и справедливости распределения налогового бремени.
Если просто проводить политику налоговых льгот, то это означает лишить государство одного из инструментов регулирования экономики, возможности определять и стимулировать приоритетные отрасли.
В нашей экономике и так серьезно сказывается, причем отрицательно, равномерность и «справедливость» налогообложения. Одинаковые для всех или почти для всех ставки основных федеральных налогов - на прибыль, на добавленную стоимость и т.д. - приводят к тому, что налоговое давление в производстве выше, чем в торгово-закупочной деятельности, в обслуживании.[21]
Можно ликвидировать некоторые налоговые льготы, но это не должно коснуться льгот по налогу на прибыль, стимулирующих инвестиционную активность, не должно коснуться малого бизнеса, противостоящего бывшим государственным монополиям, еще и сегодня удерживающим товарный рынок.
Что касается научных исследований, поисковых работ, то льготы следует не прекращать, а расширять.
Учитывая нерешенность жилищной проблемы, нужны льготы по НДС для организаций, строящих жилые дома, и по подоходному налогу - для граждан-застройщиков. А также по налогу на имущество для владельцев жилья, кроме тех, кто использует его для извлечения дохода. Следует говорить о разумной налоговой политике, в том числе с помощью льгот, а не о всемерном их сокращении.
Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы РФ. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень. Так, рассмотрим изменения в Налоговом кодексе РФ (далее - НК РФ), которые вступили в силу с 1 января 2015 г.
Хотелось бы начать с Федерального закона от 02.12.2013 г. №334-ФЗ «О внесении изменений в ч.2 НК РФ и ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц». Установлен единый срок уплаты физическими лицами налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога - 1 октября года, следующего за налоговым периодом.
Это было сделано, во-первых, для удобства администрирования этих налогов, с учётом единого налогового уведомления и для того, чтобы местные бюджеты раньше могли получить денежные средства.
Федеральным законом от 02.04.2014 г. №52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ»: введена обязанность физических лиц представлять сведения об имуществе, в отношении которого они не получали налоговые уведомления и не уплачивали налоги.[22]
Сведения могут быть представлены в налоговые органы по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств.
С введением данной нормы с 01 января 2015 г. необходимо проведение информационной работы с налогоплательщиками с целью доведения до их сведения о новой обязанности, с учётом тех особенностей, предусмотренных НК РФ, когда обязанность в предоставлении сведений у них отсутствует.
С 1 января 2017 г., вступили в силу изменения в ст.129.1 НК РФ, которыми предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение.
Иными словами, если налогоплательщик, у которого существовала обязанность, предусмотренная п.2.1. ст.23 НК РФ в предоставлении сообщения и документов по объектам имущества с 01.01.2015 г., но такое сообщение им не представлено, то налоговый орган при выявлении такого объекта после 01.01.2017 г. должен будет произвести расчёт налога в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, и соответственно применить налоговые санкции, предусмотренные ст.129.1 НК РФ.
Основные изменения налогового законодательства в части имущественных налогов внесены Федеральным законом от 04.10.2014 г. №284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 ч.1 и ч.2 НК РФ и признании утратившим силу Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», которым поставлена точка в формировании в полном объёме НК РФ: введение произошло с 1 января 2015 г. гл. 32 НК РФ - Налог на имущество физических лиц, и признание утратившим силу Закона РСФСР от 09.12.1991 г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
Необходимость реформирования налога на имущество физических лиц основывалась в первую очередь на том, что инвентаризационная стоимость - стоимость затрат на строительство с учётом износа, без учёта местоположения объекта, она в разы отличается от объектов сопоставимых по рыночной стоимости.[23]
Кроме того, не были вовлечены в налогооблагаемый оборот отдельные объекты, введённые в эксплуатацию начиная с 2008 г. (регистрируемые по упрощённой схеме); все объекты, введённые в эксплуатацию начиная с 2013 г.; а также объекты, приобретённые физическими лицами у организаций.[24]
Принципиальные отличия:
1. Меняется налоговая база: инвентаризационная стоимость на кадастровую стоимость.
2. Кодексом снижена налоговая ставка. Если Законом №2003-1 максимальная ставка была установлена в размере 2%, то гл.32 НК РФ - от 0 до 0,3%. Это сделано для снижения налоговой нагрузки на граждан в связи с изменением налоговой базы.
3. Сохраняются действующие льготы и гарантии, Законом №2003-1 было предусмотрено 15 льготных категорий граждан, в гл.32 НК РФ добавляются 2 дополнительные категории, в том числе к льготным категориям отнесены:
- физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность,
- в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек,
- на период такого их использования;
- физические лица;
- в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.[25]
НК РФ предусматривает, только 5 видов объектов налогообложения, в отношении которых физические лица могут воспользоваться правом на получение льготы и только в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика.
Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:
- квартира или комната;
- жилой дом;
- помещение или сооружение;
-хозяйственное строение или сооружение;
- гараж или машино-место.
Предоставление налоговых льгот в отношении объектов с кадастровой стоимостью свыше 300 млн. руб., а также объектов, используемых в предпринимательской деятельности, НК РФ не предусмотрено.
При этом, льготы распространяются на один объект каждого типа (квартира дом, гараж и т.д.).[26]
Гл.32 НК РФ предоставлено право субъектам РФ устанавливать единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений ст.5 НК РФ. До 1 января 2020 г. все субъекты РФ должны перейти на порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Кроме того, Законом №284 - ФЗ[27] внесены также изменения в гл.31 НК РФ «Земельный налог», а именно уточнена процедура учёта изменений кадастровой стоимости объектов недвижимости при определении налоговой базы по земельному налогу и налогу на имущество организаций (при технической ошибке - с налогового периода совершения ошибки, при оспаривании в комиссию или суд - с налогового периода подачи заявления в комиссию и суд);
- исключены из объектов налогообложения по земельному налогу земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Необходимо отметить еще одно изменение, стимулирующие инвестиционную деятельность физических лиц. Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 420-ФЗ гл.23 НК РФ была дополнена ст. 219.1 «Инвестиционные налоговые вычеты». Положениями данной статьи установлено три различных вида налоговых вычетов:
- в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет;
- в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет;
- в сумме доходов, полученных по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете.
Все эти вычеты имеют четкую направленность на стимулирование инвестиционной деятельности физических лиц, осуществляющих долгосрочные финансовые вложения.
Положения ст. 219.1 НК РФ вступили в силу с 1 января 2015 г., однако воспользоваться правом на получение инвестиционных налоговых вычетов с этого периода можно будет только в части вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг.
В современном мире налоговая политика очень важна для укрепления финансовой системы любого государства, чтобы гарантировать сбор налогов для дисциплины налогоплательщика.
В свою очередь налоги служат основным доходом государства, которое в дальнейшем использует их на благополучие населения страны.
Данная тема актуальна в наши дни, так как налоги являются одним из источников пополнения государственного бюджета и несут большую роль в рыночных отношениях.
Налоговая система - это совместность налогов, пошлин и поборов, взимаемых на земли страны в согласовании с налоговым кодексом, а к примеру, же совместность признанных мерок и правил, определяющих возможной вероятности и систему обязанностей отвечать сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
В налоговую систему РФ входят совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, которые взимаются в установленном порядке с юридических и физических лиц в государстве.[28]
Налоговая система РФ подразделяется на три уровня, которые определяют существующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит:
-федеральный - это уровень, в котором налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории России. Например, НДФЛ, НДС, акцизы, водный налог, госпошлина и другие.
-региональный - регулируется Налоговым кодексом РФ и законами, издающиеся властями регионов страны. Региональные налоги определены ставками и каких-либо льгот.
-местный - данные налоги регулируются Налоговым кодексом РФ, а также нормативными актами, которые составляются на уровне муниципального образования. Например, земельный налог, налог не имущество, торговый сбор.[29]
На данный момент в России насчитывается 14 налогов, 8 из которых являются федеральными, 3 региональных и 3 местных.
Одним из недостатков, а также проблемой такой налоговой системы является уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов. Специалисты утверждают, что главной причиной уклонения служит нестабильная финансово-экономическая картина.
Собираемость налогов отражает состояние налоговой дисциплины. Для этого рассчитывают уровень собираемости конкретного налога путём деления фактических поступлений в бюджетную систему на сумму этих поступлений и недоимки по данному налогу.