Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По результатам диагностики выявлено, что только 3% испытуемых обладают высокой степенью сопротивляемости стрессу, 63% испытуемых обладают пороговой степенью, что является тревожным фактором, у 34% испытуемых выявлена низкая степень стресса – что интерпретируется как опасный фактор, указывающий на нервное истощение. Средние показатели по группе указывают на пороговую степень стрессоустойчивости личности сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск на констатирующем этапе эксперимента.

Наглядно результаты по диагностике степени стрессоустойчивости в группе сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск представлены на рис. 1.

Рис. 1. Распределение показателей степени сопротивляемости стрессу в группе испытуемых на констатирующем этапе

Результаты диагностики типа поведенческой активности личности сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Диагностика стратегий поведенческой активности в условиях стресса у сотрудников МКДОУ №54 г.Новомосковск на этапе констатирующего эксперимента

Этап исследования

Уровень выраженности поведенческой активности в условиях стресса

А

А1

АБ

Б

Б1

Констатирующий этап исследования (12 испытуемых)

3%

63%

20%

14%

По данным таблицы 3, мы можем сделать вывод о том, что в группе сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск преобладает тип поведенческой активности А1 (присутствует у 63% испытуемых).

Наглядно результаты диагностики стратегий поведенческой активности в условиях стресса у сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск на этапе констатирующего эксперимента представлены на рис. 2.

Рис. 2. Распределение показателей типов поведения личности в условиях стресса в группе испытуемых на констатирующем этапе

Анализируя результаты, мы можем сделать вывод о том, что большинство сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск (63%) характеризуются сверхвовлеченностью в работе, неумением отвлечься от нее и нехваткой времени для отдыха. Так же их отличает постоянное напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех, высокая мотивация достижения при неудовлетворенности достигнутым, упорство и сверхактивность в достижении цели нередко сразу в нескольких областях жизнедеятельности, нежелание отказаться от достижения цели, несмотря на «поражение»; энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкрепляемая жестами и мимикой и сопровождающаяся нередко напряжением мышц лица и шеи; импульсивность, эмоциональная несдержанность в спорах, неумение до конца выслушать собеседника; стремление к доминированию в коллективе или компаниях, легкая фрустрируемость внешними обстоятельствами и жизненными трудностями.


Таким образом, подводя итоги диагностики стратегии поведенческой активности личности в условиях стресса, мы можем сделать вывод о том, что у большинства сотрудников МКДОУ №54 г.Новомосковск выявлен выбор нерациональной стратегии поведенческой активности в условиях стресса, что снижает общий уровень стрессоустойчивости у сотрудников МКДОУ №54 г.Новомосковск и делает их более подверженными стрессу на рабочем месте.

Результаты методики диагностики нервно-психической устойчивости в группе сотрудников МКДОУ №54 г.Новомосковск представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Диагностика определения НПУ личности в группе сотрудников ООО МКДОУ №54 г.Новомосковск

Этап исследования

Уровень выраженности НПУ личности

Высокая

Хорошая

Удовлетво-рительная

Неудовлет-ворительная

Констатирующий этап иисследования (12 испытуемых)

17%

13%

64%

6%

Наглядно результаты по диагностике НПУ в группе испытуемых представлены на рис. 3.

Рис. 3. Распределение показателей НПУ по группе испытуемых на констатирующем этапе

Анализируя результаты, мы можем сделать вывод о том, что большинство испытуемых (64%) обладают удовлетворительной нервно-психической устойчивостью, что говорит о том, что у этих сотрудников МКДОУ №54 г.Новомосковск вероятны нервно-психические срывы, особенно в экстремальных условиях. Высокий уровень НПУ выявлен только у 17% испытуемых, и хороший уровень НПУ у 13%, относящихся к благоприятному прогнозу. В группе испытуемых выявлено 6% сотрудников МКДОУ №54 г.Новомосковск, прогноз которых неблагоприятен, так как показатели говорят о высокой вероятности нервно-психических срывов, таким сотрудникам МКДОУ №54 г.Новомосковск необходимо дополнительное обследование психиатром, невропатологом.

Результаты исследования по методике «Утомление – монотония – пресыщение – стресс» (УМПС) в экспериментальной группе представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты опросника «УМПС» в группе сотрудников МКДОУ №54 г.Новомосковск на констатирующем этапе

Этап

исследования

Факторы

Оценки

Не выраже-но

Выражено

Сильно

Выражено

Констатирующий этап исследования

(30 испыту-емых)

Утомление

24%

64%

12%

Монотония

84%

16%

0%

Пресыщение

80%

20%

0%

Стресс

16%

44%

40%


Наглядно результаты методики УМПС представлены на рис. 4.

Рис. 4. Результаты методики УМПС в группе испытуемых на констатирующем этапе

Анализируя результаты, полученные в группе сотрудников МКДОУ №54 г.Новомосковск на констатирующем этапе исследование, можно сделать вывод, что сильно выражено у сотрудников МКДОУ №54 г.Новомосковск состояние утомления и стресса, находится в выраженном состоянии, так же у большинства, – утомление и стресс. Не выражено практически у всей группы сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск состояние монотонии и пресыщения. Полученные данные выявили необходимость разработки системы профилактики стресса на рабочем месте.

2.2. Рекомендации профилактике стресса на рабочем месте

Для решения проблемы формирования здоровья и личностного развития сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск во взаимосвязи с проблемой стресса и стрессоустойчивостью личности была разработана система профилактической работы (таблица 6).

Цель программы: формирование стрессоустойчивости у сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск.

Задачи:

1. Повышение познавательной компетентности сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск, т.е. осознание своей системы ценностей, личностных и психофизиологических особенностей.

2. Осознание симптомов, характеристик и картины стрессового состояния; осознание его последствий.

3. Расширение опыта анализа и преодоления стрессовых ситуаций, неконструктивных стереотипов поведения, деятельности, общения.

4. Овладение социально и личностно приемлемыми нормами реагирования при столкновении с жизненными трудностями, развитие ситуативной адекватности.

5. Развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми на основе самовосприятия, самораскрытия и принятия других.

6. Развитие личностных механизмов стрессоустойчивости: мотивационной сферы, рефлексивных способностей, адекватной самооценки, коммуникативной компетентности, саморегуляции эмоциональных состояний и самоконтроля.

Программа состоит из 16 занятий, продолжительностью 1,5 часа.

Используемые методические приемы: групповые дискуссии, ролевые игры, работа в парах, игры, упражнения.

Каждое занятие имеет следующую структуру:

1. Разминка. Включает в себя набор упражнений, способствующих активации участников группы, создает благоприятную атмосферу, повышает сплоченность.


2. Основной этап занятия. Эта часть включает в себя дискуссии, упражнения, игры, направленные снятие состояния тревожности и формирование стрессоустойчивости.

3. Рефлексия занятия. В конце каждого занятия участники обмениваются своими впечатлениями.

Таблица 6

Тематический план программы профилактики стреса на рабочем месте у сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск

№ п/п

Название занятия

Цели занятия

Содержание занятия

1

Знакомство, формулиро-вание правил и норм

Знакомство участников друг с другом, создание благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении; установление правил работы в группе

1. Дискуссия:

— Что такое группа?

2. Установление правил работы в группе

3. Принятие правил

4. Упражнение «Имя и качество»

5. Упражнение «Ассоциации»

6. Рефлексия занятия

7. Ритуал прощания

2

Каков я на самом деле?

Закрепить навыки самоанализа, способствовать более глубокому самораскрытию

1. Упражнение «Букет»

2. Упражнение «Немного о себе»

3. Игра «Встреча взглядами»

4. «Какой я человек?»

5. Упражнение «Я — первый»

6. Рефлексия занятия

7. Ритуал прощания

3

Я - это Я

Помочь поверить в свои силы, развить коммуникативные и творческие навыки, сформировать позитивное отношение к своему «Я»

1. Упражнение «Приветствие»

2. Упражнение «Я люблю себя за то…»

3. Упражнение «Солнечный круг»

4. Упражнение «Захват инициативы»

5. Упражнение «Драгоценность»

6. Рефлексия занятия

7. Ритуал прощания

4

Мои достоинства

Помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки, формирование уверенности в себе

1. Упражнение «Необычное приветствие»

2. Беседа о достоинствах

3. Упражнение «Букет моих достоинств»

4. Упражнение «Закрась газету»

5. Рефлексия занятия

6. Ритуал прощания

5

Стрессы в нашей жизни

Помощь участникам в осознании и вербализации своих представлений о стрессе, выявление субъективных трудностей, переживаемых

членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостояния

стрессовым ситуациям

1. Упражнение «Я и стресс»

2. Мини-лекция «Стресс»

3. Мини-дискуссия «Плюсы и минусы стресса»

4. Рефлексия занятия

5. Ритуал прощания

6

Стрессы в нашей жизни (продолжение)

Научить слушателей анализировать различные виды адаптивного

и дезадаптивного поведения в ситуациях фрустрации; акцентировать

внимание группы на последствиях дезадаптивного поведения

1. Упражнение «Приветствие без слов»

2. Игра «Построиться по росту»

3. Мини-лекция «Фрустрация»

4. Упражнение «Новый начальник»

5. Упражнение «Стресс в моей жизни»

6. Рефлексия занятия

7. Ритуал прощания

7

«Разорви цепь»

Выявление индивидуального стиля выхода из стрессовой

ситуации, формирование партнерских отношений, расширение поведенческого

репертуара каждого участника

1. Упражнение «Приветствие»

2. Игра «Разорви цепь»

3. Упражнение «Два на два, или Новый Юлий Цезарь»

4. Упражнение «Инвентаризация стрессов»

5. Игра «Темп»

6. Рефлексия занятия

7. Ритуал прощания

8

Профессиональные стрессы

Выработка стратегии эффективного поведения в типичных

или часто повторяющихся профессионально трудных ситуациях;

обучение отслеживанию своего эмоционального состояния в

ситуациях профессионального стресса

1. Игра-приветствие «Локотки»

2. Упражнение «Быть руководителем — хорошо

или плохо?»

3. Игра «Здесь сидит Таня...»

4. Ролевая игра «Весенняя распродажа»

5. Рефлексия занятия

6. Ритуал прощания

9

«Я могу!»

Развитие чувства уверенности в тревожной ситуации, связанной

с будущими событиями, развитие ресурсов личности, научить правилам передачи и принятия критики

1. Упражнение «Приветствие»

2. Упражнение «Шумовой квадрат»

3. Упражнение «Круг совершенства»

4. Упражнение «Достойный ответ»

5. Рефлексия занятия

6. Ритуал прощания

10

«Повелитель времени»

Изучение ориентации во времени, создание каждым участником собственной схемы управления временем

1. Упражнение «Ритуалы приветствия»

2. Мини-лекция «Тайм-менеджмент»

3. Упражнение «Минута»

4. Упражнение «Делу время — потехе час»

5. Упражнение «Гардероб»

6. Обобщающее упражнение «Портрет стрессоустойчивого человека»

7. Ритуал прощания

11

Личность и стресс

Эмоциональная зарядка, развитие умения понимать свое

эмоциональное состояние и выражать его вербально и невербально

1. Игра «Я сегодня вот такой...»

2. Упражнение «Вы не поверите, что...»

3. Упражнение «Рисуем кошку»

4. Мини-лекция «Цель»

5. Упражнение «Цель»

6. Рефлексия занятия

7. Ритуал прощания

12

«Игры со стыдом»

Развитие умения понимать и анализировать собственные

эмоции; выявлять иррациональные установки, лежащие в основе некоторых

негативных эмоций; понимать и принимать эмоции других

людей

1. Упражнение «Приветствие»

2. Упражнение «Игры со стыдом»

3. Упражнение «Темперамент и стресс»

4. Упражнение «Тропа эмоций»

5. Рефлексия занятия

6. Ритуал прощания

13

Как справиться с эмоциями?

Развитие умения понимать и анализировать собственные эмоции

1. Упражнение «Комплименты»

2. Упражнение «Я злюсь, когда...»

3. Упражнение «Выкинь свои проблемы»

4. Упражнение «Устойчивость»

5. Обобщающее упражнение

«Реклама «Лекарство от стресса»

6. Рефлексия занятия

7. Ритуал прощания

14

Саморегуляция

Научить владеть собой и своим телом, осознание потребности нашего тела в движении

1. Упражнение-разминка «Повтори движение»

2. Мини-лекция «Методы саморегуляции»

3. Упражнение «Стрессовая реактивность»

4. Упражнение «Стена»

5. Упражнение «Тряпичная кукла»

6. Рефлексия занятия

7. Ритуал прощания

15

Дыхание

Предоставление участникам тренинга возможности увидеть

тесную связь между эмоциональным состоянием и дыханием,

а также поработать с навыками дыхательной саморегуляции

1. Упражнение «Приветствие вслепую»

2. Упражнение «Полное дыхание»

3. Упражнение «Контроль дыхания»

4. Упражнение «Медитация»

5. Упражнение «Нижнее дыхание»

6. Рефлексия занятия

7. Ритуал прощания

16

Вперед к успеху!

Осознание ресурсов стрессоустойчивости и их визуальное

закрепление, обобщение полученного в ходе семинара материала, ориентация

участников на реализацию приобретенных знаний и навыков

1. Упражнение «Всеобщее приветствие»

2. Упражнение «Символ спокойствия»

3. Упражнение «Мое будущее»

4. Обобщающее упражнение «Карта группы»

5. Рефлексия всех занятий

6. Ритуал прощания


Программа профилактики стресса на рабочем месте у сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск была разработана на основе работ следующих авторов: Р. А. Абдурахманова, А. Я. Анцупова, В. Д. Бицоева, A. B. Булгакова, М. И. Дьяченко, С. В. Захарика, В. Л. Марищука, A. A. Камышанова, Л. А. Кандыбовича, А. Г. Караяни, В. П. Каширина.

Заключение

Профессиональный стресс –многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. Стресс может быть обусловлен как индивидуальными особенностями человека, так и особенностями его профессиональной деятельности и рабочей обстановки. Чаще профессиональному стрессу подвергаются работники умственного труда.

Причиной развития профессионального стресса может быть не только слишком большой круг профессиональных обязанностей, но и недостаточно четкие требования со стороны руководства, долгая дорога на работу, сложные взаимоотношения с коллегами, низкая заработная плата, отсутствие перспектив развития и даже недостаточная загруженность.

Основой нашего практического исследования стало изучение особенностей личности сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск.

Анализ научной литературы по данному вопросу позволяет нам придерживаться теоретической позиции, согласно которой главной причиной стресса на рабочем месте является психологическое переутомление, связанное с возрастающими требованиями профессиональной деятельности и снижающимися внутренними ресурсами сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил сделать вывод о наличии сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск с высоким уровнем сформированности стресса на рабочем месте. На основе анализа результатов проведённого исследования и психологической литературы по проблеме исследования были разработана и апробирована программа профилактики стресса у сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск.

Профилактическая программа направлена на: повышение познавательной компетентности сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск, т.е. осознание своей системы ценностей, личностных и психофизиологических особенностей; расширение опыта анализа и преодоления стрессовых ситуаций, неконструктивных стереотипов поведения, деятельности, общения; овладение социально и личностно приемлемыми нормами реагирования при столкновении с жизненными трудностями, развитие ситуативной адекватности; развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми на основе самовосприятия, самораскрытия и принятия других; развитие личностных механизмов стрессоустойчивости - мотивационной сферы, рефлексивных способностей, адекватной самооценки, коммуникативной компетентности, саморегуляции эмоциональных состояний и самоконтроля.