Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
1.1. Характеристика и сущность понятия «стресс на рабочем месте»
1.2. Причины формирования стресса на рабочем месте
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Программа организации диагностического исследования
Программа была составлена с учётом возрастных особенностей сотрудников МКДОУ №54 г. Новомосковск и представляет собой цикл из 16 занятий.
Список литературы
- Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-
Славская. М.: Мысль, 1991.
- Баранов А.А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика. М., 2010.
- Белоус В.П. Пути гармонизации темперамента и деятельности // Вопросы психологии. 1989. №5. С.65-71.
- Белоус В. В. Тип темперамента и проблема гармонизации индивидуальности // Психология и психофизиология индивидуальных различий активности человека. Свердловск, 1983.
- Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 1: «Coping stress», и теоретические подходы к его изучению / В.А.Бодров // Писхол. журнал. — 2009.-№1.-С.122-133.
- Варавин А. Критическая ситуация: стратегия и тактика. М., 2011.
- Генковская, В. М. Особенности саморегуляции как формапсихической устойчивости личности в стрессовых ситуациях / В.М. Генковская: автореф. дис. канд. психол. наук. – Тамбов, 2009.
- Китаев-Смык Л.А. Психология стресса: изд. «Наука», М., 1983. – С. 211.
- Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях / В.И. Лебедев. М.: Политиздат, 1989. -303 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: 2-е изд. М, 1977.
- Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. – М.: Изд-во Московского Ун-та, 1993. – С. 123.
- Оконов Д.А. Исследование феноменологический и прикладных аспектов стресса, и стрессоустойчивости у сотрудников вневедомственной охраны МВД России. - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Т. 18, № 44, 2009
- Смит Т.Дж. Профессиональный стресс // Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. М.: Мир, 1991. Т. 2. С. 356–392.
- Селье Г. Стресс без болезней. СПб.: Питер, 1994.
- Справочник практического психолога. Психодиагностика/под.общ.ред. С.Т. Посоховой. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005.
- Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009
- Старченкова Е.С., Подсадный С.А. Концепция проактивного совладающего поведения. // Психология психических состояний. Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции / Прохоров А.О., Габдреева Г.Ш., Валиуллина М.Е. (ред.). Часть 1. Казань, КГУ: ЗАО «Новое знание», 2009. С. 304–308.
- Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М. Попова, И.В. Соколов. М., 1999.
- Судаков К.В. Стресс как экологическая проблема научно-технического прогресса // Физиология человека, 1996. Т. 22. №4. С. 73–78.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2009.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во Логос, 1994.
- Шапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психол. журн. 1996. Т. 17. №1. С. 19–34.
- Шапкин С.А. Методика изучения стратегий адаптации человека к стрессогенным условиям профессиональной деятельности // Проблемность в профессиональной деятельности: теория, методы психологического анализа / Отв. ред. Л.Г. Дикая. – М.: ИП РАН, 1999. – 358 с
- Эверли Дж., Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение. М., Медицина, 1985.
- Языкова Т.А., Зайцев В.П. Поведение типа А: проблемы изучения и психологическая коррекция // Психологический журнал. – 1990. – Т. 11. – №5.
Яценко Т.С. Проективный рисунок как вспомогательная методика при групповом обучении общению / Краснодар: Изд-во КГУ, 1983.- с. 26-32.
Методики диагностики
1. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмс и Раге).
Ее суть состоит в том, что испытуемые вспоминают все жизненные ситуации, прошедшие с ними в течение последнего года и оценивают их по бальной системе, интерпретация которой дает представление о степени стрессоустойчивости.
2. Диагностика стратегий поведенческой активности в условиях
стресса (Л.И. Вассерман и Н.В. Гуменюк).
Методика состоит из 61 вопроса, касающихся особенностей жизни и активности в поведении, общении в эмоционально-напряженных ситуациях. Испытуемые должны выбрать вариант ответа, далее по ключу определяется сумма баллов, позволяющая интерпретировать тип личности, показывающий определенное направление стратегии поведенческой активности личности испытуемого в условиях стресса.
3. Методика определения нервно-психической устойчивости (НПУ) «Прогноз» (разработана в ЛВМА им. С.М.Кирова).
Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» для определения уровня нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе
Методика содержит 84 вопроса, на каждый из которых предлагается дать ответ «да» или «нет». Обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Процедура проведения: испытуемому предлагается протокол с вопросами. Ему необходимо ответить на каждый вопрос «да» или «нет», отмечая при этом свой ответ определенным образом в соответствующих графах в бланке ответов. Обработка данных осуществляется с помощью подсчета сумма баллов – правильных ответов, соответствующих «ключу».
4. Опросник «Утомление – монотония – пресыщение – стресс» представляет собой адаптированную А. Б. Леоновой версию немецкого опросника BMS II.
Опросник предназначен для оценки выраженности вышеперечисленных компонентов актуального функционального состояния. Он состоит из сорока утверждений, которые необходимо оценить по 4-балльной шкале: «почти никогда» – 1 балл, «часто» – 2 балла, «иногда» – 3 балла, «почти всегда» – 4 балла. Опросник предназначен для индивидуального или группового использования.
Состояния, исследуемые с помощью опросника «УМПС», определяются как: утомление, монотония, психическое пресыщение, стресс.