Файл: Средства педагогического воздействия на личность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Жизненные ситуации бывают разные: потеря рабочего места, ранний уход на пенсию, переезд, выросли дети, и женщина вынуждена возвращаться на работу и т.д. Часто жизненные обстоятельства вынуждают человека среднего возраста не просто менять работу, а осваивать новые сферы деятельности, требую­щие новых знаний и раскрытия всех возможных духовных и физических резервов личности, с целью приспособления к меняющимся условиям тру­да. Идеально, с точки зрения работодателя, если новый сотрудник хорош во всех отношения: воспитанный, культурный, легко сходится с коллегами по работе, тактичен в общении с клиентами и к тому же высококлассный специалист. На практике же так бывает редко. Нового сотрудника необходимо ввести в курс работы, провести с ним инструктаж, первичное обучение или переобучение, познакомить с коллегами, помочь адаптироваться в трудовом коллективе . Т.к. взрослый человек - это сформировавшаяся личность, и для того, чтобы «подстроиться» под новую обстановку, ему необходимо поменять свои привычки, принципы, модель поведения. Часто этот процесс проходит болезненно. В таком случае ему необходима помощь специалиста-психолога, вмешательство педагога, коррекция и стимулирование путем воздействия на личность. Как можно воздействуют на личность, какими способами и средствами?

Поиск способов и средств, которые бы сформировали самые реальные и полные возможности для свободного раскрытия всех возможных резервов духовного и физического развития личности в ходе обучения, всегда оказывался в центре особого внимания со стороны ученных и творчески думающих практиков обучения. Во всей многовековой истории педагогической науки много столь же убедительных, сколь и поучительных образцов выдвижения и последующего обоснования с философских, психологических и педагогических позиций ненасильственных методик формирования личности, конечно, по «приказу души» воспринятых ею.

Наследницей прогрессивных традиций международного опыта гуманного воспитания, которые восходят от Ф.А. Дистервега, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо (на Западе), П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и других (в России) к таким представителям педагогики текущего периода, как М.М. Пистрак, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин. В.А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий считается педагогика стимулирования, основанная на использовании ненасильственных методик воздействия на личность. Современные теория и методика педагогического стимулирования объединили в себе, тем самым, веками развивающуюся (часто в довольно жёстком противоборстве с авторитарно-административной, насильственной педагогикой) особую тенденцию ориентации процесса обучения на развитие и саморазвитие личности, на приоритеты общечеловеческих ценностей, на оптимизацию взаимодействия личности и социума.


В текущих условиях современного мира, в условиях упадка морали, разрыва преемственной связи поколений, отрицания общечеловеческих и национальных традиций в педагогике необходимо органическим образом добавлять программы духовного восстановления каждого человека и общества в целом. Эта проблема актуальна, особенно острота и обоснована сложностью и противоречивостью тех кардинальных социально-экономических и идеологических изменений, которые возникают во всех направлениях жизни, и которые способны оказать прямое воздействие на практику образования. Итак, во время выбора темы исследования мы полагались на научные интересы и на практическую потребность улучшения образования.

Целью работы выступает логическое и предметное обоснование выбора методик стимулирования по принципу воздействия на учебный процесс и процесс воспитания.

В нашей работе выделяются такие задачи:

- изучить понятие и сущность методов обучения и воспитания

- изучить средства педагогического воздействия на личность

- изучить выбор стиля педагогического воздействия

- изучить классификацию и характеристику современных методов стимулирования

- изучить проблему использования методов отрицательного подкрепления в педагогической деятельности

- изучить рекомендации социальному педагогу.

1. Методы и средства педагогического воздействия на личность

1.1 Понятие и сущность методов обучения и воспитания

Метод обучения - это комплекс приёмов и методов организации познавательной деятельности человека, развитие его умственных способностей, обучающего взаимодействия преподавателя и учеников, учеников между собой, с природной и общественной средой метод обучения выполняется в единстве познавательной деятельности преподавателя и учеников, уяснении учениками знаний, овладении необходимыми умениями и навыками. Приём, определённый способ является частью, компонентом метода. Если рассказ преподавателя выступает методом, то вопрос, который обращён к ученикам во время рассказа, окажется методическим приёмом.

Метод воспитания (от греческого «методос» - «путь») - это способ достижения выбранной воспитательной цели, представляющий собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, под готовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание (в узком смысле слова) - систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.[1]


При выборе методов воспитательного взаимодействия наставник полагается на характеристики методов. Можно выделить несколько взаимодействий, которые устанавливаются между воспитателем и воспитанником: методы воздействия на характер отношений воспитанника к самому себе, к собственному окружению; добавление его в систему общения с коллегами по работе; методы корректировки мировоззрения, изменение ценностных установок и стиля поведения - однозначного определения методик воспитания не предусмотрено. Вместе с тем обнаружена их общая направленность на изменение отношения воспитанника к обществу либо к самому себе, к предмету либо к самому себе, к предмету либо к способу деятельности, к иному человеку либо к целой группе граждан. Отсюда выходит, что метод воспитания считается одним из инструментов не только влияния на человека, но также взаимодействия.

Содержательно методы воспитания проявляются посредством:[2]

- непосредственного влияние воспитателя на воспитуемого (через убеждения, нравоучения, требования, приказы, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, советов);

- создания особых условий, ситуаций и обстоятельств, вынуждающих воспитуемого изменять своё личное отношение, выражать свою позицию, совершать поступок, проявлять характер;

- общественного мнения референтной группы, к примеру сообщества (школьного, вузовского, профессионального), которое значимо для подопечного, и благодаря авторитетной для него личности - папе, ученому, художнику, политику, артисту, и СМИ (ТВ, пресса, радио);

- совместной деятельности воспитателя с подопечным, общения, игры;

- процессу учёбы или самообразования, передачи информации или социального опыта в семье, во время приятельского и профессионального общения;

- погружения в мир народных традиций, фольклора, чтения худ. литературы.

Наставник делает выбор и реализует ту систему методов, которая соответствует поставленной цели. Так как они являются «инструментами прикосновения к личности» (А.С. Макаренко), при их выборе следует учитывать все слабости и особенности личности подопечного. Хорошего или плохого метода нет. Эффективность решения воспитательных заданий зависит от множества факторов и условий, и от последовательности и логики применения комплекса методов и методик.

Преподаватели часто не осознают свою главную роль в организации контактов. А когда появляются трудности в коммуникации, примерно четверть из них думают, что осложнения «исходят от учеников», являются результатом их плохого воспитания. Следует сожалеть, что учитель не может осознать и своего «вклада», часто весьма большого, в построении конфликта. Ярко выражен этот конфликт в системе общеобразовательной школы, которая требует реформ. Учителя не понимают своих учеников, стоят отношения с ними по старинке, авторитарно, режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами, отбивая любое желание учиться, ходить в школу.


Основным в общении педагога и ученика должны стать отношения, которые основаны на уважении и требовательности. Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учениками на занятии и вне его, нацеленное на формирование положительного климата. Общение педагога с учениками должно снимать различные негативные эмоции, вызывать радость постижения, жажду осуществления деятельности, помогать социально-психологической оптимизации отдельного учебно-воспитательного процесса.

Можно выделить два варианта общения:[3]

Социально-ориентированное общение, в процессе которого будут решаться социально важные задачи, реализовываться общественные отношения, организовываться социальное взаимодействие.

Личностно-ориентированное общение, которое бывает деловым, нацеленным на какую-нибудь совместную деятельность.

В педагогическом общении есть оба указанных вида. Когда педагог ведёт объяснение нового материала, он включается в социально-ориентированное общение, если взаимодействует с учеником тет-а-тет, то общение личностно ориентированное.

1.2 Средства педагогического воздействия на личность

Реализацию целей воспитания и образования считают педагогическим процессом. Систему воспитательных и образовательных средств, определяющих совместную деятельность преподавателей и учеников, называют методом воспитания или методом обучения. Разделение средств и методик на воспитательные и образовательные довольно условно, а порой и вовсе искусственно, в связи с этим станем пользоваться в последующем универсальными терминами "средства воздействия на личность" и "методы воздействия на личность".

Педагогический процесс можно описать схематически.

В первую очередь преподаватель убеждает ученика в особой важности и целесообразности решения определённой задачи, потом он должен обучить ученика, т.е. добиваться освоения им некоторой суммы знаний, нужных для решения выбранной задачи. На новом этапе следует сформулировать у ученика умения и навыки. На всех таких этапах полезно непрерывно стимулировать прилежание учеников, проверять и оценивать этапы и итоги деятельности.[4]

Существует много методов педагогического воздействия.

Вот  пять основных групп:[5]


- убеждение;

- упражнения и приучения;

- обучение;

- стимулирование;

- контроль и оценка.

В теории и практике учебного процесса используется также такое определение, как приём. Приём является элементарным звеном учебного процесса, как практический акт выполнения какого-либо метода в разных педагогических ситуациях. Беседа, диспут, разъяснение - это образцы приёмов убеждения. Одобрение, похвала, благодарность являются приёмами поощрения.

Метод влияния на личность - это система преподавательских приёмов, помогающих решить различные педагогические задачи.

Ещё одно важное определение в данном ряду - форма организации педагогического влияния. Выделяют такие самые важные формы организации педагогического влияния:[6]

- учебный процесс;

- внеаудиторная деятельность;

- семейное воспитание;

- воспитательная работа молодежных учреждений;

- воспитательная деятельность заведений культуры, искусства и СМИ (в той степени, в какой она будет доступной).

Изучим указанные выше методики влияния на личность.

1. Убеждение

Убеждение - это разностороннее влияние на разум, чувства и воли индивида для формирования у него требуемых качеств. В соответствии с направленностью педагогического влияния убеждение может являться доказательством, внушением либо их комбинацией. Беседа, лекция, диспут-это ключевые приемы в убеждении с помощью слова. На результат и успех применения методов убеждения влияют различные параметры:

-Высокий авторитет преподавателя.

-Опора на жизненный опыт воспитанников.

-Искренность, определённость и доступность убеждения.

-Возможность сочетания убеждения и практического приучения.

-Учёт возрастных и персональных особенностей воспитанников.

2. Упражнение и приучение

Упражнение - это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Приучение - это организация и выполнения определенных действий в формирования привычек. Или, по-другому: приучение - это с выработки привычек.[7]

Упражнение (приучение) как педагогического применяется для самых разнообразных гражданского, нравственного, и эстетического восприятия и развития. Без применения поставленных упражнений добиться воспитательной работы. В практике воспитательной применяются в три типа упражнений:

- упражнения в полезной деятельности;

- режимные упражнения;

- специальные упражнения.