Файл: Статус нотариуса (Нотариат в современной России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, финансирование государственных нотариальных контор. В соответствии со ст.23 Основ государственные нотариальные конторы содержатся за счет отчислений из федерального бюджета.

В настоящее время изменилась система построения бюджетных правоотношений[98]. Бюджетный кодекс РФ закрепляет четкое разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, не предусматривая при этом финансирования из бюджетов субъектов РФ расходов на содержание государственных нотариальных контор. Таким образом, на сегодняшний день субъекты РФ остались без источников для финансирования их деятельности.

В связи с проводящейся сегодня работой по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ существует настоятельная необходимость урегулировать порядок финансирования государственных нотариальных контор[99].

Что касается права должностных лиц органов местного самоуправления совершать нотариальные действия, то, в соответствии с частью четвертой ст.1 Основ в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий[100].

После вступления в силу Основ была принята Конституция Российской Федерации, закрепившая принципиально иной, по сравнению с существовавшим ранее, порядок организации власти. В результате чего приведенное положение ст.1 Основ в настоящее время не может быть распространено на должностных лиц органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления органами исполнительной власти не являются, поскольку в соответствии со ст.12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти[101].

Учитывая изложенное, органы местного самоуправления (их должностные лица) могут совершать нотариальные действия лишь в случае наделения их указанным полномочием в порядке, установленном ст.132 Конституции РФ (законом, с передачей необходимых материальных и финансовых средств).

Поскольку нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (подп.«л» п.1 ст.72 Конституции РФ)[102] и ст.1 Основ предусмотрено наличие у органа исполнительной власти полномочия по совершению нотариальных действий, представляется, что указанное полномочие может быть им передано законом субъекта РФ органам местного самоуправления на территории соответствующего субъекта РФ[103].


Говоря о возможности отнесения нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, к государственным служащим, следует указать, что должность нотариуса не может быть отнесена к должности государственной службы по следующим основаниям[104].

Несмотря на то, что государственная служба и нотариальная деятельность относятся к институтам публичного права, а государственный служащий и нотариус являются носителями публичной должности, правовое регулирование этих институтов существенно отличается друг от друга.

Государство наделяет свои органы государственно-властными полномочиями, то есть правом принимать общеобязательные решения. Государственная должность заключает в себе долю этих полномочий, являющуюся составной частью компетенции государственного органа. Нотариус набором властных полномочий не обладает.

Другим отличительным признаком государственной службы от нотариальной деятельности является то, что она основана на принципе подчиненности. Нотариусы же независимы в своей деятельности по совершению нотариальных действий.

Законодательством установлены определенные правила поступления и нахождения на государственной службе. Они касаются условий проведения конкурса на замещение государственной должности, испытания при замещении государственной должности, порядка проведения аттестации государственного служащего, его прав, денежного содержания, ответственности, оснований увольнения[105].

Основы, в свою очередь, предусматривают особые процедуры наделения нотариуса полномочиями и лишения его права нотариальной деятельности, правила и порядок совершения им нотариальных действий, контроль со стороны органов юстиции за его профессиональной деятельностью[106].

Отдельная проблема касается практики применения п.5 Постановления Верховного Совета РФ от 11.02.93 года № 4463-1 «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» – о порядке перехода на частную практику нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах.

Сложность, связанная с порядком перехода на частную практику нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, обусловлена установлением территориальными органами Министерства юстиции РФ не предусмотренных законом ограничений (при наличии в нотариальном округе вакантных должностей частных нотариусов, на конкурсной основе, с согласия нотариальной палаты субъекта РФ).


В соответствии с подп.«б» п.5 Постановления № 4463-1 нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе и желающий заняться частной практикой, назначается на должность нотариуса в том же нотариальном округе, где находится государственная нотариальная контора, в штате которой он состоит, не позднее чем через две недели со дня подачи заявления. В этом случае рекомендации нотариальной палаты не требуется.

С учетом приведенного положения представляется, что нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, желающий заняться частной практикой, должен назначаться на должность органом юстиции в том же нотариальном округе без каких-либо условий и ограничений.

В соответствии со ст.11 Основ законодательства о нотариате нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба РФ, с указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы[107].

Вместе с тем, согласно ст.4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 года № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», Государственный герб РФ воспроизводится на документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, а также на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти, и помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями.

Таким образом, нотариусы не подпадают под действие ст.4 Закона «О Государственном гербе Российской Федерации».

В целях устранения коллизии в настоящее время рассматриваются варианты решения проблемы правового урегулирования использования Государственного герба РФ для помещения его на печатях нотариусов[108].

Ввиду четко отсутствия правовой регламентации порядка выдачи свидетельств о праве на наследство в отношении имущества, перешедшего по праву наследования к государству, на практике возникают разночтения в отношении определения государственных органов, в компетенцию которых входит оформление от имени государства наследственных прав.

Действующими в настоящее время нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок учета, оценки и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству, конфискованного, бесхозяйного имущества и кладов (Постановление Совмина СССР от 29.06.84 года № 683 «Об утверждении Положения о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов» и Инструкция о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденная Минфином СССР 19.12.84 года № 185, установлено, что документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу, на который возлагается учет, принятие мер по охране и оценке имущества, перешедшего в установленном порядке по праву наследования к государству.


Однако Положением о Федеральной налоговой службе на указанное ведомство была возложена организация работы государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству. На этом основании можно сделать вывод о том, что свидетельство о праве на наследство должно выдаваться территориальным органам Министерства РФ по налогам и сборам.

Регистрация права собственности наследников на основании свидетельств о праве на наследство. Коллизионная ситуация обусловлена тем, что форма свидетельства о праве на наследство устарела и не содержит сведений, указание которых предусмотрено действующими нормативными правовыми актами, регулирующими порядок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (о дате рождения и реквизитах документа, удостоверяющего личность правообладателя). Необходимы пересмотр и разработка новых форм свидетельств.

В соответствии со ст.43 Основ при удостоверении сделок нотариус обязан проверять дееспособность участвующих в сделках граждан. Однако порядок проведения такой проверки действующим законодательством не установлен.

Представляется, что в этой ситуации нотариус располагает следующими способами для выяснения дееспособности граждан.

Статья 21 ГК РФ определяет дееспособность как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия. Кроме того, в случаях, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

В этой связи для установления дееспособности гражданина, участвующего в сделке, нотариус может требовать предъявления документа, подтверждающего возраст лица, обратившегося за совершением нотариального действия, а в соответствующих случаях – свидетельства о браке.

Если у нотариуса имеются основания предполагать, что кто-либо из участников сделки не может понимать значения своих действий или руководить ими вследствие душевной болезни или слабоумия, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, а сведений о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным не имеется, нотариус, в соответствии с абзацем вторым ст.41 Основ, вправе отложить совершение сделки и истребовать дополнительные сведения от физических и юридических лиц (например, не выносилось ли судом решение о признании лица, участвующего в сделке, недееспособным или ограниченно дееспособным). В зависимости от полученной информации нотариус либо удостоверяет сделку, либо отказывает в совершении нотариального действия.


Вышеизложенные проблемы и пути их решения свидетельствуют о крайней необходимости изменения действующего законодательства в сфере нотариата и нотариальной деятельности. Слишком долго эта сфера общественных отношений находилась на «задворках» мыслей законодателя, поэтому сегодня пора уделить вопросу совершенствования правового регулирования нотариальной деятельности и статуса нотариата самое пристальное внимание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги курсовой работы, следует еще раз остановить внимание на то, что роль нотариата исторически объективно предопределила постепенное расширение его функций - от ведения архивов и фиксации фактов до полноценного процессуального свидетельствования документов, обеспечения контроля за соответствием закону сделок, разрешения бесспорных дел.

Институт нотариата, изначально обладая характером относительно независимой, автономной от государства профессиональной корпорации, имеющей органы нотариального самоуправления, зародился и развивался в тесном взаимодействии с публичной властью, государством, судебной властью. Нотариусы назначались на должность государством, находились на государственной службе.

Государство осуществляло контроль за осуществлением нотариальной деятельности и придавало нотариальным документам официальный характер.

Роль нотариата исторически объективно предопределила постепенное расширение его функций - от ведения архивов и фиксации фактов до полноценного процессуального свидетельствования документов, обеспечения контроля за соответствием закону сделок, разрешения бесспорных дел.

Нотариат можно определить как институт гражданского общества, представляющий собой самоуправляющееся профессиональное сообщество нотариусов, наделенный в лице нотариусов властными полномочиями и осуществляющий от имени РФ публичную деятельность по реализации функции государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом путем совершения нотариальных действий на принципах профессионализма, беспристрастности и независимости.

Институт нотариата, обеспечивая защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, выполняет функцию по реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи. Эта функция осуществляется нотариатом посредством нотариальной деятельности, в том числе при совершении нотариусами установленных законодательством нотариальных действий.