Файл: Налоги, как цена услуг государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства и развития общества. Взимаемые государством налоги - это "цена", уплачиваемая налогоплательщиками за услуги, оказываемые государством. Именно эта "цена" в наибольшей степени определяет социально-экономическую направленность налоговой политики государства.

К настоящему времени в мировой практике сложились две основные модели рыночной экономики: либеральная и социально ориентированная, которые отличаются между собой мерой государственного вмешательства в социально-экономические процессы. Либеральная модель характеризуется низким уровнем налогового бремени, однако при этом государство не берет на себя обязанность заботиться о налогоплательщике: все необходимые блага он получает самостоятельно за счет средств, остающихся после уплаты налогов. Для социально ориентированной модели экономики, напротив, характерен высокий уровень налогового бремени, но при этом государство проявляет определенную заботу о налогоплательщике. Оно предоставляет максимум социальных выплат, льгот, гарантий, а также стремится упростить для налогоплательщика процедуру уплаты налогов (полноценно информирует налогоплательщика о процессе уплаты налога; проводит мероприятия, позволяющие сделать деятельность налоговых органов максимально открытой, прозрачной).

Россия позаимствовала отдельные элементы из обеих моделей рыночной экономики, что в значительной степени "перекосило" ее налоговую систему. Что мы видим сегодня? С одной стороны, налоговое бремя, которое несут российские налогоплательщики, достаточно высокое (в данном случае рассматриваются организации и не принимается в расчет налог на доходы физических лиц, который является одним из самых низких в мире). С другой стороны, государство не поощряет российских налогоплательщиков особыми знаками уважения или заботы, которые были бы направлены на установление доверия налогоплательщика к государству (в лице налоговых органов) и как результат приводили бы к увеличению налоговых поступлений в бюджет.

Российские реалии таковы, что практически любой налогоплательщик, добросовестно исчислив и заплатив налог в бюджет в текущем налоговом периоде, все равно не может спать спокойно. У него нет никаких гарантий того, что завтра налоговый орган не пересчитает его налоги в сторону увеличения и не выставит штраф за неуплату всех причитающихся налогов. При этом начисленные штрафы и пени будут являться не следствием действий налогоплательщика, связанных с неправильным расчетом налогов, а следствием придирчивости и некомпетентности налогового инспектора, который не удосужился разобраться в конкретной ситуации. Разве это можно назвать теми "благами и услугами", которые должен получать налогоплательщик за добросовестно уплаченные налоги? Не слишком ли высока "цена", которую выплачивает налогоплательщик за услуги сомнительного качества, оказываемые государством?


Цель данной курсовой работы - изучение налога, как цены услуг государства.
Задачами работы являются:
- изучение теоретических положений понятия «налог», функций налогов;
- рассмотрение классификации налогов по различным признакам;
- анализ отношения населения к налогам;
- изучение роли налогов в формировании доходов государства;
- рассмотрение налоговой политики и ее роли в повышении налоговых доходов бюджета;
- поиск путей совершенствования налоговой политики России.

Объект исследования - понятие «налог» как цена за услуги государства.
Методика исследования, анализа (проектирования) и обработки материала – всеобщие.

Данная тема была выбрана мной для написания научно-исследовательской работы потому, что тема налогов наиболее актуальна для нашего населения. На мой взгляд, оплата налогов это обязанность каждого гражданина и каждый должен четко знать, куда уходят эти взносы. При этом, было интересно узнать отношение населения к данному вопросу и проанализировать роль налогов, как «цену» услуг государства.

При написании работы использовалась учебная литература на тему налогов и налогообложения в РФ за 2014-2017 гг., налоговый кодекс РФ, в редакции от 2019 г, а так же электронные ресурсы. Нами были выбраны именно данные источники, так как они изданы популярными издательствами, являются нормативными законодательными документами РФ, а так же рекомендованы университетом.

Глава 1: Теоретические положения понятия «налог», функции налогов и их классификация

1.1 Экономическая сущность понятия «налог», функции налогов

Налоги представляют собой платеж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Ограничение целей взимания налогов, установленное законодателем, означает, что к налогам не должны относиться обязательные платежи, взимаемые с иными целями (например, с целями содержания каких-либо отдельных государственных органов). [1]


В зависимости от государства и типа экономики, существуют разные виды налогов, система налогообложения и соответственно цели их взыскания. Все что касается системы налогообложения в РФ описано в Налоговом кодексе Российской Федерации – данный документ является законодательным актом, устанавливающим систему налогов и сборов в Российской Федерации. Состоит из двух частей: часть первая, которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая, которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов . [2]

Налогообложение — это совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, отражающая принудительное, безвозвратное и безвозмездное изымание части доходов юридических и физических лиц в бюджет государства и местных органов власти. [3]

Элементы налогообложения:

1) объект налогообложения — это операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (работ, услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах связывает возникновение обязанности по уплате налога;

2) налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

3) налоговый период — это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

4) налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

5) порядок исчисления;

6) порядок и сроки уплаты налога. [4]

Функции налогов представлены на рисунке 1.

В расширенном описании функции налогов распределяют:

1) фискальная;

2) распределительная (социальная);

3) регулирующая;

4) контрольная;

5) поощрительная. [5]

Рассмотрим подробней каждую из налоговых функций:

Фискальная функция налогов – основная, изначально характерная для любых налоговых систем.

Сущность этой функции заключается в том, что с помощью налогов образуются денежные фонды, необходимые для осуществления государством собственных функций.

В государствах прошлых столетий фискальная функция налогов была не только основной, но и единственной. В современном мире налоги стали играть главенствующую роль в формировании государственных ресурсов именно благодаря своей фискальной функции.


Фискальная функция налогов приводит к тому, что государство активно вмешивается в экономические отношения хозяйствующих субъектов. Это вмешательство предопределяет следующую функцию налогов – регулирующую функцию. [6]

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл данной функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на наиболее обеспеченные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально ориентированных странах (например, в Швеции) признается почти официально, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность в обществе. [7]

Регулирующая функция налогов - данная функция призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные зада­чи налоговой политики государства, а также предполагает влияние системы налогообложения на экономические про­цессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, от­срочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кре­дита и т. п.) государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т. д. Регулирующая функция, таким образом, проявляется в про­цессе воздействия налоговых отношений на макроэкономичес­кие пропорции и поведение хозяйствующих субъектов. Эта функ­ция реализует не только экономические отношения, выражаю­щие иерархическую подчиненность (власть — плательщик), но и отношения экономических агентов между собой.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. [1]


1.2 Классификация налогов

Классификация налогов — это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям. [3]

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:

1. По способу изъятия различают два вида налогов:

  • прямые налоги - взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);
  • косвенные налоги - устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По воздействию налоги подразделяются на:

  • пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;
  • прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;
  • дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;
  • твердые - это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.

3. По назначению различают:

  • общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);
  • маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).