Файл: Управление качеством. Контрольные карты Шухарта. Схемы Исикава. Диаграммы Парето. (Карпова О.В.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы. Продукцию высокого качества можно выпустить только при соблюдении всех технологических режимов производства и оперативном исправлении всех возможных отклонений. Для такого оперативного исправления возможных отклонений от оптимального технологического режима нужна постоянная оперативная информация о ходе технологического процесса. Такую информацию дает контроль и управление технологическим режимом на основе систематических анализов и показаний контрольно-измерительных приборов.

С этой целью повышения качества проводится анализ производства, который включает в себя разработку сети процессов, выявление контрольных точек, разработку стандартов предприятия. Использование инструментов качества позволит сделать вывод о несоответствиях и их причинах. Все это вместе взятое актуализирует выбранную тему курсовой работы.

Целью курсовой работы является рассмотрение системы управления качеством на конкретном предприятии при помощи контрольных карт Шухарта, схемы Исикава, диаграммы Парето.

В связи с поставленной целью в качестве основных были определенны следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы управление качеством продукции в современном менеджменте;
  2. Изучить понятие качества продукции управление качеством продукции;
  3. Охарактеризовать процесс использования контрольных карт в процессе управления качеством продукции;
  4. Построить диаграмму Парето в процессе контроля качества производства самоспасателя изолирующего СИП-1;
  5. Построить причинно –следственную диаграмму (Схемы Исикава);
  6. Использовать контрольную карту Шухарта после проведения корректирующих действий в управлении качеством на предприятии ПАО «Тамбовмарш».

Объектом исследования является процесс управления качеством на ПАО «Тамбовмарш». Предметом исследования является методы и средства контроля качества на производстве. В частности, контрольные карты Шухарта, схемы Исикава, диаграммы Парето. Степень изученности темы. Для написания данной работы была использована литература ведущих российских исследователей в области систем качества – Огвоздина В.Ю., Просветова Г.И., Герасимова Б. И Рязанцева А.А., Горбашко Е. А. и др. Также были отражены материалы по качеству западных теоретиков – Майкл Д. Джордж. Беккер В., и др. Методологическая основа работы. В курсовой работе использованы ретроспективный анализ, экономического анализа, математической статистики, балльной оценки, анкетирования. Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы


Глава 1. Теоретические аспекты проблемы управление качеством продукции в современном менеджменте

1.1 Понятие качества продукции управление качеством продукции

Содержание категории качества, как и других категорий, весьма сложно, поэтому не случайно, что определение этой категории оказывается нелегким делом. Каждая следующая теоретическая концепция качества опиралась на предыдущие, развивала и дополняла их. Первоначально категория «качество», как и большинство категорий, которыми мы сегодня оперируем, изучалась философами. Это не случайно, ведь именно философию считают источником всех современных наук.

Глобализация экономического пространства, международное экономическое сотрудничество (процессы, начавшиеся со второй половины 1970-х гг.) сделали очевидной проблему доведения качества производства и управления до заданного уровня независимо от того, в какой стране работает организация. Российская Академия проблем качества сформулировала концептуальное определение качества, в соответствии с которым качество является «одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества»[1].

Такая формулировка четко определяет значимость деятельности по совершенствованию качества, но является слишком емкой и не дает представления о сути самого понятия «качество». В процессе производства на предприятиях в ряде случаев возникают ситуации, когда выпускаемая продукция не соответствует различным требованиям, предъявляемым к её качеству[2]. Поэтому возникает необходимость управления качеством продукции.

Некачественная продукция – это продукция, которая не соответствует установленным (оговорённым или документированным способом) требованиям к ней или ожиданиям (невысказанным пожеланиям) потребителя. Несоответствие – это симптом неблагополучия, т.к. всегда представляет собой расхождение между тем, что есть или может быть, и тем, что должно быть. Исходя из этого, различают существующие и потенциальные несоответствия[3].


Существующие несоответствия могут быть обнаруженными, т.е. доказанным фактором конкретного невыполнения требования, и скрытым, т.е. не обнаруженным. В отличие от существующего потенциальное несоответствие - это несоответствие, которого ещё нет, но вероятность появления, которого в будущем может быть спрогнозирована с определённой степенью точности (примером потенциального несоответствия может служить приближение значения контролируемого параметра к границе доступа). Поэтому вопрос учета и управления качеством продукции является весьма важным в рамках общей политики качества на любом крупном производственном предприятии.

В целом, организация системы качества продукции предусматривает закрепление всех процессов и принятых решений, направленных на создание качественной продукции, соответствующей системой документов, которую принято называть документацией системы менеджмента качества или управлением качеством всеобщий характер[4].

В развитых странах фирмы, участвуя в жесткой конкурентной борьбе, вынуждены постоянно повышать качество своей продукции и совершенствовать формы и методы своей деятельности, обеспечивающие уверенность себе и потребителям в устойчивых возможностях поставлять продукцию высокого качества. Высокоэффективные системы качества в фирмах становятся своеобразным гарантом надежности этих фирм, а требование к надежности фирмы-поставщика диктуется характером современного продукта и производства [5].

Предприятия, как правило, разрабатывают процессы, обеспечивающие проведение анализа несоответствий определёнными лицами в организации. Такие процессы могут утверждаться на различных уровнях в зависимости от характера решения, принимаемого по действиям, обеспечивающим устранения несоответствия[6].

В итоге предприятие может распорядиться некачественной продукцией материалом различными способами. Он может быть утилизирован, отремонтирован, переделан, его ранг может быть снижен или если этот материал закуплен, он может быть возвращён поставщику. Когда некачественная продукция исправлена, она должна быть подвергнута повторной верификации для подтверждения соответствия первоначальным требованиям[7].

Организация зачастую не исправляет бракованную продукцию. Продукция, отвечающая функциональным требованиям, часто используется в произведённом виде без принятия действий, обеспечивающих полное соответствие продукции всем установленным требования, особенно когда такое решение не повлияет на соответствия требованиям к конечной продукции, поставленной потребителю.


Корректирующие действия - это действия, предпринятое для устранения причин обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации. Корректирующее действие предпринимается для предотвращения повторного наступления события (несоответствия или нежелательной ситуации)[8].

В специальной литературе и в практике главное внимание обращается на случаи, когда основанием для корректирующих действий выступает повторное несоответствие, и крайне редко, когда это касается повторных нежелательных ситуаций[9].

Примерами нежелательной ситуации могут быть жалобы потребителей, претензии одного подразделения организации к другому, низкая результативность процесса, разрешённые отступления или отклонение и др. При корректирующих действиях не просто устраняется существующее или потенциальное несоответствие, как это имеет место при коррекции, а его причина. Совершенно очевидно, что корректирующее действие является более сложным, чем коррекция. Любое корректирующее действие требует проведения специальных работ по выявлению причин несоответствия и разработке мер по её устранению. Выявление причин несоответствия проводится путём сбора необходимой информации и её тщательного анализа. Причиной несоответствия может быть и неудачное проведение коррекции. Предупреждающие действия - это действия, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциальной нежелательной ситуации[10].

В отличие от корректирующих действий, предпринимаемого для предотвращения повторного возникновения несоответствия, предупреждающие действия предпринимается для того, чтобы потенциальное несоответствие не стало реальностью.

К вариантам брака в производстве не относятся[11]:

- материалы и полуфабрикаты, расходуемые при испытаниях и исследовании их качества;

- детали, оставшиеся неиспользованными в производстве в связи с частичным изменением конструкций изделий и не используемые при производстве других изделий;

- детали, материалы, испорченные учениками профессионально

- технических училищ во время их производственной практики;

- порча материалов, полуфабрикатов, происшедшая по вновь осваиваемым технологическим процессам в пределах технологических норм;

- материалы и детали, используемые при настройке и наладке оборудования (в пределах технологических норм на эти цели). Т.о., многие виды современной продукции представляют собой сложные технические агрегаты и комплексы.


У потребителя особые требования к надежности такой продукции, и, если продукция отказывает, то это может негативно повлиять на последующие или текущие продажи предприятия[12].

Многие виды производства носят крупносерийный или мастный характер. В целях сокращения издержек производства изготовители, минимизирую производственные запасы, часто принимают схему, когда комплектующие изделия запускаются в производство сразу же после поступления на предприятие. В целом, любое предприятие должно стремиться сократить долю брака в своем общем выпуске продукции. В соответствии с требованиями ГОСТ ISO 9001 должны быть разработаны на каждом предприятии документированные процедуры, по дробно описывающие процессы управления и однозначно устанавливающие лиц, ответственных за работу с некачественной продукцией [13].

Рис 1. Действия по снижению проблем с качеством продукции

Отметим, что задачами учета и анализа качества продукции и поиска брака являются:

- объективный анализ причин несоответствий и установление вида (выпуск ;предупреждающее действие; корректирующее действие; разрешение на отклонение; разрешение на отступление; коррекция; утилизация бракованной продукции; ремонт; снижение градации; переделка; дефект; требования; несоответствие показателям качества продукции; соответствие несоответствия и виновников.)

- возможность анализа их причин по производственным подразделениям, заказам предприятия;

- определение потерь от выявленных несоответствий и возмещение ущерба в пределах, установленных законом.

На предприятиях устанавливаются конкретные требования для записей некачественной продукции. Организации должны поддерживать в рабочем состоянии записи о несоответствиях, действиях по их исправлению, а также любых требуемых внутренних или внешних их подтверждениях. Требуется документированная процедура, чтобы быть уверенным, что продукция, которая не отвечает требованиям, идентифицируется и управляется с целью предупреждения её непреднамеренного использования.

Организация должна рассмотреть документирование процесса, определяющего, как она может распорядиться некачественной продукцией и, если целесообразно, исправить несоответствия. Такая документация может быть представлена как отдельная процедура или часть комплексной процедуры по решению проблем несоответствия[14] .