Файл: Понятие и признаки государства (Предпосылки возникновения государства ).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
-универсальность - власть в государстве распространяется на все население;
- прерогатива - государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права;
- наличие особых средств для передачи своих велений (право, законодательство);
- в исключительном праве государства официально представлять все общество, а не отдельные его части;
- наличие особых средств воздействия на население, каких нет ни у какой иной власти (правосудие, армия).
Внешний суверенитет - это независимость государственной власти от всякой иной власти за пределами страны. Внешняя сторона суверенитета выражается в следующих характеристиках[36]:
- государственная власть способна самостоятельно проводить в жизнь внешнюю политику, строить взаимоотношения с другими государствами;
- никто не вправе вмешиваться во внутренние дела государства;
- государство вправе по своему усмотрению создавать межгосударственные объединения, вступать в уже существующие объединения, а также обладает правом свободного выхода из межгосударственных союзов;
- государство обеспечивает собственную территориальную целостность и неприкосновенность;
- государство вправе по своему усмотрению вступать в экономические, культурные, иные связи с другими государствами и др.
Из суверенитета государства вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций[37]:
а) государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей, т.е. государство является всеохватывающей, универсальной организацией данного общества, все другие общественные структуры ей подчинены;
б) государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;
в) государство имеет специальный аппарат власти - механизм, в котором концентрируется принудительная сила государства. Причём государство применяет в первую очередь «легализованное принуждение» (в том числе и физического принуждения) в отношении населения.
Государственный аппарат (механизм), который выделяется из общества, состоит из особого слоя людей, профессией которых является политическое управление другими людьми. Аппарат строится в соответствии с иерархией служебных должностей и на основе особой служебной дисциплины.
Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства. Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Характерные признаки механизма (аппарата) государства[38]:
- целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, которая обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности;
- первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами), они связаны между собой началами субординации и координации.
- для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,— вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.
- при помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства
г) государство обладает монополией правотворческой деятельности - правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы). Только оно может издавать такие предписания, которые обязательны для исполнения всеми членами общества, и обеспечены принудительной силой государственного аппарата. В системе правовых актов выделяются законы, устанавливающие рамки осуществления государственной власти, деятельности органов государства. При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;
д) государство имеет особые средства для осуществления политического принуждения, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, карательные органы, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п., которые специально предназначены для осуществления легализованного и не легализованного принуждения). Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным.
Государственное принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства[39].
Само по себе государственное принуждение — острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.
Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным.
Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно:
а) подчинено общим принципам данной правовой системы,
б) является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны,
в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения,
г) действует через механизм прав и обязанностей,
д) оснащено развитыми процессуальными формами[40].
Чем выше уровень правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей — выражает произвол и своеволие носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.
Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия — проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение — административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты — восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.
Заключение
С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка», которая сохраняет целостность той или оной социальной общности.
Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.
В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.
В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера.
Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.
Таким образом, государство в узком смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ. - М., 2015.
2. Бастрыкина А.И., Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Изд. Юнити-Дана, 2015.-С. 471.
3. Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 2005 г.;
4. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 10 июля 2002 г.;
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 2017 г.;
6. Алексеев, С.С. Право: азбука - теория - философия / С.С. Алексе-ев. - М.: Статут, 2015. – С. -183.
7. Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. Учебник. СПб., 2015. - 307 с.
8. Актуальные проблемы теории права: Курс лекций / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибуллина. Уфа, 2015. – С. 388.
9. Бержель, Ж.-Л. Общая теория права / Ж.-Л. Бержель. – М., 2015.
10. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. М., 2015. – С. 420.
11. Керимов, Д.А. Общая теория государства и права: предмет, струк-тура, функции / Д.А. Керимов. -М., 2015. – С. 132.
12. Ковлер, А.И. Антропология права / А.И. Ковлер. – М., 2015. –300.С.
13. Машков А.Д. Введение в общую теорию юридических наук / А.Д. Машков. – Киев, 2015. – С. 244.
14. Матузов Н.И. , Малько А.В. Теория государства и права. М., 2015.
15. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2015.
16. Нерсесянц, В.С. Философия права / В.С. Нерсесянц. – М., 2015. – С. 647.
17. Поляков, А.В. Общая теория права / А.В. Поляков. – СПб., 2016. – С. 843.
18. Радько Т.Н. Теория государства и права. М., 2017.
19. Сырых, В.М. Логические основания общей теории права : в 2 т. / В. М. Сырых. – М., 2015. – Т. 1. Элементный состав.
20. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2016.
21. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозова. М., 2015.
22. Четвернин, В.А. Понятие права и государства. Введение в курс тео-рии права и государства / В.А. Четвернин. - М., 2015. -С. 119.
23. Юридический энциклопедический словарь. - М., 2015. –С. 375.
Периодические издания:
24. Баранов, В.М. О «хрестоматийных истинах» теории государства и права / В. М. Баранов // Государство и право. – 2016. - № 8. – С. 109 – 111.
25. Брызгалов, А.И. Юридическая наука сегодня: теоретико-методологические проблемы, которые ждут решения / А. И. Брызгалов // Журнал российского права. – 2016. - № 6. – С. 44-50.
26. Керимов, Д.А. Методологические функции философии права / Д.А. Керимов // Государство и право. - 2015. - № 9. - С. 15-22.
27. Мартышин, О.В. О концепции учебника теории государства и права / О. 28. Мартышин О.В.// Государство и право. – 2015. - № 8. – С. 59-67.
29. Протасов, В.Н. О насущной потребности в новой учебной дисциплине – «Общей теории процессуального права» / В.Н. Протасов // Государство и право.- 2015. - № 12. – С. 53-59.
30. Раянов, Ф.М. От правоведения к юриспруденции / Ф.М. Раянов // Государство и право. – 2015. - № 9. – С. 5-9.