Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (подробно).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

За последнее десятилетие в теории и практике менеджмента проблема соотношения эффективности управления авторитета и лидерства является очень актуальной.

Каждый руководитель заинтересован в эффективности своей работы, стремясь, стать лидером, обладать авторитетом в коллективе.

Множество наук и дисциплин, среди которых отмечается социальная психология, педагогика, философия, экономика, изучают феномен лидерства и авторитета.

На каждом этапе управления коллективом значительную роль играет то, какими качествами обладает менеджер, стиль его управления, в том числе авторитет.

Авторитет менеджера складывается им самим в реальном поведении и деятельности. Авторитет менеджера его отношение к своим подопечным определенно влияет на весь характер делового общения и во многом, как уже было отмечено, формирует нравственно-психологический климат в коллективе, безоговорочно отражается на эффективности деятельности персонала.

Классический менеджмент определяет лидерство как основной инструмент управления организацией, способность оказывать влияние на людей с целью побуждения их работать для решения всех поставленных задач. В США первыми осознали связь между лидерством и итогами деятельности, и за последние десятилетия разработали множество теорий и подходов к рассматриваемому вопросу[1].

Тем не менее, несмотря на удовлетворительную изученность проблемы и сходства в понимании значения авторитета и лидерства для менеджмента, на сегодняшний день остаются дискуссионными множество вопросов, на которые можно ответить только после рассмотрения природы и системных подходов к определению главных факторов авторитета и лидерства.

Рассмотрение вопросов об авторитете и лидерстве в нашей стране, в том числе возможности применения западных теорий в российском управление затруднено, через скудность исследований и источников, в базе которых лежит не мировая практика, а российская экономическая действительность.

Следовательно, авторитет и лидерство играет значимую роль в управлении коллективом и предприятия в целом, и как следствие оказывает влияние на результаты деятельности всего предприятий[2].

Целью данной работы является освещение значения авторитета и лидерства в системе менеджмента и их влияние на эффективность деятельности коллектива.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


  • Рассмотреть понятие, характеристику и особенности реализации авторитета менеджера;
  • Изучить основные виды авторитета менеджера;
  • Ознакомиться с сущностью и содержанием лидерства в системе управления;
  • Рассмотреть стили руководства и лидерства.

Объектом данного исследования является особенности авторитета и лидерства.

Предмет исследования заключается в совокупности теоретических и организационных аспектов авторитета менеджера и лидерства, их составляющих.

Теоретической основой исследования выступают основные положения общей теории управления, теории авторитета и лидерства, в том числе работы российских и зарубежных авторов, которые рассматривали проблемы управления авторитета и лидерства. Для написания данной работы использовалась литература следующих авторов: Балашова А.П., Короткова Э.М., Базарова Т.Ю, Деркач А.А. и других.

Методологической основой исследования стали, следующие методы: наблюдение, сравнение, моделирование, анализ.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников, всего на 36 листах печатного текста.

1.Теоретические основы реализации авторитета менеджера

1.1.Поняттие, характеристика и особенности реализации авторитета менеджера

От авторитета руководителя во многом зависит эффективность руководящей деятельности. Ошибочным считается мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически получает авторитет[3].

Авторитет – это личное влияние человека на коллектив, приобретающее своим трудом, профессиональными знаниями, творческими способностями, нововведениями, умением работать с коллективом. Для того, чтобы авторитет должности управляющего сочетался с авторитетом его личности, он должен совместить в себе лидерские качества и способности со способностями управлять людьми[4].

В соответствии с определением психолога А.Н. Леонтьева способности – это такие свойства индивида, комплекс которых обуславливает успешность выполнения профессиональной деятельности[5].


Психологи, которые занимаются теорией способности, выделяют специфические способности и общую способность личности. Однако успешность деятельности руководителя зависит еще и от его опыта (иными словами знаний, навыков и умений), в том числе от качеств личности. Сильного руководителя отличает высокая степень разнообразности применяемых приемов и методов управления, управленческих навыков.

Общая способность к управленческой деятельности предусматривает следующие управленческие черты и умения, которые присущи сильным руководителям: умение решать «нестандартные» управленческие задачи, которые не имеют готовых шагов решения, связанные с определенными, иногда и конфликтными ситуациями. При этом, чем более сильным является руководитель, тем он менее конфликтен.

Масштабность мышления руководителя взаимосвязана с его должностным рангом и определяется тем, над какими проблемами он работает, и какими категориями согласно своей должности мыслит: одной из главных психологических трудностей нового руководителя, назначенного на должность, - это приведения масштабов своего мышления согласно с новым рангом должности[6]. Степень легкости и эффективности перестройки прошлого масштаба мышления говорит о способности индивида у деятельности в управлении. Чем способнее руководитель, тем ему проще поменять масштаб своего мышления согласно, а чем он сильнее, тем лучше сможет осуществить свои способности.

Для того чтобы стать отличным руководителем высокого ранга и получить самосознания такого управляющего, необходимо прежде всего, пройти все ступени должностной лестницы. Сильный руководитель творчески подходит к распоряжением вышестоящего начальства, и в случае не согласия с ним, обосновывает тщательно свои контраргументы[7].

Руководитель имеет право решать вопросы подбора и расстановки кадров в своем подразделении. Эффективность данных решений находится в прямой зависимости от управленческих способностей руководителей. Слабый руководитель подбирает слабых подчиненных, сильный наоборот. В пером случае необходимо говорить об отрицательной саморегуляции управленческой системы, во втором - о положительной[8]. Соответственно, вред от слабого руководителя двойной: прямой, от малой эффективности его управленческой деятельности и косвенный, взаимосвязанный с отрицательной саморегуляцией.

Сильный руководитель способен верно оценить эффективность деятельности подчиненных[9]. Он пытается не привлекать слабых подчиненных к решению сложных либо важных вопросов, помогает им разобраться в «неординарных» ситуациях, ссылаясь на авторитарные методы руководства. Иногда он возлагает свои обязанности на сильных подчиненных, используя при этом демократические методы руководства и опираясь на их способности и умения[10].


В числе иных важных личностных черт и характеристик руководителя, которые способствуют формированию его авторитета, необходимо выделить:

  • способность его доминировать в коллективе;
  • уверенность в себе;
  • эмоциональную уравновешенность;
  • ответственность;
  • общительность;
  • независимость.

Личностные черты, которые способствуют формированию авторитета руководителя, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Личностные черты формирования авторитета руководителя[11].

Колоссальная поддержка сотрудников – это ключ к эффективному руководству. Быть хорошим авторитетным руководителем – это в первую очередь, быть в отличных отношениях с коллективом. Они имеют самое правильное представление о стиле вашего руководства. То, как выглядит в их глазах, и поясняет все ваши успехи и неудачи[12]. Подчиненные способны реально оценить разницу в работе с плохим и хорошим руководителем. При хорошем управляющем их работа становиться интереснее, а достигнутые результаты подкрепляют чувство профессиональной гордости[13].

Рассмотрим особенности авторитета:

  • авторитет отличается от власти тем, что это влияние, которое исключает принуждение;
  • авторитетом может обладать и человек, не имеющих руководящей должности, но обладающей высокой степенью рефернтности для коллектива;
  • авторитет нужно завоевать, его нельзя получить с должностью;
  • авторитет – это переменная величина, которая зарабатывается годами, однако его в один момент можно, и потерять, переступив грань дозволенного;
  • постоянного самоконтроля требует сохранение авторитета от руководителя;
  • основой авторитета является: доверие, уважение, одобрение подчиненными качеств личности и действий руководителя;
  • авторитет необходимо рассматривать как фактор, который облегчает управление, повышает его эффективность;
  • авторитет может быть истинным, когда руководитель на самом деле обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложными, сформированными на заблуждениях относительно личности руководителя[14].

1.2. Основные виды авторитета менеджера

Как уже было отмечено, успех в управленческой деятельности зависит не лишь от силы власти, как от силы личного авторитета менеджера. Имеются духовные ценности, без которых не может быть настоящего гражданина, сознательного члена коллектива, хорошего руководителя. Именно к таким ценностям можно отнести авторитет менеджера[15].


Авторитет менеджера – это заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подопечных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Это признание личности, оценка сотрудниками соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям[16]. Авторитет менеджера необходимо рассматривать как некую систему отношений, ценности и результата работы. Авторитет менеджера как система отношений представлен на рисунке 2. Как уже было отмечено, успех в управленческой деятельности зависит не лишь от силы власти, сколько от авторитета руководителя.

Рисунок 2. Авторитет как система[17]

Авторитет руководителя взаимосвязан с исполнением его основных функций в соответствии с занимаемой должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами[18]. В данном смысле необходимо выделить два источника авторитета:

  • официальный, который определяется согласно занимаемой должности;
  • реальный авторитет – фактическое влияние, реальное доверие и уважение, иными словами субъективный статус.

Руководитель, который пользуется авторитетом, располагает к себе подчиненных, положительно влияет на них. К решениям авторитетного менеджера и неавторитетного менеджера подопечные относятся по-разному[19]. В первом случае указания принимаются без внутреннего сопротивления, с готовностью и исполняются, зачастую, без дополнительного административного нажима.

Распоряжение неавторитеного руководителя всегда сопровождаются сложными внутренними переживаниями, а недоверие к такому менеджеру, всегда оборачиваются недоверием к его решению.

Необходимо отметить, что забота об авторитете руководителя – не только его личное дело, но и вышестоящего руководства, и руководителя одинакового уровня, и особенно подчиненных, которые призваны его укреплять, повышать и оберегать[20]. С него они должны брать пример добросовестного отношения к труду, честности, организованности, скромности. Авторитет необходимо рассматривать как фактор, который облегчает управление, повышает его эффективность[21].

Укрепляя авторитет, менеджеру нужно следить за тем, чтобы он не подавлял им, не скрывал инициативу подопечных. Примеры формирования авторитета должны соответствовать действующим в обществе нормам морали и этики. Искусственные примеры создания авторитета не ведут к успеху, в результате появляется ложный авторитет либо псевдо авторитет руководителя. А.С. Макаренко выделял такие виды псевдоавторитета руководителя[22]: