Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор (Психотипы и способности человека к профессии).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 5
Таблица 1
Название |
Тип личности |
Профессиональная среда |
Реалистический |
Люди, ориентированные принятие решения и действия в настоящем, обладающие эмоциональной стабильностью, моторными навыками и ловкостью |
Деятельность, связанная с манипулированием инструментами и техникой (механик, водитель, агроном, портной, повар, химик) |
Интеллектуальный (Исследовательский) |
Люди, ориентированные на познавательную деятельность, склонные к наблюдению, анализу, исследованию, обладающие теоретическим мышлением и творческим подходом |
Интеллектуальный труд, научно-исследовательская работа (физик, геолог, географ, аналитик, астроном) |
Социальный |
Люди, ориентированные на общение и отношения с другими людьми, склонные к альтруизму и сопереживанию, обладающие коммуникативными способностями, ранимые |
Большинство профессий, направленных на работу с людьми, общественная деятельность (врач, педагог, воспитатель) |
Предпринимательский (Предприимчивый) |
Амбициозные люди, ориентированные на влияние, управление, лидерство, создание и реализацию идей, высокую социальную активность |
Дипломат, брокер, журналист, адвокат, политик, бизнесмен, менеджер, артист, репортер, кооператор |
Художественный (Артистический) |
Творческие, экспрессивные люди-нонкомформисты, ориентированные на самовыражение и внимание окружающих, обладают богатым воображением |
Сфера искусства, профессии, связанные с привлечением внимания, презентацией чего-либо (художник, фотограф, историк) |
Конвенциональный |
Люди, ориентированные на систематизацию и переработку информации. Мало эмоциональны, консервативны, пунктуальны, педантичны, исполнительны. |
Работа в таких сферах как бухгалтерия, финансы, архивы, библиотеки и т.п. (товаровед, финансист, экономист, делопроизводитель) |
Для определения данных типов личности Дж. Холланд разработал диагностику, позволяющую определить профессиональные предпочтения и интересы. По её результатам выделяют три рекомендуемые профессиональные среды – максимально отражающая тип личности и две менее значимые, позволяющие личности подобрать себе «резервные» специальности.
Учёный предложил шкалу, изображаемую схематично. Она представляет собой шестиугольник, каждый угол которого обозначает один из типов личности и среды (рис. 1). Степень их совместимости обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами.
Рисунок 1
Совместимость типа личности и типа профессиональной среды
Примечание. На Рисунке № 1 приняты следующие условные обозначения: Р - реалистический тип; И - интеллектуальный тип; С - социальный тип; К - конвенциональный тип; П - предпринимательский тип; Х - художественный тип.
Рассмотрим в Таблице 2 приспособленность разных типов личности к тем или иным профессиональным средам.
Таблица 2
Тип личности |
Тип профессиональной среды |
|||||
Р |
И |
С |
К |
П |
Х |
|
Реалистический (Р) Интеллектуальный (И) Социальный (С) Предпринимательский (П) Художественный (Х) Конвенциональный (К) |
+ + + - - - - + |
+ + + - - - + - |
- - - + + + + - |
+ - - + -- ++ |
- - - + + + - + |
- + + - + + - - |
Примечание. В Таблице 2 приняты следующие условные обозначения:
+ + тип личности очень хорошо приспособлен к окружающей среде;
+ тип личности хорошо приспособлен к окружающей среде;
- тип личности недостаточно приспособлен к окружающей среде;
- - тип личности совершенно не приспособлен к окружающей среде.
Немаловажно в данной исследовательской работе также упомянуть типологию Евгения Александровича Климова, классифицирующую профессии по предмету труда и получившую широкое распространение в отечественной практике. Для каждого типа профессии требуются определенные профессионально важные качества (ПВК) - качества личности, характера, особенности познавательной сферы человека, которые необходимы для успешного освоения данной профессии. Рассмотрим данную классификацию ниже.
- Человек — человек
Профессии, связанные с обучением, воспитанием торгово-сервисным обслуживанием людей и общением с ними (педагог, психолог, воспитатель, врач, тренер, официант и др.)
ПВК: коммуникабельность, выдержка, такт, хорошая память
- Человек — техника
Профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники: сборка и наладка оборудования, ремонт оборудования, разработка, создание техники, управление машинами, обработка материалов (токарь, инженер-конструктор, каменщик, слесарь, системный администратор, архитектор и др.)
ПВК: хорошая координация движений, точность, определенность действий, высокая исполнительская дисциплина, аккуратность, развитое техническое мышление, высокая работоспособность
- Человек — художественный образ
Профессии, связанные с созданием, воспроизведением, копированием и изучением художественных образов (художник, скульптор, актер, певец, дирижёр, реставратор, искусствовед, дизайнер и др.)
ПВК: образное мышление, склонность к творчеству, яркое воображение
- Человек — природа
Профессии, связанные с изучением, преобразованием и охраной природы (ветеринар, садовник, агроном, зоолог, эколог, ботаник и др.)
ПВК: устойчивость внимания, наблюдательность, склонность к систематизации
- Человек — знак
Профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем (переводчик, корректор, программист, аналитики, финансисты, математики и др.)
ПВК: развитое абстрактное мышление, высокая устойчивость внимания, аккуратность, склонность к общению
Кроме того, внутри каждого из указанных типов Е. А. Климов дополнительно выделил три класса профессий по признаку целевой направленности:
1. Гностические
Профессии, характеризующиеся ярко выраженными познавательной активностью и наблюдательностью
Например, корректор («Человек - знаковая система»), социолог («Человек - человек»).
2. Преобразующие
Специализации, направленные на преобразование различных предметов и процессов природы, а также общественной жизни
Например, слесарь («Человек - техника»), агроном («Человек — природа»), тренер («Человек - художественный образ»).
3. Изыскательные
Профессии, ориентированные на открытие новых способов решения различных задач и проблем
Например, инженер («Человек — техника»), воспитатель («Человек — человек»).
Учитывая вышеперечисленное, мы можем сделать вывод о том, что качества личности человека, его способности и характер оказывают решающее влияние на выбор им профессиональной среды и дальнейшее успешное развитие в ней.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2
Таким образом, в данном разделе нами были рассмотрены зарубежная и отечественная типологии профессий, ориентирующие своё внимание на учёт индивидуальных предпочтений личности.
На основании анализируемой информации можно сделать вывод, что успех в профессиональной деятельности, а также удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среде. Исследуемые типологии позволяют индивидууму не только разобраться в себе, обозначить пути собственного развития, но и свести возможность ошибки выбора профессии к минимуму.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выбор профессии, несомненно, является одним из самых важных выборов в жизни человека. Его соответствие типу личности и способностям индивидуума определяет насколько эффективно он будет выполнять необходимые в его профессиональной сфере действия и соответствовать требуемым профессионально важным качествам, что в свою очередь в значительной мере будет определять качество его жизни.
Выполнение поставленных исследовательских задач позволило получить следующие основные результаты исследования:
1. Рассмотрены понятия, виды личностных особенностей, а также типологии темпераментов и психотипов человека;
2. Изучены различные типологии профессий;
3. Выявлена непосредственная взаимосвязь влияния личностных особенностей на профессиональный выбор.
Перспективы исследования данной проблемы состоят в необходимости: а) более детального рассмотрения отечественных и зарубежных классификаций психотипов личности; б) в более глубоком анализе различных типологий профессий, основанных на учёте личных особенностей человека; б) рассмотрении других факторов, влияющих на профессиональное ориентирование.
На основе полученных результатов влияние личностных особенностей на профессиональную направленность человека подтверждено.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель выпускной квалификационной работы достигнута, а поставленные задачи решены.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И АББРЕВИАТУР
И т.д. - и так далее
И др. - другие
И т.п. – и тому подобное
Рис. - рисунок
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аугустинавичюте А., Соционика: Введение сот Л.Филиппов. М.- СПб., АСТ, 1998
2. Батаршев А.В., Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Издательство: Речь 2009.
3. Белухин Д.А. Становление профессионала и рождение профессионализма, М.: МПСИ, 2006.
4. Волков Б.С., Основы профессиональной ориентации. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2007.
5. Зеер Э.Ф., Профориентология. Теория и практика. М.: Академический проект, 2006.
6. Климов Е.А., Психология профессионального самоопределения, Феникс, 2012
7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., Академия, 2012.
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Академия, 2007.