Файл: Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор (Психотипы и способности человека к профессии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1

Название

Тип личности

Профессиональная среда

Реалистический

Люди, ориентированные принятие решения и действия в настоящем, обладающие эмоциональной стабильностью, моторными навыками и ловкостью

Деятельность, связанная с манипулированием инструментами и техникой (механик, водитель, агроном, портной, повар, химик)

Интеллектуальный

(Исследовательский)

Люди, ориентированные на познавательную деятельность, склонные к наблюдению, анализу, исследованию, обладающие теоретическим мышлением и творческим подходом

Интеллектуальный труд, научно-исследовательская работа (физик, геолог, географ, аналитик, астроном)

Социальный

Люди, ориентированные на общение и отношения с другими людьми, склонные к альтруизму и сопереживанию, обладающие коммуникативными способностями, ранимые

Большинство профессий, направленных на работу с людьми, общественная деятельность (врач, педагог, воспитатель)

Предпринимательский

(Предприимчивый)

Амбициозные люди, ориентированные на влияние, управление, лидерство, создание и реализацию идей, высокую социальную активность

Дипломат, брокер, журналист, адвокат, политик, бизнесмен, менеджер, артист, репортер, кооператор

Художественный (Артистический)

Творческие, экспрессивные люди-нонкомформисты, ориентированные на самовыражение и внимание окружающих, обладают богатым воображением

Сфера искусства, профессии, связанные с привлечением внимания, презентацией чего-либо (художник, фотограф, историк)

Конвенциональный

Люди, ориентированные на систематизацию и переработку информации. Мало эмоциональны, консервативны, пунктуальны, педантичны, исполнительны.

Работа в таких сферах как бухгалтерия, финансы, архивы, библиотеки и т.п. (товаровед, финансист, экономист, делопроизводитель)

Для определения данных типов личности Дж. Холланд разработал диагностику, позволяющую определить профессиональные предпочтения и интересы. По её результатам выделяют три рекомендуемые профессиональные среды – максимально отражающая тип личности и две менее значимые, позволяющие личности подобрать себе «резервные» специальности.

Учёный предложил шкалу, изображаемую схематично. Она представляет собой шестиугольник, каждый угол которого обозначает один из типов личности и среды (рис. 1). Степень их совместимости обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами.


Рисунок 1

Совместимость типа личности и типа профессиональной среды

Примечание. На Рисунке № 1 приняты следующие условные обозначения: Р - реалистический тип; И - интеллектуальный тип; С - социальный тип; К - конвенциональный тип; П - предпринимательский тип; Х - художественный тип.

Рассмотрим в Таблице 2 приспособленность разных типов личности к тем или иным профессиональным средам.

Таблица 2

Тип  личности

Тип профессиональной среды

Р

И

С

К

П

Х

Реалистический (Р)

Интеллектуальный (И)

Социальный (С)

Предпринимательский (П)

Художественный (Х)

Конвенциональный (К)

+ +

  +

 -  -

  -

  -

  +

   +

 +  +

    -

   -  -

    +

    -

   -  -

    -

  +  +

    +

    +  

    -    

    +

     -

     -

    +

  --

   ++    

     -

   -  -

    +

   +  +

   -

    + 

     -

    +

    +

     -

  + +  

   - -

Примечание. В Таблице 2 приняты следующие условные обозначения:
+ + тип личности очень хорошо приспособлен к окружающей среде;
+ тип личности хорошо приспособлен к окружающей среде;
- тип личности недостаточно приспособлен к окружающей среде;
- - тип личности совершенно не приспособлен к окружающей среде.

Немаловажно в данной исследовательской работе также упомянуть типологию Евгения Александровича Климова, классифицирующую профессии по предмету труда и получившую широкое распространение в отечественной практике. Для каждого типа профессии требуются определенные профессионально важные качества (ПВК) - качества личности, характера, особенности познавательной сферы человека, которые необходимы для успешного освоения данной профессии. Рассмотрим данную классификацию ниже.

  1. Человек — человек 

Профессии, связанные с обучением, воспитанием торгово-сервисным обслуживанием людей и общением с ними (педагог, психолог, воспитатель, врач, тренер, официант и др.)

ПВК: коммуникабельность, выдержка, такт, хорошая память

  1. Человек — техника 

Профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники: сборка и наладка оборудования, ремонт оборудования, разработка, создание техники, управление машинами, обработка материалов (токарь, инженер-конструктор, каменщик, слесарь, системный администратор, архитектор и др.)


ПВК: хорошая координация движений, точность, определенность действий, высокая исполнительская дисциплина, аккуратность, развитое техническое мышление, высокая работоспособность

  1. Человек — художественный образ

Профессии, связанные с созданием, воспроизведением, копированием и изучением художественных образов (художник, скульптор, актер, певец, дирижёр, реставратор, искусствовед, дизайнер и др.)

ПВК: образное мышление, склонность к творчеству, яркое воображение

  1. Человек — природа

Профессии, связанные с изучением, преобразованием и охраной природы (ветеринар, садовник, агроном, зоолог, эколог, ботаник и др.)

ПВК: устойчивость внимания, наблюдательность, склонность к систематизации

  1. Человек — знак 

Профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем (переводчик, корректор, программист, аналитики, финансисты, математики и др.)

ПВК: развитое абстрактное мышление, высокая устойчивость внимания, аккуратность, склонность к общению

Кроме того, внутри каждого из указанных типов Е. А. Кли­мов дополнительно выделил три класса профессий по признаку целевой направленности:

1. Гностические

Профессии, характеризующиеся ярко выражен­ными познавательной активностью и наблюдательностью

Например, корректор («Человек - знаковая система»), со­циолог («Человек человек»).

2. Преобразующие

Специализации, направленные на преобразование различных предметов и процессов природы, а также общественной жизни

Например, слесарь («Человек - техника»), агроном («Че­ловек — природа»), тренер («Человек - художественный об­раз»).

3. Изыскательные

Профессии, ориентированные на открытие новых способов решения различных задач и проблем

Например, инженер («Человек — техника»), воспитатель («Человек — человек»).

Учитывая вышеперечисленное, мы можем сделать вывод о том, что качества личности человека, его способности и характер оказывают решающее влияние на выбор им профессиональной среды и дальнейшее успешное развитие в ней.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2

Таким образом, в данном разделе нами были рассмотрены зарубежная и отечественная типологии профессий, ориентирующие своё внимание на учёт индивидуальных предпочтений личности.

На основании анализируемой информации можно сделать вывод, что успех в профессиональной деятельности, а также удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среде. Исследуемые типологии позволяют индивидууму не только разобраться в себе, обозначить пути собственного развития, но и свести возможность ошибки выбора профессии к минимуму.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбор профессии, несомненно, является одним из самых важных выборов в жизни человека. Его соответствие типу личности и способностям индивидуума определяет насколько эффективно он будет выполнять необходимые в его профессиональной сфере действия и соответствовать требуемым профессионально важным качествам, что в свою очередь в значительной мере будет определять качество его жизни.

Выполнение поставленных исследовательских задач позволило получить следующие основные результаты исследования:

1. Рассмотрены понятия, виды личностных особенностей, а также типологии темпераментов и психотипов человека;

2. Изучены различные типологии профессий;

3. Выявлена непосредственная взаимосвязь влияния личностных особенностей на профессиональный выбор.

Перспективы исследования данной проблемы состоят в необходимости: а) более детального рассмотрения отечественных и зарубежных классификаций психотипов личности; б) в более глубоком анализе различных типологий профессий, основанных на учёте личных особенностей человека; б) рассмотрении других факторов, влияющих на профессиональное ориентирование.

На основе полученных результатов влияние личностных особенностей на профессиональную направленность человека подтверждено.

Таким образом, можно сделать вывод, что цель выпускной квалификационной работы достигнута, а поставленные задачи решены.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И АББРЕВИАТУР

И т.д. - и так далее

И др. - другие

И т.п. – и тому подобное

Рис. - рисунок

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аугустинавичюте А., Соционика: Введение сот Л.Филиппов. М.- СПб., АСТ, 1998

2. Батаршев А.В., Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Издательство: Речь 2009.

3. Белухин Д.А. Становление профессионала и рождение профессионализма, М.: МПСИ, 2006.

4. Волков Б.С., Основы профессиональной ориентации. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2007.

5. Зеер Э.Ф., Профориентология. Теория и практика. М.: Академический проект, 2006.

6. Климов Е.А., Психология профессионального самоопределения, Феникс, 2012

7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., Академия, 2012.

8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Академия, 2007.