Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность конфликта
1.1 Конфликт, как социальное явление
1.2 Понятие конфликта, его сущность
1.5 Причины возникновения конфликта
1.6 Модели управления конфликтами
1.7 Стратегии разрешения конфликта
Глава 2. Оценка уровня социального конфликта в салоне связи ТЕЛЕ 2.
2.1 Краткая характеристика деятельности салона связи:
2.2 Описание конфликтных ситуаций в салоне
2.3 Причины конфликтных ситуаций
2.4 Варианты разрешения конфликтов
Глава 3. Разработка стратегии в условиях конфликта
3.1 Разработка стратегии поведения руководителя в ходе конфликта
Введение
Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Самые разные обстоятельства могут выступать причинами конфликтов, например, конфликт, касающийся материальный ценностей, ресурсов или жизненных приоритетов; конфликты, по поводу социального статуса и т. д.
Конфликты охватывают все сферы деятельности людей, все возможные социальные отношения и взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные личности, различные социальные группы и организации. Однако конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. с. действия субъектов, направленные друг против друга.
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических основ конфликта, проведение анализа конфликтных ситуаций на предприятиях и в организациях, разработка рекомендаций по устранению конфликтов.
В первой главе изучим понятие и сущность конфликта, теории, разрабатываемые при изучении конфликта. Так же рассматриваются типы конфликтов и типовые причины возникновения конфликтных ситуаций.
Во второй главе проводится оценка конфликтных ситуаций на примере салонов сотовой связи так же описаны тесты для определения уровня стрессоустойчивости работников.
В третьей главе приводятся рекомендации для управления конфликтными ситуациями.
Глава 1. Понятие и сущность конфликта
1.1 Конфликт, как социальное явление
Главным условием возникновения конфликта выступает наличие у субъектов социального взаимодействия различных по форме и содержанию мотивов или суждений, что в свою очередь может привести к состоянию противоборства.
Противостояние участников конфликта может происходить в трех областях: поведении, общении и деятельности.
Для понимания сущности конфликта, как социального явления, необходимо рассмотреть функциональную составляющую конфликта. Функции конфликта неоднозначны, им присуща двойственность. Например, один и тот же конфликт может играть разные эмоциональную направленность в жизни противоборствующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо понимать, для кого из субъектов конфликта он является конструктивным, а для кого деструктивным. Ниже рассмотрим две эти функции.
Конструктивные функции:
- Конфликт устраняет возможные противоречия, возникающие из-за несовершенной организации совместной деятельности, управленческих ошибок и т.д.
-Конфликт дает возможность дать оценку психологическим особенностям людей, участвующих в нем.
- Конфликт является своеобразным толчком для развития личности, межличностных отношений.
- Конфликты между отдельными индивидами являются механизмом социализации личности, способствуют самоутверждению человека в обществе.
Деструктивные функции:
- Выраженное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников.
- Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием.
- Конфликт, сопровождающийся стрессом
- Конфликт, который формирует негативный образ оппонента - "образ врага".
Классификация социальных конфликтов
В конфликте всегда принимают участие несколько сторон (не важно, отделы одного человека, или разные люди, или группы людей). Поэтому базисная классификация конфликта производится именно по характеру и особенностям участвующих в конфликте сторон.
Кроме того, важнейшей особенностью конфликта является характер потребности, за удовлетворение которой борется человек. Согласно иерархии потребностей А. Маслоу, человеческие потребности можно сгруппировать, выделить пять иерархически связанных уровней: физиологические, в безопасности и защищенности, социальные потребности, в уважении, потребности самовыражения.
В случае неудовлетворения любой из этих потребностей может возникнуть конфликт.
1.2 Понятие конфликта, его сущность
Конфликт - столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия. Конфликт приносит не только вред. Он может прояснить отношения и способствовать прогрессу.
Так же, под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их объединений, обусловленное различием взглядов и точек зрения. В организации конфликт всегда выливается в определенное поведение, действия, нарушающие интересы других.
1.3 Конфликт, как процесс
Конфликт можно рассматривать в широком смысле как процесс, состоящий из нескольких этапов.
На первом этапе складывается конфликтная ситуация, в которой находятся стороны-противники, и сами эти стороны имеют определённые интересы. Посягательство одной стороны на какую-либо из потребностей другой стороны создает основу конфликта.
Конфликтная ситуация - противоречие, пока еще не перешедшее в конфликт. Это такое совмещение человеческих потребностей и интересов, которое создает почву для различного противоборства между социальными субъектами.
Конфликтная ситуация может складываться объективно, помимо воли и желания противоборствующих сторон (некорректное начисление заработной платы), а может быть создана или намеренно спровоцирована одной или обеими сторонами. Однако, каждая ситуация определяется происходящими событиями и ее субъективное значение зависит от того, какое объяснение дает этим событиям каждая сторона, в соответствии с которыми она начинает действовать в ходе развития конфликта. Главная черта этой ситуации - возникновение предмета конфликта.
Предмет конфликта - это то основное противоречие, ради разрешения которого стороны вступают в борьбу.
Конфликтная ситуация может обостриться под воздействием инцидента, представляющего собой вторую фазу конфликта. Это событие или обстоятельство, которое служит толчком или поводом к столкновению. Оно может быть целенаправленно спровоцировано или произойти в силу сложившихся обстоятельств, существовать реально или быть субъективным мнением каждой из сторон.
Здесь противостояние становится открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения, которое прямо или косвенно направлено на то, чтобы помешать оппоненту реализовать свои интересы. В результате происходит дальнейшее обострение конфликта.
Участниками в любом социальном конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт, являются люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица (семейный конфликт), как официальные лица (конфликт по вертикали) или как юридические лица (представители учреждений и организаций).
Объект конфликта - это ядро проблемы. Объектом конфликта может быть материальная, социальная или духовная ценность (например, религия), к обладанию или пользованию которыми стремятся оба оппонента.
1.4 Типы конфликтов
Выделяют следующие основные типы конфликтов, нарушающих успешное осуществление деятельности организации.
Организационный конфликт может возникнуть и в результате плохого качества должностных инструкций, непродуманного распределения должностных обязанностей.
Производственные конфликты, как правило, возникают в результате низкого уровня организации труда и управления. Причинами такого рода конфликта могут быть морально устаревшее оборудование, плохое помещение для работы, необоснованные нормы выработки, недостаточная информированность менеджера по тому или иному вопросу и неквалифицированные управленческие решения, низкая квалификация работников и т.д.
Организационный и производственный конфликты носят чаще конструктивный характер и прекращаются, как только решается проблема, вызвавшая столкновение сторон.
По направлению конфликты делятся на горизонтальные (в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг друга), вертикальные (в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого) и смешанные (представленные и «вертикальные», и «горизонтальные» составляющие).
В теории менеджмента существуют также следующие типы конфликтов: внутри личностный, межличностный, между личностью и группой и межгрупповой.
Внутри личностный конфликт - разновидность конфликта, когда цель или же способы ее достижения вступают в противоречие с ценностями или определенными нравственными принципами личности. В этом случае достижение цели, удовлетворение значимой потребности сопровождается негативными переживаниями работника. При внутри личностном конфликте человеку присущи психическое напряжение, эмоциональная неудовлетворенность, борьба мотивов и т.п. Внутри личностный конфликт нередко является предвестником межличностного конфликта.
Межличностный конфликт - самый распространенный тип конфликта. Причины его разнообразны и могут иметь производственную или организационную почву или быть чисто психологическими. На производстве это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, рабочую силу, рабочее время, одобрение проекта и т.д.
К конфликту между личностью и группой относят конфликты между руководителем и группой, членом группы и группой. Например, когда руководитель приходит в подразделение со стороны или принимает руководство уже сложившимся коллективом. В этих случаях конфликт может возникнуть по разным причинам:
а) если коллектив достиг определенного уровня развития, а новый руководитель данному уровню не соответствует;
б) если в коллективе есть лидер, который, по мнению работников, должен быть формальным руководителем, а вышестоящее руководство вопреки мнению коллектива назначают другого человека;
в) если стиль и методы управления нового руководителя сильно отличаются от методов работы прежнего руководителя.
Межгрупповой конфликт может сильно отразиться на результатах деятельности организации в негативном плане - нанести большой урон, поскольку в этом конфликте задействованы представители структурных подразделений, отделы или руководители разных уровней. Эти противоборствующие группы могут насчитывать значительное количество людей, и деятельность организации в результате конфликта может быть парализована.
Ярким примером межгруппового конфликта является конфликт между двумя департаментами одного банка, или между отделами одного департамента.
1.5 Причины возникновения конфликта
Каждый конфликт имеет свою причину возникновения. Объективными причинами конфликтов могут выступать:
-Управленческие факторы:
несовершенство организационной структуры предприятия;
нечеткое распределение прав и обязанностей между работниками;
несоразмерность прав и ответственности за результаты деятельности;
противоречия между функциональными обязанностями, закрепленными в должностных инструкциях, и требованиями к работнику.
- Организационные факторы:
неудовлетворительная организация труда;
нарушение режима труда и отдыха;
низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины;
чрезмерная загруженность работника, ведущая к постоянной спешке при выполнении заданий;
неконкретность заданий, что затрудняет выбор средств их выполнения, ведет к неуверенности в действиях;
отсутствие гласности.
- Профессиональные факторы:
низкий профессиональный уровень подчиненных, тормозящий выполнение заданий;
несовершенство системы подбора и расстановки кадров;
неопределенность перспектив профессионального и должностного роста.
- Санитарно-гигиенические факторы:
неблагоприятные условия труда;
нарушение режима работы.
- Материально-технические факторы:
дефицит в обеспечении необходимыми средствами и оборудованием;
старое оборудование и техническое обеспечение.
- Экономические факторы:
несовершенство системы оплаты труда и премирования;
задержки в оплате труда.
Субъективные причины конфликтов связаны с личностью, как самого руководителя, так и работников организации. Ошибочные действия руководителей, ведущие к конфликтам, можно сгруппировать в три направления:
- нарушения служебной этики;
- нарушения трудового законодательства;