Файл: Адаптация персона в организациях разных типов (Управление адаптацией персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 1302

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования, заключается в том, что современные успешные компании всё чаще уделяют внимание развитию системы управления персоналом, а конкретнее программы адаптации новых работников, т.к. данная система позволяет повысить эффективность функционирования организации, сплотить трудовой коллектив, а также повысить уровень развития корпоративной культуры, что также благоприятно влияет на повышение результативности деятельности организации

Темой данной работы является адаптация персонала в коммерческой организации. Тема очень интересна нам с точки зрения изучения существующих подходов к адаптации персонала и возможность применения их при управлении российской фирмой, возможности применения зарубежного опыта, внедрение усовершенствованных программ адаптации персонала с целью сокращения затрат фирмы на подбор персонала, сокращения сроков адаптации персонала, что повлечет за собой большую производительность труда, повышение креативности не только новых работников, но и постоянных работников организации в связи с появлением нового сотрудника.

Объектом исследования являются новые сотрудники в коммерческой организации.

Предмет исследования - Управление адаптацией персонала в коммерческой организации.

Исследовать основные пути и способы оптимизации процесса адаптации персонала в коммерческой организации.

Объект, предмет и цель определили задачи исследования.

Задачи исследования:

- изучить существующие подходы к управлению системой адаптации работника;

- на основе изученных подходов выявить основные факторы, влияющие на адаптацию персонала;

- подготовить теоретическую базу для проведения исследования.

- Теоретико-методологическая база исследования

Методологической основой исследования являются общенаучные принципы познания, основные наиболее популярные и широко распространенные теории, положения о структуре и динамике личности, о динамическом характере ее взаимоотношений с миром, о социальной детерминированности адаптационных процессов, общие принципы оптимизации системы адаптации персонала.

Гипотеза эмпирического исследования: характер и скорость адаптации новых сотрудников зависит в большей степени от включенности коллектива в данный процесс; если в коллективе благоприятная атмосфера, то текучесть новых сотрудников снижается.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Понятие и сущность системы адаптации персонала в организации

Потребность в формировании системы адаптации возникает на этапе активного развития компании или в условиях высокой текучести кадров. В какой-то момент руководители уже не могут лично заниматься новыми сотрудниками, что распространено в компаниях малого бизнеса. С этого момента возникает потребность в стандартизации процедур взаимодействия с новыми сотрудниками, а значит, в создании системы адаптации.

Процедура адаптации и вхождения в должность направлена на обеспечение более быстрого вхождения в должность нового сотрудника, уменьшения количества возможных ошибок, связанных с включением в работу, формирования позитивного образа организации, уменьшения дискомфорта первых дней работы, а также на оценку уровня квалификации и потенциала сотрудника во время прохождения им испытательного срока.

Процедура адаптации персонала начинается с момента найма работника в организацию. Наем является достаточно дорогостоящей и длительной по времени процедурой. К началу работы организация на приобретение нового работника затрачивает значительное количество финансовых и временных ресурсов, которые могут быть потеряны, если работник не сможет к ней адаптироваться и уволится. Поэтому организация заинтересована в том, чтобы принятый кандидат проработал такой срок времени, когда затраты на закрытие данной вакансии стали равны отдаче от принятого на эту должность работника. [20]

Кибанов А. Я., Захаров Д.К. и Федорова И.А. в своих работах дают следующее понятие: «Трудовая адаптация персонала- взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарногигиенических и бытовых условиях отдыха». [21]

В условиях функционирования рынка труда возрастает роль адаптации. При этом необходимо внимательно изучать опыт зарубежных фирм, которые уделяют повышенное внимание адаптации работников. Данная категория персонала нуждается в особой заботе со стороны администрации организаций.


Чаще всего профессиональная адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к труду в рамках определенной профессии, включения его в производственную деятельность, усвоения им условий и достижения нормативов эффективности труда. Однако адаптацию нельзя рассматривать только как овладение специальностью. Она предусматривает также приспособление новичка к социальным нормам поведения, действующим в коллективе, установление таких отношений сотрудничества работника и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд, удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей обеих сторон.

Основными целями адаптации персонала является:

  • уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;
  • снижение степени озабоченности и неопределенности у новых работников;
  • сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;
  • экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;
  • развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой. [40]

По мнению Базарова Т. Ю. и Еремина Б.Л. понятие адаптации представлено в следующем изложении «Адаптация - это процесс взаимного приспособления работника к организации и организации к работнику» [9]

В работах Егоршина А.П. дается следующее определение адаптации персонала - это процесс приспособления коллектива к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды организации. Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. [10]

Обычно большинство новых работников, приступая к деятельности на новом рабочем месте или приходя в новую организацию, стараются проявить себя с положительной точки зрения. Однако трудовая деятельность на новом рабочем месте может быть сопряжена с какими-то негативными моментами.

Управление трудовой адаптацией персонала - процесс целенаправленного воздействия на взаимное приспособление работника и организации для повышения скорости и успешности адаптации. Управление трудовой адаптацией персонала требует проработки трех организационных элементов:

- структурное закрепление функций управления адаптацией;

- технология процесса управления адаптацией;


-информационное обеспечение этого процесса. [10]

Кроме того, необходимость в управлении процессом адаптации неоспорима в силу того, что статистические данные многих организаций говорят об особо высоком проценте увольнений, приходящихся на первый месяц работы новых работников. Также большинство несчастных случаев приходится на первое время работы новых работников в организации. [15]

С точки зрения организации, отсутствие управления процессом адаптации может привести к непониманию работником своего места в производственном и управленческом процессе, что ведет к неэффективным коммуникациям, непониманию целей и задач и, как следствие, возможному увольнению работника из организации. [11]

Система адаптации персонала – это важнейшая часть общей системы управления персоналом в организации. Система адаптации персонала в целом является комплексом мероприятий, благодаря которым сотрудники могут справляться со стрессом, возникающим в условиях новой обстановки, новых условиях труда, незнакомого окружения, вложения дополнительных обязанностей и т.д.

Если в компании отсутствует адекватная система адаптации персонала, работникам приходится затрачивать усилия не на выполнение своих трудовых функций, а на вживание в коллектив и привыкание к новым условиям, что чревато для компаний потерей дохода. Поэтому, современные компании уделяют вопросу разработки системы адаптации персонала повышенное внимание.

Система адаптации персонала имеет сложную структуру и включает меры, направленные на адаптацию психофизиологическую, профессиональную, технологическую, организационную и социальнопсихологическую. За период адаптации работник знакомится со своей должностной инструкцией, новым коллективом, условиями труда, внутренним распорядком компании, ее корпоративной культурой, историей, традициями, вливается в коллективи становится его частью.

Эффективная система адаптации персонала предполагает:

  • привлечение квалифицированных специалистов к работе с новыми сотрудниками;
  • использование лучших методов адаптации работников;
  • индивидуальный подход к каждому новому сотруднику;
  • разработка профессиональной программы адаптации персонала.

В системе адаптации персоналом можно выделить следующие положительные факторы для сотрудников:

  • снижается уровень нервного напряжения, беспокойства нового сотрудника;
  • человек получает актуальную информацию, которая ему в первое время особенно необходима для успешной деятельности и коммуникации внутри коллектива;
  • работник знакомится с корпоративной культурой компании;
  • возникает возможность уже в первые месяцы работы максимально проявить себя.[9]

В системе адаптации персоналом можно выделить следующие положительные факторы для организации, которые обозначены на рисунке

1.

-

сокращение текучести кадров;

-

безболезненное и легкое вливание в коллектив;

-

ускорение процесса овладения должностными

обязанностями;

-

сокращение числа ошибок на новом рабочем

месте;

-

высокие результаты труда в минимальные сроки

Система адаптации

персонала в организации

Рисунок 1– Положительные факторы системы адаптации персонала в организации

Все эти факторы существенно снижают издержки любой компании и заметно повышают прибыль.

Эффективное управление адаптацией персонала зависит от ряда условий

  • необходимо создать подразделение с функциями управления адаптацией персонала;
  • в состав данной структуры следует ввести грамотных специалистов из каждого отдела компании, которые годятся на роль наставников;
  • нужно постоянно следить за процессом адаптации: построить систему контроля деятельности тандема «новый сотрудник-наставник» (например, в виде отчетов, контрольных тестирований и т.д.);
  • в зависимости от промежуточных результатов обучения, необходимо корректировать программу и сроки адаптации;
  • по итогам работы обязательно следует поощрить наставника и нового сотрудника.[21]

Управление адаптацией персонала делает процесс привыкания работников быстрым и безболезненным. Новички обеспечиваются должным вниманием и всесторонней поддержкой.

Задачи подразделения или специалиста по управлению адаптацией:

  • организация семинаров, курсов по различным вопросам адаптации;
  • проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;

- прохождение интенсивных краткосрочных курсов для руководителей, вновь вступающих в должность;

- прохождение специальных курсов подготовки наставников;

- использование метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий;

- выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;

- подготовка замены при ротации кадров;

- проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников. [8]

Информационное обеспечение системы адаптации заключается в сборе и оценке показателей ее уровня. Сбор и обработку информации рекомендуется проводить в рамках процедуры текущей деловой оценки персонала.