Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 1554
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности
1.2 Организация коммерческой деятельности в розничных торговых предприятиях
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности ООО «Лента»
2.1 Анализ организационной структуры супермаркета «Лента»
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Лента»
2.3 Анализ эффективности коммерческой деятельности предприятия
Введение
Коммерческая деятельность является неотъемлемой частью современных рыночных отношений, которые возникают между ее участниками в бизнес-среде. Она создает условия для эффективного функционирования общества и всего государства.
На сегодняшний день развитие различных форм и принципов партнерских отношений очень динамично. В условиях жесткой конкуренции, как между производителями, так и между потребителями коммерческая деятельность становится эффективным инструментом хозяйствования. Суть коммерческой деятельности заключается в совокупном подходе к организации комплекса коммерческих операций и процессов, которые направлены на выполнение функций коммерции на всех этапах осуществления товарно-денежного обмена.
Эффективное ведение и совершенствование коммерческой деятельности на предприятии, принятие обоснованных и правильных управленческих решений необходимо для минимизации рисков, затрат и становится основой труда работников, занятых в сфере розничной торговли, этим и обусловлена актуальность данной курсовой работы.
Предметом исследования в курсовой работе является эффективность коммерческой деятельности супермаркета «Лента», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Савушкина, дом 112.
Объектом исследования в данной курсовой работе выступает предприятие розничной торговли супермаркет «Лента».
Цель курсовой работы - оценить эффективность коммерческой деятельности на предприятии розничной торговли ООО «Лента».
В соответствии с целью, в ходе исследования необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические аспекты организации коммерческой деятельности;
- рассмотреть организационно-правовую характеристику ООО «Лента»;
- проанализировать показатели экономической эффективности торгового предприятия;
- провести анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия;
— разработать мероприятия по повышению эффективности коммерческой деятельности.
При выполнении исследовательской работы использованы такие методы как изучение и анализ литературы, экономический анализ, обобщение и синтез.
Курсовая работа состоит из введения, 2 разделов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности
Переход к рыночной экономике 1990-х годов характеризовался резким снижением потенциала производственных секторов экономики, таких как промышленность, строительство, сельское хозяйство и др., что привело к перестройке национальной экономики, расширению и укреплению непроизводственного сектора, в том числе торговли, коммерции.
Несмотря на некоторое оживление экономики в последние годы, ее общее состояние определяется результатами предыдущего длительного падения инвестиций, производства. По данным Росстата, в период экономических реформ 1991 года, в России значительно снизился уровень производства. Наибольшее снижение наблюдалось в наукоемких отраслях: машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность, во всех отраслях экономики, определяющих научно - технический прогресс, а также в легкой промышленности, производстве промышленных товаров народного потребления.
Значительная реструктуризация рабочей силы произошла ввиду неблагоприятных тенденций развития экономики страны в период перехода к рыночным отношениям, таким образом, большая часть населения трудоустроилась в сфере обслуживания, значительной частью которой и является коммерческая деятельность.
Что же такое коммерция? Способность перепродать дороже? В некоторой степени да, но не только. Понятие «коммерция» намного шире, глубже по содержанию и способности ее реализовать.
Коммерция - слово латинского происхождения (в переводе с латинского - торговля). Важно отметить, что термин «торговля» имеет два значения: в первом случае означает торговый процесс, направленный на осуществление купли-продажи товаров, а во втором - отрасль народного хозяйства. Коммерческая деятельность связана с первым определением торговли, а именно - процессами осуществление купли-продажи и получения прибыли.
По мнению Егоров В.Ф. .: "Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг представляет собой организационно - хозяйственные операции, обслуживающие обмен, совершение актов купли-продажи с целью получения прибыли через наилучшее удовлетворение спроса" [3, с.288].
В. И. Даль определяет торговлю как «торговый оборот, торг, купеческие промыслы». Другими словами, эти понятия подразумевают намерение покупать дешевле и продавать дороже. В широком смысле коммерция часто понимается как любая деятельность, направленная на получение прибыли.
Раньше термины «коммерческая деятельность», «коммерция» означали лишь торговую деятельность на рынке, главной целью которой была прибыль от торговых операций разного вида. На сегодняшний день коммерческая деятельность - это лишь часть предпринимательской деятельности, и главным ее отличием от предпринимательства остается отсутствие процесса производства.
Коммерческая деятельность представляет собой более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство - это организация экономических, промышленных и других видов деятельности, которые приносят доход предпринимателю.
Предпринимательство может означать организацию коммерческих предприятий, промышленных предприятий, банков, адвокатских бюро, научно-исследовательских институтов, кооперативов и т. д. Из всех этих разновидностей предпринимательства лишь торговое дело является коммерческой деятельностью в чистом виде. Следовательно, коммерция должна рассматриваться как одна из форм предпринимательской деятельности.
Такие элементы коммерческой деятельности как купля-продажа товаров, заготовленной продукции, сырья и т.п. осуществляются во всех видах предпринимательской деятельности, но не являются главными, определяющими.
Поэтому коммерческая работа в торговле занимает значимое место в организационной и оперативной деятельности торговых предприятий, направленных на совершение процессов купли-продажи товаров для получения прибыли и удовлетворения спроса населения.
Коммерческая работа в торговле - понятие широкое, определяющееся не только как купля-продажа товаров, но и некоторые оперативные, экономические и организационные операции, включая изучение рынка сбыта товаров, спроса населения, поиска поставщиков и покупателей товаров, перевозка товаров, рекламные и информационные работы, организация торгового обслуживания и многое другое [7, с. 19].
Главными целями коммерческой деятельности, определяющие ее содержание, становятся:
- установление партнерских и хозяйственных связей с субъектами рынка;
- согласование производства с потреблением товаров, ориентированных на спрос потребителей;
- прогнозирование и изучение рынка товаров и услуг;
- реализация процесса купли-продажи;
- улучшение рекламной деятельности;
- сокращение издержек обращения;
- проведение внешнеэкономической деятельности;
- расширение существующих и перспективное развитие целевых рынков товаров; [24, с.84]
Коммерция как тип предпринимательской деятельности имеет разные организационные формы проявления и социально- экономические цели в рыночной экономике.
Коммерция является одной из множества сфер непроизводственных отраслей народного хозяйства, которая обеспечивает обращение товаров, перемещение товаров из сферы производства в сферу потребления. Выполняет посреднические функции между производителями и потребителями. Другими словами, отрасль коммерции, имея необходимые оборотные и основные средства, отвечает потребностям населения через сети торговых организаций, транспортных средств, складов, обслуживающего персонала и других специалистов, с целью получения прибыли.
Коммерция может выступать как совокупность процессов, связанных с куплей-продажей товаров, осуществляемых юридическими или физическими лицами с целью преобразования потребностей покупателя в прибыль продавца или продажи товаров путем свободного обмена.
И наконец, коммерция - это своего рода деятельность коммерческих служб предприятий в области производства и маркетинга, направленная на материально-техническое обеспечение производства, сбыт товара с целью удовлетворения потребностей общества и получения прибыли [25, с.15].
Такой трехсторонний подход обуславливает более широким смыслом термин коммерция в сравнении с торговлей, которую принято понимать как хозяйственная деятельность, направленная на куплю- продажу и оборот товаров.
Осуществлять коммерческую деятельность, то есть выступать в роли ее субъектов могут предприниматели, торговые предприятия или организации. А объектами коммерческой деятельности выступают товары и услуги. В обязанности субъектов входит:
- Соблюдать действующее законодательство;
- Повышать уровень обслуживание потребителей;
- Для получения максимальной прибыли, принимать оптимальные коммерческие решения.
Соблюдение вышеперечисленных обязанностей поспособствует эффективному решению основных задач коммерческой деятельности, которыми являются:
- Изучение и прогнозирование емкости товарных рынков, для чего пользоваться маркетинговыми исследованиями;
- Совершенствование и развитие рекламной, информационной деятельности;
- Создание условий для развития рынка покупателя, где предложение товара превышает спрос на него, что определяет положение потребителя - приоритетным;
- Укрепление деловых отношений с клиентами;
- Вовлечение в товарооборот продукцию отечественных производителей, для поддержания экономики страны;
- Стремление назначать цены, которые дают возможность предоставлять льготу в виде скидок и акций потребителям. Эффективность коммерческой деятельности торговых предприятий во многом зависит от состояния материально-технической базы, уровня квалификации работников, ассортимента реализуемой продукции и услуг, условий и уровня конкуренции, а также от четкого следования ее этапам. Коммерческую деятельность можно разделить условно на следующие этапы:
- Определение потребности в товаре, изучение спроса;
- Коммерческая деятельность по розничной торговле;
- Коммерческая деятельность по оптовой торговле;
- Формирование ассортимента;
- Управление товарными запасами;
- Рекламная, информационная деятельность;
- Оказание торговых услуг.
Таким образом, на каждом из вышеприведенных этапов выполняются различные коммерческие операции, которые зависят от стадии процесса товародвижения, содержания и характера выполняемых операций.
Но деятельность торгового предприятия не протекает самостоятельно. Построение коммерческой деятельности базируется на определенных основополагающих принципах, а именно:
- Обеспечить согласованность всех подразделений. Каждый отдел торгового предприятия имеет цель и выполняет определенные функции, то есть они имеют определенную степень автономии. В то же время их действия должны координироваться и координироваться во времени, что определяет единство системы управления торговым предприятием;
- Обеспечить иерархию структуры управления на предприятии. Организация управления коммерческой деятельностью должна быть ориентирована на вертикальные и горизонтальные коммуникации;
- Обеспечить комплексный подход к решению вопросов управления. С позиции сложности учитываются все факторы, влияющие на управленческие решения коммерческой деятельности. Также планируется связать коммерческие процессы коммерческого предприятия с субъектами внешней среды;
- Наладить взаимодействие между коммерческой деятельностью и целями предприятия. Коммерческая деятельность организуется в соответствии с интересами предприятия. Функции управления торговлей реализуются с учетом целей предприятия;
- Обеспечение адаптивности структуры управления. Внутренняя и внешняя среда подвержена постоянным изменениям. Необходимо обеспечить гибкость управленческой структуры коммерческой деятельности к изменениям и условиям окружающей среды.
Если рассматривать коммерческую деятельность как функцию, она, интегрируя финансово-экономические, организационно - управленческие и правовые аспекты системы обмена, способствует достижению наибольшей эффективности работы предприятия, получения прибыли. В условиях рыночной экономики эта функция наиболее приоритетна, поскольку способна обеспечить конкурентные преимущества на рынке и предотвратить банкротство. Обслуживая международный обмен, обеспечивается успех не только на национальном рынке, но и на зарубежном. Необходимо изучать особенности, передовые достижения и специфику данной сфере, используя все лучшее на практике.
В условиях развития рыночных отношений на первое место по значимости встает коммерциализация, т.е. получение прибыли, но немаловажным остается и решение социальных проблем. Государством должна быть разработана система экономических рычагов, которые будут обеспечивать решение социальных проблем, создавать благоприятные условия для эффективной коммерческой деятельности. Данный вид деятельности должен быть выгоден тем, кто занимается им, способствовать активному развитию экономики и поступлению средств для решения социальных задач [12, с.404].