Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 1521

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Коммерческая деятельность является неотъемлемой частью современных рыночных отношений, которые возникают между ее участниками в бизнес-среде. Она создает условия для эффективного функционирования общества и всего государства.

На сегодняшний день развитие различных форм и принципов партнерских отношений очень динамично. В условиях жесткой конку­ренции, как между производителями, так и между потребителями коммерческая деятельность становится эффективным инструментом хозяйствования. Суть коммерческой деятельности заключается в сово­купном подходе к организации комплекса коммерческих операций и процессов, которые направлены на выполнение функций коммерции на всех этапах осуществления товарно-денежного обмена.

Эффективное ведение и совершенствование коммерческой де­ятельности на предприятии, принятие обоснованных и правильных управленческих решений необходимо для минимизации рисков, затрат и становится основой труда работников, занятых в сфере розничной торговли, этим и обусловлена актуальность данной курсовой работы.

Предметом исследования в курсовой ра­боте является эффективность коммерческой деятельности супермарке­та «Лента», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Савушкина, дом 112.

Объектом исследования в данной курсовой работе выступает предприятие розничной торговли супермаркет «Лента».

Цель курсовой работы - оценить эффек­тивность коммерческой деятельности на предприятии розничной тор­говли ООО «Лента».

В соответствии с целью, в ходе исследования необходимо ре­шить ряд задач:

  • изучить теоретические аспекты организации коммерческой деятельности;
  • рассмотреть организационно-правовую характеристику ООО «Лента»;
  • проанализировать показатели экономической эффективности торгового предприятия;
  • провести анализ эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия;

— разработать мероприятия по повышению эффективности ком­мерческой деятельности.

При выполнении исследовательской работы использованы та­кие методы как изучение и анализ литературы, экономический анализ, обобщение и синтез.

Курсовая работа состоит из введения, 2 разделов, заключе­ния и списка использованной литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности

1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности

Переход к рыночной экономике 1990-х годов характеризовался резким снижением потенциала производственных секторов экономики, таких как промышленность, строительство, сельское хозяйство и др., что привело к перестройке национальной экономики, расширению и укреплению непроизводственного сектора, в том числе торговли, ком­мерции.

Несмотря на некоторое оживление экономики в последние годы, ее общее состояние определяется результатами предыдущего длитель­ного падения инвестиций, производства. По данным Росстата, в пери­од экономических реформ 1991 года, в России значительно снизился уровень производства. Наибольшее снижение наблюдалось в наукоем­ких отраслях: машиностроение, приборостроение, авиационная про­мышленность, во всех отраслях экономики, определяющих научно - технический прогресс, а также в легкой промышленности, производ­стве промышленных товаров народного потребления.

Значительная реструктуризация рабочей силы произошла ввиду неблагоприятных тенденций развития экономики страны в период пе­рехода к рыночным отношениям, таким образом, большая часть насе­ления трудоустроилась в сфере обслуживания, значительной частью которой и является коммерческая деятельность.

Что же такое коммерция? Способность перепродать дороже? В некоторой степени да, но не только. Понятие «коммерция» намного шире, глубже по содержанию и способности ее реализовать.

Коммерция - слово латинского происхождения (в переводе с ла­тинского - торговля). Важно отметить, что термин «тор­говля» имеет два значения: в первом случае означает торговый про­цесс, направленный на осуществление купли-продажи товаров, а во втором - отрасль народного хозяйства. Коммерческая деятельность связана с первым определением торговли, а именно - процессами осуществление купли-продажи и получения прибыли.

По мнению Егоров В.Ф. .: "Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг представляет собой организационно - хозяйственные операции, обслуживающие обмен, совершение актов купли-продажи с целью получения прибыли через наилучшее удовле­творение спроса" [3, с.288].

В. И. Даль определяет торговлю как «торговый оборот, торг, купеческие промыслы». Другими словами, эти понятия подразумевают намерение покупать дешевле и продавать дороже. В широком смысле коммерция часто понимается как любая деятельность, направленная на получение прибыли.


Раньше термины «коммерческая деятельность», «коммерция» означали лишь торговую деятельность на рынке, главной целью кото­рой была прибыль от торговых операций разного вида. На сегодняш­ний день коммерческая деятельность - это лишь часть предпринима­тельской деятельности, и главным ее отличием от предприниматель­ства остается отсутствие процесса производства.

Коммерческая деятельность представляет собой более узкое по­нятие, чем предпринимательство. Предпринимательство - это органи­зация экономических, промышленных и других видов деятельности, которые приносят доход предпринимателю.

Предпринимательство может означать организацию коммерче­ских предприятий, промышленных предприятий, банков, адвокатских бюро, научно-исследовательских институтов, кооперативов и т. д. Из всех этих разновидностей предпринимательства лишь торговое дело является коммерческой деятельностью в чистом виде. Следовательно, коммерция должна рассматриваться как одна из форм предпринима­тельской деятельности.

Такие элементы коммерческой деятельности как купля-продажа товаров, заготовленной продукции, сырья и т.п. осуществляются во всех видах предпринимательской деятельности, но не являются глав­ными, определяющими.

Поэтому коммерческая работа в торговле занимает значимое место в организационной и оперативной деятельности торговых пред­приятий, направленных на совершение процессов купли-продажи то­варов для получения прибыли и удовлетворения спроса населения.

Коммерческая работа в торговле - понятие широкое, определя­ющееся не только как купля-продажа товаров, но и некоторые опера­тивные, экономические и организационные операции, включая изуче­ние рынка сбыта товаров, спроса населения, поиска поставщиков и покупателей товаров, перевозка товаров, рекламные и информацион­ные работы, организация торгового обслуживания и многое другое [7, с. 19].

Главными целями коммерческой деятельности, определяющие ее содержание, становятся:

  • установление партнерских и хозяйственных связей с субъектами рынка;
  • согласование производства с потреблением товаров, ориентиро­ванных на спрос потребителей;
  • прогнозирование и изучение рынка товаров и услуг;
  • реализация процесса купли-продажи;
  • улучшение рекламной деятельности;
  • сокращение издержек обращения;
  • проведение внешнеэкономической деятельности;
  • расширение существующих и перспективное развитие целевых рынков товаров; [24, с.84]

Коммерция как тип предпринимательской деятельности имеет разные организационные формы проявления и социально- экономические цели в рыночной экономике.

Коммерция является одной из множества сфер непроизвод­ственных отраслей народного хозяйства, которая обеспечивает обра­щение товаров, перемещение товаров из сферы производства в сферу потребления. Выполняет посреднические функции между производи­телями и потребителями. Другими словами, отрасль коммерции, имея необходимые оборотные и основные средства, отвечает потребностям населения через сети торговых организаций, транспортных средств, складов, обслуживающего персонала и других специалистов, с целью получения прибыли.

Коммерция может выступать как совокупность процессов, связанных с куплей-продажей товаров, осуществляемых юридически­ми или физическими лицами с целью преобразования потребностей покупателя в прибыль продавца или продажи товаров путем свободно­го обмена.

И наконец, коммерция - это своего рода деятельность коммер­ческих служб предприятий в области производства и маркетинга, направленная на материально-техническое обеспечение производства, сбыт товара с целью удовлетворения потребностей общества и полу­чения прибыли [25, с.15].

Такой трехсторонний подход обуславливает более широким смыслом термин коммерция в сравнении с торговлей, которую приня­то понимать как хозяйственная деятельность, направленная на куплю- продажу и оборот товаров.

Осуществлять коммерческую деятельность, то есть выступать в роли ее субъектов могут предприниматели, торговые предприятия или организации. А объектами коммерческой деятельности выступают товары и услуги. В обязанности субъектов входит:

  • Соблюдать действующее законодательство;
  • Повышать уровень обслуживание потребителей;
  • Для получения максимальной прибыли, принимать оптималь­ные коммерческие решения.

Соблюдение вышеперечисленных обязанностей поспособ­ствует эффективному решению основных задач коммерческой дея­тельности, которыми являются:

  • Изучение и прогнозирование емкости товарных рынков, для чего пользоваться маркетинговыми исследованиями;
  • Совершенствование и развитие рекламной, информационной деятельности;
  • Создание условий для развития рынка покупателя, где пред­ложение товара превышает спрос на него, что определяет по­ложение потребителя - приоритетным;
  • Укрепление деловых отношений с клиентами;
  • Вовлечение в товарооборот продукцию отечественных произ­водителей, для поддержания экономики страны;
  • Стремление назначать цены, которые дают возможность предоставлять льготу в виде скидок и акций потребителям. Эффективность коммерческой деятельности торговых пред­приятий во многом зависит от состояния материально-технической базы, уровня квалификации работников, ассортимента реализуемой продукции и услуг, условий и уровня конкуренции, а также от четкого следования ее этапам. Коммерческую деятельность можно разделить условно на следующие этапы:
  • Определение потребности в товаре, изучение спроса;
  • Коммерческая деятельность по розничной торговле;
  • Коммерческая деятельность по оптовой торговле;
  • Формирование ассортимента;
  • Управление товарными запасами;
  • Рекламная, информационная деятельность;
  • Оказание торговых услуг.

Таким образом, на каждом из вышеприведенных этапов вы­полняются различные коммерческие операции, которые зависят от стадии процесса товародвижения, содержания и характера выполняе­мых операций.

Но деятельность торгового предприятия не протекает само­стоятельно. Построение коммерческой деятельности базируется на определенных основополагающих принципах, а именно:

  • Обеспечить согласованность всех подразделений. Каждый от­дел торгового предприятия имеет цель и выполняет опреде­ленные функции, то есть они имеют определенную степень автономии. В то же время их действия должны координиро­ваться и координироваться во времени, что определяет един­ство системы управления торговым предприятием;
  • Обеспечить иерархию структуры управления на предприятии. Организация управления коммерческой деятельностью долж­на быть ориентирована на вертикальные и горизонтальные коммуникации;
  • Обеспечить комплексный подход к решению вопросов управ­ления. С позиции сложности учитываются все факторы, влия­ющие на управленческие решения коммерческой деятельно­сти. Также планируется связать коммерческие процессы ком­мерческого предприятия с субъектами внешней среды;
  • Наладить взаимодействие между коммерческой деятельно­стью и целями предприятия. Коммерческая деятельность ор­ганизуется в соответствии с интересами предприятия. Функ­ции управления торговлей реализуются с учетом целей пред­приятия;
  • Обеспечение адаптивности структуры управления. Внутрен­няя и внешняя среда подвержена постоянным изменениям. Необходимо обеспечить гибкость управленческой структуры коммерческой деятельности к изменениям и условиям окру­жающей среды.

Если рассматривать коммерческую деятельность как функ­цию, она, интегрируя финансово-экономические, организационно - управленческие и правовые аспекты системы обмена, способствует достижению наибольшей эффективности работы предприятия, полу­чения прибыли. В условиях рыночной экономики эта функция наибо­лее приоритетна, поскольку способна обеспечить конкурентные пре­имущества на рынке и предотвратить банкротство. Обслуживая меж­дународный обмен, обеспечивается успех не только на национальном рынке, но и на зарубежном. Необходимо изучать особенности, передо­вые достижения и специфику данной сфере, используя все лучшее на практике.

В условиях развития рыночных отношений на первое место по значимости встает коммерциализация, т.е. получение прибыли, но не­маловажным остается и решение социальных проблем. Государством должна быть разработана система экономических рычагов, которые будут обеспечивать решение социальных проблем, создавать благо­приятные условия для эффективной коммерческой деятельности. Дан­ный вид деятельности должен быть выгоден тем, кто занимается им, способствовать активному развитию экономики и поступлению средств для решения социальных задач [12, с.404].