Файл: Современные проблемы семейного воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Когда мы производим оценку своей деятельности, то, как правило, исходим из некого идеала, нормы. Стоит отметить, что в воспитательной деятельности такой абсолютной нормы нет. Во-первых, в родительском труде, бывают ошибки и неудачи, а во-вторых, ребенок индивидуален, и нуждается в особенном подходе, который будет отвечать его темпераменту, наклонностям и характеру.

В нашем мире, родившийся ребенок начинает его познавать. Первое, что с чего начитается его познание, это поведение людей, которые его окружают. А близкими является его семья. Для ребенка семья – это мир, в котором он считается неким гарантом, оберегающий его от внешних негативных влияний и дающий чувство уверенности своей необходимости в обществе. Поэтому необходимо создать такие условия для ребенка, чтобы он чувствовал себя комфортно в этом мире.

В настоящее время у многих, возникает вопрос: а как правильно создать такие условия, чтобы ребенку было хороши в этих условиях?

В основном, воспитание в семье основано на чувствах, таких как, любовь к ребенку или любовь между родителями. В книге польского педагога Януша Корчака “Как любить ребенка” написано, что: ребенок – это тонкий психолог. Ведь ребенок тонко воспринимает реальность, своей прозорливостью он видит все мелочи и ощущает это мир ярче и глубже. Важно учитывать это. И следует не забывать, что родительская любовь – это  гарант его счастья и благополучия. Так как ребенок полностью зависит от родителей и не может сопротивляться воле взрослых. Но если родители не будет прислушиваться к ребенку, то он начнет замыкаться в себе и копить обиды, которые со временем могут превратиться в озлобленность.

Из всего вышесказанного, следует: - родители играют огромную роль в жизни ребенка; - нужно уважать и любить своего ребенка; - нужно воспринимать ребенка как личность, у которого тоже есть свои мнения и желания.

При подробном рассмотрении взаимоотношений в семье, можно выделить несколько основных ошибок.

Например, когда родители не считаются с мнением ребенка, а стоят на своем и не дают ему действовать самостоятельно, то тогда у ребенка не развивается потребность к решительности и автономности. Или, например, когда ребенок воспитывается по собственному усмотрению – то есть никакого контроля  и полная свобода, то это может привести к тому, что он станет неуправляемым, вредным и капризным. Другой подход – когда ребенок воспитывается в строгости, не зная любви, может вырасти с психологическим отклонением, что в дальнейшем скажется на его нервной системе. А в случаи, если ребенку дают много заботы и много опекают, то став взрослым, будет не самостоятелен, и не будет уметь приспосабливаться к действительности. Можно привести множество примеров с ошибками взрослых в воспитании.


Все это относится к уклонениям в воспитании. А происходит это, из-за незнания родителей как правильно воспитывать ребенка и непредвиденности результатов своего поведения.

Психологами было высказано мнение, что характерные черты и поведение родителей прямо проецируются на поведение ребенка. Считается, что если кто-то из родителей показывает такие эмоции, как грусть, печаль, то и у детей будут они проявляться. Намного сложнее оказалось изучение этой темы. Связь самих родителей и воспитанных характерных черт ребенка не в такой мере сильна. Почти все обуславливается от типа нервной системы ребенка, от условий жизни семьи.

Психологам теперь понятно, что одна и тоже характерная черта поведения родителей может в зависимости от различных условий, а в дальнейшем от устойчивого поведения ребенка. Можно привести пример, когда родитель, обладая таким чертами характера, как резкость, несдержанность, может вызвать у своего ребенка схожие черты, такие как, дерзость, грубость или на оборот, угнетенность, неуверенность.

Взаимосвязь воспитания с иными видами деятельности, подчинение воспитания тем или другим мотивам, а так же, а так же место воспитания в целостной личности человека – это и придает  воспитанию каждого родителя особым, индивидуальным характером.

По этой причине будущие родители, должны начать с анализа самих себя, чтобы воспитать ребенка сознательно.

Так же необходимо знать, что дети по своей натуре очень восприимчивы. Для них мир является честным и благородным, и в ответ они ждут того же. Отсюда появляется вопрос – откуда же тогда в нашем обществе берутся преступники, убийцы и другие люди с девиантным поведением?

Зигмунд Фрейд утверждал: «Все проблемы – родом из детства». С этим нельзя не согласиться. Потому что с детства формируется характер, складывается некий образ поведения. И если вы стремитесь воспитать счастливого, уравновешенного и здорового ребенка, который не оставит вас в старости и будет всегда рядом, любить и уважать, то нужно иметь ввиду, что воспитание в семье – это противоречивый и сложным процесс, который может быть изменчив и разнообразен, а результаты родительского влияния видны не сразу.

Необходимо отыскать ту грань любви и строгости в воспитании, для того чтобы ребенок вырос самостоятельным, независимым и личностью, которая будет находиться в гармонии с собственным внутренним миром. Так же не следует забывать, что главная цель в воспитании ребенка – это разностороннее развитие ребенка. И воспитание  должно быть направленно исключительно на этот результат.


Подводя итого можно сделать вывод, что стараться как можно лучше воспитать своего ребенка, несмотря на усталость и работу. Ведь если будет упущен хоть один из моментов, то вернуть уже будет ничего нельзя. Это нужно понимать и знать.

2.2.1 Влияние супружеских конфликтов на воспитание детей. Разводы. Воспитание в неполной семье.

Семейные конфликты и их влияние на ребенка

Проблеме семейных конфликтов уделяли внимание представители самых разных наук: социологии, демографии, медицины, сексологии, психологии, педагогики. Среди них: Буянов М.И, Целуйко В.М., Ковалев С.В., Карабанова О.А., Антонюк Е.В., Андреева Т.В., Сысенко В.А., Сатир В. и др.

Семейные конфликты существуют столько, сколько существует моногамная семья. Любая семейная пара, какими бы не были в ней отношения, в процессе своей жизнедеятельности сталкивается с проблемными ситуациями, разрешение которых осуществляется в условиях столкновения индивидуальных потребностей, мотивов и интересов ее членов. Там, где семья живет настоящим и будущим, где супруги заинтересованы друг в друге, где они стремятся к совершенствованию отношений, противоречия неизбежны. Исследования психологов (В. Поликарпов, И. Залыгина) показывают, что в 80—85% семей есть конфликты. Оставшиеся 15—20% фиксируют наличие «ссор» по различным поводам. Весь вопрос состоит в том, как часто возникают конфликты, по каким поводам, в какой форме они протекают, и какие уровни семейной структуры потрясают.

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus и в буквальном переводе означает «столкновение». В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно к конструктивным (положительным), либо деструктивным (отрицательным) последствиям.

В зависимости от субъектов взаимодействия семейные кон­фликты подразделяются на конфликты между: супругами, роди­телями и детьми, супругами и родителями каждого из супругов, бабушками (дедушками) и внуками.

Ключевую роль в семейных отношениях играют супружеские конфликты. Они чаще возникают из-за неудовлетворения по­требностей супругов.

Основные причи­ны супружеских конфликтов:

  • психосексуальная несовместимость супругов;
  • неудовлетворение потребности в значимости своего «Я», не­уважение чувства достоинства со стороны партнера;
  • неудовлетворение потребности в положительных эмоциях: отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания;
  • пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворе­нию своих потребностей (алкоголь, наркотики, финансовые расходы только на себя и т.д.);
  • неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимо­понимании по вопросам ведения домашнего хозяйства, вос­питания детей, в отношении к родителям и т.д.;
  • различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях.

Кроме того, выделяют факторы, влияющие на конфликтность супружеских отношений. К ним относят кризисные периоды в развитии семьи.

Первый год супружеской жизни характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Происходит эволюция чувств, влюбленность исчезает супруги предстают друг перед другом такими, какие они есть. Известно, что в первый год жизни семьи вероятность развода велика, до 30% общего числа браков.

Второй кризисный период связан с появлением детей. Еще не­окрепшая система «Мы» подвергается серьезному испытанию. В этот период ухудшаются возможности профессионального роста супругов, у них остается меньше времени на хобби, жена, измученная уходом за ребенком, больше не интересуется мужем в сексуальном плане. Так же происходит столкновение взглядов по проблемам воспитания ребенка.

Третий кризисный период совпадает со средним супружеским возрастом, который характеризуется конфликтами однообразия. В результате многократного повторения одних и тех же впечат­лений у супругов наступает насыщение друг другом. Это состоя­ние называют голодом чувств, когда наступает «сытость» от ста­рых впечатлений и «голод» по новым.

Четвёртый период конфликтности отношений супругов на­ступает после 18—24 лет совместной жизни. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей, уси­ливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее пережива­ниями по поводу возможного стремления мужа сексуально про­явить себя на стороне.

Перечень факторов конфликтности семьи был бы неполным, если не назвать макрофакторы, т. е. изменения, происходящие в современном обществе, а именно: рост социального отчуждения; ориентация на культ потребления; девальвация моральных ценностей, в том числе традиционных норм сексуального поведе­ния; изменение традиционного положения женщины в семье; кризисное состояние экономики, финансов, соци­альной сферы государства.

Конфликтное поведение супругов может проявляться в скрытой и открытой формах. Показателями скрытого кон­фликта являются: демонстративное молчание; резкий жест или взгляд, говорящий о несогласии; бойкот взаимодействия в ка­кой-то сфере семейной жизни; подчеркнутая холодность в от­ношениях. Открытый конфликт проявляется чаще через открытый разговор в подчеркнуто корректной форме; взаимные словесные оскорбления; демонстративные действия (хлопанье дверью, битье посуды, стучание кулаком по столу), оскорбление физическими действиями и другое.


Какими ни были причины возникновения и формы протекания конфликтов между супругами, они так или иначе создают психотравмирующую обстановку в доме. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера в возможность су­ществования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции. Наиболее пагубное влияние конфликты родителей оказывают на ребенка. По этому поводу Г.Т.Хоментаускас писал : «Частые ссоры и бурное выяснение отношений в семье приводят к потере ребенком ощущения надежности и защищенности, им овладевает чувство тревоги».

Реакция детей на конфликт родителей может проявляться в нервозности, раздражительности, необоснованных страхах, тревожности, повышенной агрессивности. Кроме того, они способны глубоко погрузиться в состояние тоски и депрессии. В школе эти ребята становятся более беспокойными и неуправляемыми, часто они подвержены ночным кошмарам или замыкаются в себе.

Как правило, ребенок, в руках конфликтующих родителей принимает на себя либо роль «громоотвода» - объекта эмоциональной разрядки супругов, либо, что еще того хуже, он становится своеобразным «козырем» разрешения родительских споров. Для большей убедительности хотелось бы обратиться к реальным примерам. Так, Макарова Е.Г. в книге «В начале было детство» описывает случай из практики своей работы в школе: девятилетняя девочка в течение 8-ми месяцев отсутствовала на занятиях. Как оказалось, она явилась объектом манипуляции в отношениях конфликтующих родителей. Сперва отец выкрал ее у матери и увез в незнакомый город к новой жене, всячески запугивал ребенка, не выпускал из дому. Затем мать выкрала дочь у отца, привезла ее домой, сидела с ней в квартире, взаперти, повторяя отцовский «сценарий». А закончилась эта «битва» родителей тем, что в один момент ребенок стал абсолютно апатичным, девочка начала относиться к учебе посредственно, плохо есть и засыпать только со снотворным».

Аналогичный пример присутствует и в книге Е.М.Волкова «Трудные дети или трудные родители?» Автор описывает конфликтую семью, где неудовлетворенный браком муж, считающий свою супругу слишком «трусливой и глупой», видел ее ненавистные черты в слишком нерешительном и боязливом, по его мнению, ребенке. Пытаясь воспитать сына «мужественным», он после долгих уговоров и убеждений ребенка добровольно нырнуть в достаточно глубокий водоем, насильно схватил и бросил сопротивляющегося и кричащего мальчика в воду. Стоит ли говорить, что решительности ребенку после этого инцидента не прибавилось, а вот паническая боязнь воды и слишком строгого отца у него появилась. К сожалению, приведенные примеры не единичны.