Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты семейного воспитания.
1.1 Содержание семейного воспитания
1.2 Стили воспитания. Семейное воспитание в развитии ребенка.
1.3 Типы семейных взаимоотношений
Глава 2. Современные проблемы и нарушение семейного воспитания.
2.1 Специфика современной семьи.
2.2 Проблемы семейного воспитания
2.2.1 Влияние супружеских конфликтов на воспитание детей. Разводы. Воспитание в неполной семье.
2.2.2 Влияние интернета и современных технологий на семейные ценности
Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений ребенка с родителями и его личностное развитие.
1.3 Типы семейных взаимоотношений
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. При гиперопеке формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и препятствий на пути к удовлетворению желаний. Такие подростки считают себя вне критики, осуждений и замечаний. Свои неудачи они объясняют несправедливостью окружающих либо случайными обстоятельствами. Эту позицию формирует и подкрепляет поведение родителей, которые всегда активно отстаивают интересы своего сына или дочери, не желают слушать об их недостатках и обличают всех, кто «не понимает» их ребенка или «виновен» в его неудачах.
Естественно, что личность, сформированная в таких условиях воспитания, очень часто испытывает отрицательные переживания при первых же столкновениях с реальностью. Лишение привычной атмосферы восхищения и незатрудненного удовлетворения желаний вызывает у подростка социальную дезадаптацию, поскольку воспринимается им как кризисная ситуация.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию.
Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. В зависимости от меры его «жестокости-мягкости» стиль может быть определен как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов.
Авторитарный (властный) стиль. Характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестоко добиваться исполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний.
В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинируя младших и формируя у них желательные старшим установки и навыки поведения, с другой – может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.
Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.
Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Коммуникация имеет двусторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.
В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать не идентичные друг другу стили (например, отец – более авторитарен, мать – демократична).
Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.
Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Часто источником конфликта становится внешний вид подростка. Родителей не устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Камнем преткновения во многих семьях может стать вопрос: до которого часа подросток может гулять вечером? Или родители считают, что девочке рано встречаться с мальчиком и т.д. легкая ранимость этого «взрослого» ребенка требует от родителей терпеливого разъяснения. Но ни в коем случае нравоучений и нотаций! Подросток хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, уважали его взгляды. Отношение к себе как к маленькому обидит подростка. Вот почему недопустимы со стороны родителей мелочная опека, излишний контроль. Слова убеждения, совета или просьбы, которыми родители на равных обратятся к подростку, воздействуют быстрее.
Глава 2. Современные проблемы и нарушение семейного воспитания.
2.1 Специфика современной семьи.
На сегодняшний день наша страна находится под воздействием кризиса. Падение экономического уровня затронуло не только самые важные системы, позволяющие нормально функционировать обществу. Кризис напрямую отразился и на российских семьях, выступающих одним из важнейших социальных факторов при определении жизнестойкости государства, общества и нации. И этой проблеме уделяется большое внимание, ведь от того, какими будут психологические особенности семьи в современном обществе, зависит, прежде всего, характеристика того поколения, которое будет жить и трудиться в 21 веке. Глобальные изменения Особенности семьи в современном обществе затронуты во многих публицистических изданиях. В них говорится о том, что в течение последних десятилетий основная ячейка социума претерпела ряд серьезных изменений. Причем это касается не только нашей страны, но и большинства других государств. Если описать особенности современной семьи кратко, то они касаются таких черт:
- падения рождаемости;
- усложнения межличностных отношений;
- постоянного роста разводов, что является причиной существования семей неполных или с неродными родителями;
- постоянное распространение внебрачных отношений.
Особенности современной российской семьи состоят в снижении ее материального достатка, ухудшении психического и физического здоровья родителей и детей, а также в росте числа одиноких женщин и мужчин. Формирование нового типа семьи. В прежние времена эта малая общность людей объединялась посредством чисто формальных внешних факторов. Ими служили такие категории, как нравы и закон, традиции и общественное мнение. Особенности современной семьи состоят в том, что ее единство, как правило, зависит только от личных отношений между всеми ее членами, а именно от их взаимопонимания и привязанности, уважения и взаимного участия, преданности, любви и симпатии. Эти чувства укрепляют прочность малого социума.
Всем нам хорошо знаком традиционный гендерный стереотип малой ячейки общества. Согласно ему мужчина является кормильцем и главой семьи, а женщина – хранительницей очага, женой, матерью и воспитательницей детей. Однако особенности современной семьи состоят в том, что она далека от этого идеала. На сегодняшний день можно отметить тот факт, что в обществе существуют нежелательные тенденции, касающиеся взаимоотношений между полами. Причем начинаются они еще в школьные годы. Специалисты полагают, что серьезными недостатками обладает принцип совместного обучения. Это объясняется существенными различиями психики женщин и мужчин. Девочка как личность формируется намного раньше по сравнению с личностью мальчика. И уже в первый класс она идет, будучи более зрелой. Большая развитость женской половины человечества дает приоритет в вопросах учебы и в моральном отношении. Определенную роль играет при этом и тот факт, что основной контингент учителей – женщины. Это сближает их с ученицами. В итоге у человека создается женское окружение. Оно состоит из мамы, бабушки, няни, воспитательницы, одноклассниц и учительниц. Образуется своеобразный перекос. Женщины оказывают постоянное давление на взрослеющих мужчин. Результатом этого становятся такие негативные явления, как неполные семьи, неуважение к родителям, утрата родственных связей с двоюродными сестрами и братьями и т.д Лидерство. В каждой семье существует определенное распределение функций и ролей. Все это тесно связано с таким понятием, как лидерство. В настоящее время главой семьи считают того из супругов, чье психологическое влияние было признано в добровольном порядке. В связи с этим психологи выделяют три формы семьи, которые имеют место в современном обществе:
1. Симметричная. Это семья, в которой оба супруга обладают равноправием и не подчиняются друг другу. Все возникающие проблемы они решают согласованно, идя по пути компромисса или обмена мнениями.
2. Комплементарная. В такой семье существует единовластие. Другими словами, один из супругов отдает распоряжения, а другой слепо ему подчиняется.
3. Мегакомплементарная. В семье подобного типа один из супругов добивается своей цели благодаря манипулированию другим при подчеркивании своих слабостей, бессилия и неопытности.
Факторы благополучия. При определении особенностей современной семьи психологи выделяют некоторые стороны ее благополучия.
К ним относят: - психобиологическую совместимость, включающую в себя взаимное влечение и взаимоуважение, готовность обоих супругов к созданию семьи, ответственность и долг, самообладание, гибкость и т.д.;
- образование, которое должно быть примерно одинаковым у мужа и жены, так как уровень интеллекта у партнеров не должен иметь существенных отличий;
- трудовая стабильность, которая явно указывает на характер партнера (считается, что человек, часто меняющий место своей работы, не способен наладить длительные семейные отношения);
- возраст, который считается наиболее оптимальным для вступления в брак (он составляет 20 лет для девушек и 24 года - для юношей, при более раннем создании семьи брак повлечет за собой длительную адаптацию супругов);
- продолжительность периода ухаживания (при коротких знакомствах невозможно узнать характер будущего партнера). При рассмотрении всех вышеперечисленных факторов может быть определена психологическая совместимость или несовместимость супругов.
2.2 Проблемы семейного воспитания
Очень часто в повседневной жизни можно услышать такую фразу, как “У хороших родителей вырастают хорошие дети”. Однако сложно объяснить, какие родители хорошие.
Одни родители считают, что хорошими можно стать, для этого достаточно прочитать специальную литературу для правильного воспитания детей. Другие считают, что нужна только забота и любовь. Таким образом, они лишь учатся быть хорошими родителями и ошибки неизбежны.
Данная проблема всегда была и будет актуальной, ведь дети – это наше будущее. И непрерывный процесс рождения детей в мире и смена поколений, будет заставлять общество обращаться к данной проблеме очень часто. Немаловажно понимать, что воспитание детей – это противоречивый и сложный процесс. В широком смысле семейное воспитание – это концепция образования и воспитания, складывающаяся в условиях определенной семьи силами родителей. В узком смысле это сложная система.