Файл: Методики выявления стилей мышления: сравнительный анализ исследовательских подходов.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность темы. Стиль мышления − это индивидуально-своеобразные варианты выявления и формулирования проблемной ситуации, а также способы нахождения средств ее разрешения. Факты свидетельствуют, что разные люди в одном и том же проблемном поле видят неодинаковые проблемы и различные методы их решения. Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет, как он получает субъективный образ объективного мира, составляет значительную часть всего содержания психологии. Вещи не только воспринимаются наглядно, но отражаются в их связях и отношениях. Человек может не только воспринимать вещи, используя анализаторы, но может рассуждать, делать выводы, даже если не имеет непосредственного личного опыта. То есть, для человека характерно то, что у него есть не только чувственное, но и рациональное познание. Таким образом, актуальностью данного исследования является необходимость дальнейшего исследования методик стилей мышления.
Объектом исследования: является стиль мышления.
Предметом исследования: методики диагностики стилей мышления.
Цель исследования: сравнительный анализ методик стилей мышления.
Гипотеза исследования: Методика «Типа мышления» в модификации Г.В. Резапкиной и Опросник «Стиль мышления» Р. Брэмсон, А. Харрисон и адаптация А. Алексеева имеют между собой прямую и умеренную взаимосвязь.
Задачи:
- Проанализировать теоретические основы изучения стилевых характеристик мышления.
- Выявить характер взаимосвязи показателей методик стилей мышления.
Методики изучения стиля мышления:
-
-
-
- Типа мышления в модификации Г.В. Резапкиной;
- Опросник Стиль мышления Р. Брэмсон, А. Харрисон и адаптация
-
-
А. Алексеева.
Методы исследования: тестирование.
Методики исследования:
1. Определение «Типа мышления» (в модификации Г.В. Резапкиной)
2. Опросник «Стили мышления» (Р. Брэмсон, А. Харрисон)
Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе диагностики, позволяют помочь при выборе тестов по определению типа стилей мышления. Результаты исследования могут определить возможность замены одной методики другой.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы изучения стилевых характеристик мышления
1.1 Значение понятия «стиль мышления»
Стиль мышления — это система, обладающая относительно постоянным ядром, структурой и избирательностью к внешним воздействиям. Каждый из нас мыслит в рамках того стиля, который сложился в процессе жизни, часто полагая, что этот стиль является оптимальным.[1]
Стиль мышления – это система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей: характера, мотивации, системы ценностей и т.д. Это то, как человек осмысляет окружающую его действительность, как объясняет те или иные ситуации, каким образом ставит цели и решает проблемы.[2]
Стиль мышления в наше время имеет множество терминов, и на сегодняшний день нет единого понятия. Стиль мышления — психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Однако в психологии существует множество других определений. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.
Понятие стиль мышления ввёл в 1935 г. Л. Флек, который рассматривал его как основу, обеспечивающую мышление сообщества учёных в рамках определённого стандарта, и тем самым позволяющую достичь взаимопонимания этому коллективу: «Можно определить стиль мышления как направленное наблюдение вместе с соответствующей ментальной и предметной ассимиляцией воспринимаемого. Для него характерны общие проблемы, которыми занимается коллектив, общие суждения, принимаемые за очевидные, общий метод, используемый как познавательное средство. Стилю мышления могут соответствовать технический и литературный стили, свойственные данной системе научного знания»[3]
Стиль мышления — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений). Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.
Стиль мышления характеризует особенности отражения противоречий, постановки проблем и решения задач. Стиль мышления понимается как характерное сочетание функций, направленных на производство и развитие новообразований, которое проявляется в динамике и направленности мыслительной деятельности человека.
В Средневековье теоретиком учения о стиль мышлении в то время был Аристотель. Он изучил его формы, обосновал и вывел законы мышления. Однако мышление для него было деятельностью «разумной души». В эпоху Средневековья изучения стиль мышления носило исключительно эмпирический характер. Активные психологические исследования мышления ведутся с XVII века.[4]
В начале XX века в центр своих интересов поставила стиль мышления Вюрцбургская школа психологии (О. Кюльпе и др.), работы представителей которой были основаны на феноменологии Э. Гуссерля и отвержении ассоцианизма. В экспериментах данной школы мышление изучалось методами систематической интроспекции с целью разложения процесса на основные этапы.
В советской психологии изучение стиль мышления связано с психологической теорией деятельности. Её представители понимают мышление как прижизненную способность к решению задач и преображению действительности. По А. Н. Леонтьеву внутренняя (мышление) деятельность — не только производная от внешней (поведение), но и имеет то же строение. Во внутренней мыслительной деятельности можно выделить отдельные действия и операции. Внутренние и внешние элементы деятельности взаимозаменяемые. Можно сделать вывод: стиль мышления сформировано в процессе деятельности. На основе теории деятельности были построены педагогические теории П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова. [5]
Стиль Мышления является функцией головного мозга. Существует несколько теорий физиологии мышления. Следуя работам И. П. Павлова мысль — следствие рефлекторной связи между человеком и реальностью. Для её осуществления требуется работа нескольких систем мозга. [6]
Первая из них — подкорковая область. Её активизируют безусловные стимулы внешнего или внутреннего мира. Вторая система — полушария головного мозга без лобных долей и отделов речи. Принцип её работы: стимулы временной (условной) связью «подключаются» к безусловной реакции. Это — первая сигнальная система.
Принцип 3 системы: отвлечение от конкретных качеств воспринятых объектов и обобщение сигналов из первых двух инстанций. Это — вторая сигнальная система. На её уровне воспринимаются слова и приходящие сюда сигналы заменяются речью. Поэтому в её состав входят лобные доли и 3 анализатора: речедвигательный, речеслуховой и речезрительный. Кроме того, вторая сигнальная система регулирует первую. Её условные связи могут формироваться без раздражителя и отражать не только прошлое и настоящее, но и будущее.
Физиологическая основа мышления — работа коры больших полушарий. Ей характерны процессы, общие для нервной системы, в основном, сочетание доминирующего возбуждения с окружающим его торможением.
Таким образом, можно сделать вывод, что стиль мышления – это способность к обучению, а также способность человека адаптироваться к новой ситуации и окружающей среде, и очень сложна и до конца нет точного определения и понятия, что в нее входит. Но можно сказать, что в структуру входят факторы, которые способствуют анализу каких – либо задач. Также хотел добавить, что существует много тестов по определению стиль мышления, и все они проверяют когнитивные способности человека.
Глава 2. Практическая часть исследовательской работы
2.1 Методическое обеспечение и организация исследования
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:
- Теоретически обосновать понятие «стиль мышления», его структуру и виды его исследования;
- Осуществить подбор психодиагностических методик для определения уровня стиль мышления;
- Провести эмпирическое исследование стиль мышления;
- Выявить характер взаимосвязей показателей стиль мышления 2 методик.
В данном исследовании приняло участие 20 респондентов, имеющих среднее, средне - специальное и высшее образование. Все респонденты старше 18 лет.
Для реализации поставленных задач нами использовались 2 методики:
1. Определение «Типа мышления» (в модификации Г.В. Резапкиной)
2. Опросник «Стили мышления» (Р. Брэмсон, А. Харрисон)
1. Определение «Типа мышления» (в модификации Г.В. Резапкиной). В работе использовался предназначенный для выявления развития диагностика типа мышления испытуемых от 8 до 65 лет. У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет определить тип своего мышления. При анализе результатов теста, каждое выполненное задание испытуемого оценивается в один балл, после чего идет подсчет общего количества верных заданий.
2. Опросник «Стили мышления» (Р. Брэмсон, А. Харрисон) Максимум полезной информации Вы получите в том случае, если будете, как можно точнее сообщать об особенностях Вашего реального мышления, а не о том, как, по-вашему, следовало бы мыслить. Каждый пункт данного опросника состоит их утверждения, за которым следует пять его возможных окончаний. Среди предлагаемых Вам на выбор ответов нет правильных или неправильных. Ваша задача – указать ту степень, в которой каждое окончание применимо к Вам. Напротив, каждого окончания проставьте номера: 5, 4, 3, 2, или 1, указывающие на ту степень, в какой данное окончание применимо к Вам: от 5 (более всего подходит) до 1 (менее всего подходит). Каждый номер (балл) должен быть использован только один раз в группе из пяти окончаний. Всего таких групп в опроснике 18. Даже если два или больше окончаний в одной группе покажутся одинаково применимы к Вам, все-таки постарайтесь их упорядочить, проранжировать. Имейте ввиду, что для каждой группы каждый балл (5, 4, 3, 2 или 1) нельзя использовать более одного раза.
Опросник А. Харрисона, Р. Брэмсона (А.А. Алексеев) представляет собой перечень мыслительных ситуаций, к которым прилагаются пять вариантов мыслительных стратегий. Испытуемый, выбирая стратегии, указывает на применение в мыслительной деятельности следующих стилей: синтетического, идеалистического, прагматического, аналитического и реалистического.
2.2 Результаты исследования и анализ результатов
Статистическая обработка данных проводилась с помощью компьютерной программы Statistica version 10. Для определения силы и направления корреляционной связи использовался метод ранговой корреляции Спирмена. Целью корреляционного анализа стало выявление характера связей между рассматриваемыми методиками и их показателями.
Результаты значимых корреляционных связей между показателями даны в таблице 1. Рассмотрим их взаимосвязи подробнее.
Таблица 1
Величина значимых корреляционных связей между показателями
Опросник «Стили мышления» (Р. Брэмсон, А. Харрисон) |
Определение «Типа мышления» (в модификации Г.В. Резапкиной) |
||||||||||||
Синтетический стиль |
Идеалистический стиль |
Прагматический стиль |
Аналитический стиль |
Реалистический стиль |
Предметно-действенное |
Абстрактно-символическое |
Словесно-логическое |
Наглядно-образное |
Креативность (творческое) |
||||
Синтетический стиль |
|||||||||||||
Идеалистический стиль |
-0.543 |
||||||||||||
Прагматический стиль |
|||||||||||||
Аналитический стиль |
|||||||||||||
Реалистический стиль |
0.458 |
||||||||||||
Предметно-действенное |
|||||||||||||
Абстрактно-символическое |
|||||||||||||
Словесно-логическое |
|||||||||||||
Наглядно-образное |
|||||||||||||
Креативность (творческое) |