Файл: Методики выявления стилей мышления: сравнительный анализ исследовательских подходов.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 285
Скачиваний: 2
Мы видим, что из 25 возможных показателей двух методик, взаимосвязь имеют между собой 2:
- Идеалистический стиль в тесте стиль мышления, которая построена по принципу аналогии между парами фигур. Задача стиль мышления - найти принцип построения отдельной фигуры и найти фрагмент, которого не хватает. Данный стиль мышления коррелирует с показателем Реалистический стиль мышления, которая отвечает за пространственную способность, воображение, знаний геометрических фигур, их понятий и умением оперировать с объектами на плоскости и в пространстве. Результат данной корреляции по Спирмену r = -0.543, связь умеренная, прямая и статистически значима.
- Реалистический стиль коррелирует с показателем Абстрактно-символический тип мышления и результат данной корреляции r = 0.458, связь высокая.
На основании полученных данных, мы приходим к заключению о том, что 2 методики Определение «Типа мышления» (в модификации Г.В. Резапкиной)
Опросник «Стили мышления» (Р. Брэмсон, А. Харрисон) имеют между собой прямую и умеренную взаимосвязь и могут быть взаимозаменяемыми. Также мы можем сказать, что 2 показателей данных методик имеют корреляцию.
Результаты экспериментального исследования помогают сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Между другими связями нет методик корреляционных связей.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что стиль мышления - это способность к обучению, а также способность человека адаптироваться к новой ситуации и окружающей среде. Его структура очень многообразна и нет единого состава, но все авторы сходятся в том, что элементы, входящие в структуру стиль мышления, помогают решать человеку какие – либо задачи. Методик по измерению стиль мышления существует множество, все они проверяют когнитивные способности человека. Данный Опросник «Стили мышления» (Р. Брэмсон, А. Харрисон) относится к так называемым критериально-ориентированным тестам. Это означает, что основанием для оценки степени выраженности любого стиля мышления у конкретного человека служат не статистические "нормы", построенные в результате обследования определенного контингента лиц, а количественные критерии, задаваемые исходя из достаточно ясных теоретических соображений.
Цель данной курсовой работы заключалась в сравнении методик стиль мышления. Мы сравнивали 2 методики Определение «Типа мышления» (в модификации Г.В. Резапкиной) и Опросник «Стили мышления» (Р. Брэмсон, А. Харрисон). Было протестировано 20 человек по данным методикам, после чего был проведен корреляционный анализ, для подтверждения или опровержения гипотезы. Наша гипотеза подтвердилась, результаты данных методик коррелируют между собой, и имеют прямую и умеренную связь. 5 пар показателей данных методик имеют между собой статистически значимую корреляционную связь, 2 из них имеют высокую корреляцию.
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что методики могут быть взаимозаменяемыми. Но структурные показатели методик достаточно разные и требования к их решению в малом количестве коррелируют между собой. Определение «Типа мышления» (в модификации Г.В. Резапкиной) в чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога, такое мышление называют синтетическим.
Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения, ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.
Список использованной литературы
- Бороздина Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО [Текст...] / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 463 c.
- Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения [Текст...] / А. Л. Галин - М., 2016.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст...] / В.Н. Дружинин - СПб, 2015.
- Немов Р.С. Общая психология в 3х тт. том III: психология личности: Учебник и практикум для академического бакалавриата Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том iii: психология личности: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 739 c. / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 739 c.
- Симонов В.П. Эмоциональный мозг [Текст...] / В.Н Симанов - М., Наука, 2016.
- Хьелл Л, Зиглер Д. Теория личности [Текст...]/ Л. Хьелл - СПб, Питер, 2017
- Шадриков В.Д. Способности человека [Текст...] / В.Д. Шадриков – М.: Институт практической психологии, Воронеж: ППО МОДЭК, 2017. – 288 с.
Приложение 1
Тест Опросник «Стили мышления» (Р. Брэмсон, А. Харрисон)
№ |
Синтетический стиль |
Идеалистический стиль |
Прагматический стиль |
Аналитический стиль |
Реалистический стиль |
|||||
"Сырой балл" |
Стены |
"Сырой балл" |
Стены |
"Сырой балл" |
Стены |
"Сырой балл" |
Стены |
"Сырой балл" |
Стены |
|
1 |
52 |
5 |
55 |
6 |
50 |
4 |
71 |
7 |
44 |
5 |
2 |
56 |
5 |
52 |
5 |
52 |
5 |
64 |
6 |
47 |
5 |
3 |
59 |
6 |
52 |
5 |
56 |
5 |
44 |
2 |
59 |
7 |
4 |
66 |
7 |
43 |
3 |
58 |
6 |
55 |
4 |
60 |
7 |
5 |
69 |
8 |
50 |
5 |
44 |
3 |
68 |
7 |
42 |
5 |
6 |
40 |
2 |
66 |
8 |
77 |
9 |
58 |
5 |
33 |
4 |
7 |
51 |
4 |
54 |
6 |
67 |
7 |
70 |
7 |
35 |
4 |
8 |
70 |
8 |
61 |
7 |
43 |
3 |
71 |
7 |
40 |
5 |
9 |
64 |
7 |
50 |
5 |
59 |
6 |
63 |
6 |
42 |
5 |
10 |
66 |
7 |
68 |
9 |
60 |
6 |
72 |
7 |
20 |
2 |
11 |
72 |
8 |
71 |
9 |
55 |
5 |
40 |
1 |
50 |
6 |
12 |
44 |
3 |
50 |
5 |
69 |
8 |
45 |
2 |
71 |
8 |
13 |
40 |
2 |
47 |
4 |
36 |
2 |
72 |
7 |
88 |
10 |
14 |
52 |
5 |
56 |
6 |
67 |
7 |
69 |
7 |
40 |
5 |
15 |
61 |
6 |
45 |
4 |
62 |
6 |
48 |
3 |
56 |
6 |
16 |
59 |
6 |
63 |
8 |
48 |
4 |
58 |
5 |
48 |
5 |
17 |
49 |
4 |
39 |
2 |
66 |
7 |
70 |
7 |
51 |
6 |
18 |
69 |
8 |
47 |
4 |
47 |
4 |
70 |
7 |
44 |
5 |
19 |
58 |
6 |
56 |
6 |
66 |
7 |
68 |
7 |
33 |
4 |
20 |
43 |
3 |
45 |
4 |
60 |
6 |
69 |
7 |
63 |
7 |
Среднее |
57,0 |
|
53,5 |
|
57,1 |
|
62,3 |
|
48,3 |
|
Минимум |
40 |
39 |
36 |
40 |
20 |
|||||
Максимум |
72 |
71 |
77 |
72 |
88 |
|||||
Ст. откл. |
10,71 |
9,39 |
11,40 |
11,05 |
17,45 |
|||||
Мода |
40 |
50 |
77 |
70 |
44 |
|||||
Медиана |
57 |
52 |
58 |
68 |
44 |
Приложение 2
Тест «Типа мышления» (в модификации Г.В. Резапкиной).
№ |
Предметно-действенное |
Абстрактно-символическое |
Словесно-логическое |
Наглядно-образное |
Креативность (творческое) |
|||||
"Сырой балл" |
Стены |
"Сырой балл" |
Стены |
"Сырой балл" |
Стены |
"Сырой балл" |
Стены |
"Сырой балл" |
Стены |
|
1 |
4 |
5 |
3 |
5 |
4 |
3 |
3 |
4 |
2 |
4 |
2 |
6 |
7 |
2 |
4 |
5 |
5 |
3 |
4 |
4 |
6 |
3 |
3 |
4 |
4 |
6 |
6 |
6 |
3 |
4 |
5 |
7 |
4 |
4 |
5 |
3 |
5 |
6 |
6 |
6 |
7 |
3 |
5 |
5 |
5 |
6 |
3 |
5 |
6 |
6 |
6 |
7 |
3 |
5 |
6 |
4 |
5 |
3 |
5 |
4 |
3 |
5 |
6 |
6 |
8 |
7 |
5 |
6 |
4 |
6 |
5 |
5 |
5 |
6 |
4 |
6 |
8 |
2 |
3 |
2 |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
4 |
6 |
9 |
4 |
5 |
5 |
7 |
6 |
6 |
4 |
5 |
3 |
5 |
10 |
5 |
6 |
2 |
4 |
3 |
2 |
6 |
7 |
1 |
3 |
11 |
7 |
9 |
5 |
7 |
6 |
6 |
4 |
5 |
3 |
5 |
12 |
7 |
9 |
6 |
8 |
6 |
6 |
4 |
5 |
3 |
5 |
13 |
6 |
7 |
4 |
6 |
5 |
5 |
6 |
7 |
3 |
5 |
14 |
5 |
6 |
5 |
7 |
7 |
8 |
3 |
4 |
3 |
5 |
15 |
5 |
6 |
6 |
8 |
6 |
6 |
4 |
5 |
3 |
5 |
16 |
2 |
3 |
2 |
4 |
8 |
9 |
7 |
8 |
6 |
8 |
17 |
4 |
5 |
8 |
10 |
5 |
5 |
6 |
7 |
2 |
4 |
18 |
1 |
2 |
5 |
7 |
4 |
3 |
8 |
9 |
1 |
3 |
19 |
5 |
6 |
1 |
3 |
7 |
8 |
2 |
3 |
8 |
10 |
20 |
4 |
5 |
2 |
4 |
5 |
5 |
6 |
7 |
3 |
5 |
Среднее |
4,4 |
|
3,8 |
|
5,4 |
|
4,7 |
|
3,5 |
|
Минимум |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
|||||
Максимум |
7 |
8 |
8 |
8 |
8 |
|||||
Ст. откл. |
1,72 |
1,97 |
1,37 |
1,82 |
1,92 |
|||||
Мода |
4 |
2 |
6 |
6 |
3 |
|||||
Медиана |
4 |
3 |
5,4 |
5 |
3 |
Приложение 3
Величина значимых корреляционных связей между показателями
Опросник «Стили мышления» (Р. Брэмсон, А. Харрисон) |
Определение «Типа мышления» (в модификации Г.В. Резапкиной) |
||||||||||||
Синтетический стиль |
Идеалистический стиль |
Прагматический стиль |
Аналитический стиль |
Реалистический стиль |
Предметно-действенное |
Абстрактно-символическое |
Словесно-логическое |
Наглядно-образное |
Креативность (творческое) |
||||
Синтетический стиль |
|||||||||||||
Идеалистический стиль |
-0.543 |
||||||||||||
Прагматический стиль |
|||||||||||||
Аналитический стиль |
|||||||||||||
Реалистический стиль |
0.458 |
||||||||||||
Предметно-действенное |
|||||||||||||
Абстрактно-символическое |
|||||||||||||
Словесно-логическое |
|||||||||||||
Наглядно-образное |
|||||||||||||
Креативность (творческое) |
Критические значения для N = 20
N |
p |
|
0.05 |
0.01 |
|
20 |
0.45 |
0.57 |
-
Хьелл Л, Зиглер Д. Теория личности [Текст...]/ Л. Хьелл - СПб, Питер, 2017 ↑
-
Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения [Текст...] / А. Л. Галин - М., 2016. ↑
-
ФЛΕΚ Людвиг ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ФАКТА: Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. Составл., предисл., перевод с англ., нем., польского яз., общая ред. Поруса В. Н. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. — 220 с. ↑
-
Будилова Е.А. Развитие теоретических принципов советской психологии и проблема мышления/ Е.А. Будилова: М - Директмедиа паблишинг. - 2008 г. - 914 стр.
-
Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Университет, 2000. - 336 с ↑
-
Немов Р.С. Общая психология в 3х тт. том III: психология личности: Учебник и практикум для академического бакалавриата Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том iii: психология личности: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 739 c. / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 739 c. ↑