Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Разработка бюджетов» (Основные понятия процессного подхода).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты разработки регламента бизнес-процессов
1.1. Основные понятия процессного подхода
1.2. Этапы разработки регламента процесса
2. Разработка регламента выполнения процесса «Разработка бюджетов»
2.1. Характеристика предметной области
2.2. Владелец процесса, выходы и входы, ресурсы процесса
IDEF0 определяет два графических объекта [15]:
1. блок, с помощью которого обозначается некоторая функция (действие);
2. стрелка, с помощью которой указываются информационные или материальные объекты.
Модель IDEF0 представляет собой набор взаимоувязанных диаграмм. Каждая диаграмма является описанием системы или ее отдельных функциональных блоков в рамках некоторого уровня детализации.
Контекстная диаграмма – диаграмма самого верхнего уровня иерархии, дает самое общее представление о системе. На контекстной диаграмме (КД) отображается только один функциональный блок (контекстная функция).
Далее контекстная функция декомпозируется на основные функции системы с помощью отдельной диаграммы. В свою очередь, каждая такая функция может быть разложена на более мелкие и т.д. При построении модели нужно соотнести каждый функциональный блок более низкого уровня с функциональным блоком более высокого уровня.
Следует всегда помнить, что некоторый функциональный блок и диаграмма его декомпозиции суть одно и то же, но рассматриваемое с разной степенью детализации. Отсюда следует, что все стрелки, связанные с рассматриваемым функциональным блоком, должны присутствовать на декомпозирующей его диаграмме (если таковая имеется).
На рисунке 2 изображена контекстная диаграмма бизнес-процесса «Разработка бюджетов».
Рисунок 2. Контекстная диаграмма бизнес-процесса «Разработка бюджетов»
В качестве входных данных для бизнес-процесса выступают следующие документы:
- отчеты о расходах за предыдущие отчетные периоды, необходимы для учета ежемесячных расходов на аренду, закуп материалов, техники и оборудования, а также основных налогов, расходов на заработную плату и других периодических расходований денежных средств компании;
- отчеты о доходах за предыдущие отчетные периоды, необходимы для учета всех возможных поступлений денежных средств на счет компании;
- план производства, с его помощь специалист сможет оценить планируемые расходы на поддержание производства;
- план продаж, с его помощью специалист по планированию сможет оценить планируемые объемы поступления денежных средств;
- стратегия развития и расширения бизнеса нужна для того, чтобы специалист по планированию мог оценить изменения расходов и доходов, связанные с развитием и расширением компании.
Выходными данными (результатом бизнес-процесса) является утвержденный бюджет предприятия на следующий отчетный период.
Исполнителем (владельцем) бизнес-процесса выступает специалист по планированию и директор компании.
Управляющим регламентом является устав предприятия и различные методики прогнозирования финансовых показателей.
2.3. Схемы управления процессов, схемы подпроцессов
Второй этап составления регламента бизнес-процесса – описание подпроцессов, которые составляют рассматриваемую деятельность. В терминах методологии проектирования бизнес-процессов IDEF0 данный этап называется декомпозицией. Диаграмма декомпозиции изображена на рисунке 3.
Рисунок 3. Диаграмма декомпозиции
Бизнес-процесс «Разработка бюджетов» состоит из четырех подпроцессов:
- разработка статей расходов;
- разработка статей доходов;
- подготовка проекта к презентации директору;
- утверждение бюджета у директора.
Первым подпроцессом бизнес-процесса «Разработка бюджетов» выступает разработка статей расходов. Основная задача данного подпроцесса – сформировать конкретный список расходов компании, предстоящих в планируемом периоде. Список расходов формируется в виде таблицы. Все расходы делятся на две большие группы:
- переменные (зависят от объемов продаж товаров компании);
- постоянные (не зависят от объемов продаж).
Для каждой статьи расхода обязательно указание минимально возможного и рекомендованного объема расходов. Входными данными для подпроцеса выступают отчеты о расходах за предыдущие отчетные периоды, план производства и стратегия расширения и развития бизнеса.
Второй подпроцесс – разработка статей дохода. Результатом выполнения данного подпроцесса является перечень статей доходов с ожидаемым объемом поступления по каждой статье дохода. Помимо классических оптовых и розничных продаж продукции компании имеют место также доходы от оплаты за установку дверей (в виде посреднического процента между заказчиком и компанией-исполнителем), а также доходы от инвестирования средств компании в ценные бумаги, драгоценные металлы и т.п.
Третий подпроцесс разработки бюджетов – подготовка проекта бюджета к презентации его директору компании. Основная задача данного подпроцесса – соединить результаты выполнения предыдущих подпроцессов в единый проект. В качестве входных данных для подпроцесса выступают списки статей расходов и доходов, выполненных в табличном виде. Также на данном этапе готовится обоснование для каждой статьи расходов и доходов и их размеров в денежном выражении.
Последний подпроцесс в разработке бюджетов – утверждение бюджета у директора. Если предыдущие подпроцессы целиком выполнялись специалистом по планированию, то исполнителями данного подпроцесса выступают директор и специалист по планированию. Входными данными для подпроцеса выступает проект бюджета, подготовленный на предыдущем этапе, а выходными данными – утвержденный директором бюджет.
Таким образом, выполнение бизнес-процесса «Разработка бюджетов» осуществляется в четыре шага, при чем каждый шаг является обязательным для выполнения. Кроме того, подпроцессы должны выполняться строго в указанной последовательности, т.к. результаты выполнения одного процесса являются входными данными для последующего.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы были изучены теоретические аспекты разработки регламента бизнес-процесса, были выделены основные моменты процессного подхода в бизнесе, а также обозначены основные этапы разработки регламента любого бизнес-процесса.
Затем, в соответствии с выделенными этапами, был разработан регламент выполнения процесса «Разработка бюджетов»: были выделены владелец процесса, входные и выходные данные, а также управляющие документы, в соответствии с которыми должен выполняться бизнес-процесс «Разработка бюджетов». После этого были выделены и описаны схемы подпроцессов исследуемого процесса.
Для более наглядного изображения всех параметров исследуемого бизнес-процесса применялся метод построения IDEF0-диаграмм: были построены контекстная диаграммы и декомпозиционная.
Таким образом цель курсовой работы можно считать достигнутой, задачи выполненными.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Маклаков С. В. Моделирование бизнес-процессов с AllFusion Process Modeler (BPwin 4.1) / С.В. Маклаков. – М. : ДИАЛОГ-МИФИ, 2013. – 340 c.
- Давид Марка, Клемент МакГоуэн. Методология структурного анализа и проектирования. Пер. с англ. М .:2011, 240 с ., ISBN 5-7395-0007-9.
- Р 50.1.028-2001. Методология функционального моделирования. М.: Госстандарт России, 2001.
- Руководство по концепции и использованию процессного подхода для систем менеджмента. Документ ISO/TC 176/SC 2/N 544R3, 15 октября, 2008.
- Методика «Проектирование системы управления», Группа компаний «Современные технологии управления, версия 3.0.1, 2012.
- Голицина О.Л., Партыка Т.Л., Попов И.И. Программное обеспечение: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2013. – 448 с.