Файл: Теория государства и права (раскрытие особенностей и характерных черт).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современной жизни государство имеет очень важное значение для любого общества. Сегодня этот социальный институт влияет на эволюцию всей мировой цивилизации. Но не во все времена он выполнял такую роль. В течение истории человечества его значение было разным. Политико-правовая сущность, особенность государства раскрывается через его форму. Наряду с формой правления и политическим режимом форма государственного устройства является составляющим элементом формы государства. Данная курсовая работа посвящена исследованию сущности, особенностей формы государственного устройства и ее основных видов.

Актуальность темы обусловлена многообразием форм территориально-политической организации, их внутренней составляющей и внешнего взаимодействия, а также приспособленности к современным условиям развития государства. Формы государственного устройства изучаются не только в рамках «Теории государства и права», но и представителями иных наук, таких как правоведение, политология, социология, экономика, философия и др.

Объектом являются теоретические положения о разнообразии территориально-политического устройства государств.

Предметом являются основные формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.

Цель курсовой работы - раскрытие особенностей и характерных черт различных видов форм государственного устройства.

Для достижения данной цели определен следующий круг задач:

1. Рассмотреть понятие и признаки формы государственного устройства.

2. Изучить факторы разнообразия форм государственного устройства.

3. Исследовать характерные особенности основных форм государственного устройства: унитарного государства, федерации и конфедерации.

Теоретическую базу исследования составили научные труды отечественных правоведов-теоретиков таких, как А.В.Безруков, Е.А.Гейн, Ф.И.Долгих, А.М.Зарецкий, А.В.Малько, М.Н.Марченко, Ю.Н.Ненашев, Т.Н.Радько, С.В.Турусин, В.Н.Хропанюк и др.

Структура курсовой работы обусловлена поставленными задачами. Работа включает введение, две главы, заключение и библиографический список. Первая глава посвящена общим вопросам: понятию и признакам формы государственного устройства, а также факторам разнообразия существующих форм государственного устройства. Во второй главе исследованы характерные особенности основных форм государственного устройства.


Глава 1. Понятие, признаки и факторы разнообразия форм государственного устройства

1.1. Понятие и признаки формы государственного устройства

Форма государственного устройства возникла еще в глубокой древности. Однако активно ее стали изучать, начиная с XVII-XVIII веков. Ученые характеризуют формы территориального устройства на различных исторических этапах, начиная от административно-территориальных единиц стран Древнего Востока и заканчивая современными формами государственного устройства, поэтому проблема территориальной организации политической власти является актуальной и в настоящее время.

В современной отечественной правовой литературе понятие формы государственного устройства определяется в одном случае как внутреннее деление, структура, строение государства, разграничение (разделение) его территории на составные части [3, c. 42-46]2. Так, профессор М.Н. Марченко определил данный термин как внутреннее деление государства на составные части – административно-территориальные единицы, автономные, культурные, политические образования или суверенные государства. По его мнению, форма государственного устройства отражает характер соотношения государства в целом и отдельных его частей [11, c. 34-35].

Профессор В.В. Оксамытный полагает, что форма государственного устройства – это внутренняя структура государства, включающая в себя систему и характер взаимосвязей центра и составляющих государственное целое отдельных его частей. Аналогичной точки зрения придерживается и доцент В.А. Толстик, который считает, что форма государственного устройства – это внутренне строение государства, деление его на составные части и их взаимоотношение между собой. В другом случае форма государственного устройства определяется как
способ устройства территории государств. Так, профессор С.А. Комаров полагает, что данный термин означает совокупность способов устройства
государственной власти применительно к территории, внутреннее деление
государства на части и взаимоотношения между этими частями. Примерно аналогичной точки зрения придерживается и профессор В.В Лазарев, который считает, что форма государственного устройства – это политико-территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между центральными и местными властями [9, c. 108-110].


Вместе с формой правления и политическим режимом форма государственного устройства является составляющим элементом формы государства (рис. 1).

Рисунок 1 – Состав формы государства

Форма государственного устройства входит в состав формы государства, наряду с формой правления и политическим режимом. Формой государственного устройства характеризуется множество моментов в организации, внутреннего строения государства (рис. 2).

Рисунок 2 – Сущность формы государственного устройства [17, c. 166].

Среди многообразия форм государственного устройства основными являются унитарная и федеративная, т.е. унитарное государство и федерация. Третья основная форма – конфедерация (рис. 3).

Рисунок 3 – Основные формы государственного устройства

На современной политической карте мира конфедерации фактически не встречаются. К тому же новой формой территориального устройства является регионалистское государство – это такое государство, в котором автономные образования обладают правом принимать свое законодательство.

Таким образом, форма государственного устройства представляет собой способ территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами. Основными формами государственного устройства являются унитарное государство, федерация и конфедерация. Последний вид в современном мире фактически не встречается, но в силу исторически значимой заслуживает внимания исследователей.

1.2. Факторы разнообразия форм государственного устройства

На форму государственного устройства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др. Ключевые причины разнообразия форм государственного устройства:

- историческая традиция становления и развития национальной государственности;

- национальный состав населения страны;


- избрание той или иной государственной формы в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости;

- территориальные размеры государства (рис. 4).

Рисунок 4 - Ключевые причины разнообразия форм государственного устройства

Принятие такими странами, как Аргентина, Мексика, США, ФРГ федеративной формы государственного устройства объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными аспектами.

Национальный состав населения страны обусловил установление федерации в таких многонациональных государствах, как, например, Индия [7, c. 59-61].

Таким образом, форма государственного устройства представляет собой способ территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами. На форму государственного устройства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др. Основными формами государственного устройства являются унитарное государство, федерация и конфедерация. Последний вид в современном мире фактически не встречается, но в силу исторически значимой заслуживает внимания исследователей.

Глава 2. Характеристика основных форм государственного устройства

2.1. Унитарное государство

Государственное устройство может быть простым и сложным.

Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное (от лат. «унус» - один) государство - это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.

Подавляющее большинство стран мира (около 85%) избрало унитарную форму своего политико-территориального устройства. Это - Китай и Япония, Великобритания и Франция, Италия и Испания, Египет и Марокко, Польша и Венгрия, Украина и Беларусь, Греция и Норвегия, Финляндия и Швеция и др. [21, c. 74]


В большинстве из них ни в официальном наименовании страны, ни в основах ее конституционного строя унитарная форма обычно не указывается, а во многих конституциях таких государств нет специальных статей и разделов, посвященных данным вопросам.

В научной литературе унитарная форма рассматривается как нормальная, наиболее распространенная и естественная форма государственной организации. Для наиболее эффективной реализации основной функции государства - управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной [9, c. 101].

В юридической литературе четко определено понятие унитарного государства. Понятие «унитарное государство» происходит от латинского слова «unus», «unitas» - один, единство. Унитарное государство - это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти, и признаками государственного суверенитета не обладают.

В унитарном государстве высока степень централизованного руководства и регулирования жизни государства в целом и многих
хозяйственных, социальных и иных процессов в частности, хотя у органов административно-территориальных единиц государства в местных делах степень самостоятельности может быть вполне достаточной.

Следует отметить, что в унитарном государстве не исключено вмешательство центра в жизнь отдельных территорий. Органы административно-территориальных единиц хоть и имеют возможности обращения в центральные государственные органы, их влияние на решение вопросов в центре гораздо скромнее, чем в федеративном государстве, и выражается, как правило, в просьбах и ходатайствах, далеко не всегда юридически обязательных для центральных органов [17, c. 120-123].

Унитарному государственному устройству присущ ряд признаков, характеризующих его с различных аспектов. Характерные черты унитарной формы государственного устройства представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 - Характерные черты унитарной формы государственного устройства [11, c. 29].

Унитарные государства допускают внутри себя национально-территориальную и законодательную (административно-территориальной единице предоставляется право законодательствовать) автономию.

По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным, децентрализованным и смешанным. Для централизованного характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью.