Файл: Теория государства и права (раскрытие особенностей и характерных черт).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, при унитарной форме государственного устройства все внутригосударственные решения и внешняя сфера деятельности отнесены к ведению единой власти. Она является наиболее распространенной формой государственного устройства в современном мире.

2.2. Федеративное государство

Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.

Специфической переходной формой от унитарного государства к федеративному некоторые учёные-юристы считают регионалистское государство. Отсутствует единство в представлениях о регионалистских государствах, или государствах автономий. Обычно таковыми называют нефедеративные государства, целиком состоящие из автономных территориальных образований (в настоящее время к их числу относятся Испания, Италия, Папуа-Новая Гвинея). Однако некоторые специалисты распространяют данную категорию на любые «превращающиеся в федерации» государства [24, c. 56-57].

Наиболее распространенной формой сложного государственного устройства является федерация, которая представляет собой союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований.

Федеративное государство (федерация) - форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федерацию можно определить как конституционную систему, которая является примером разделения полномочий между центральными и региональными правительствами. Основываясь на этом определении федерации и учитывая всю его неоднородность в различных странах, выделяют наиболее общие черты, характерные для большинства из них (рис. 6).

Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу).

В зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на территориальные (союзное государство); национальные (союз государств); территориально-национальные. Рассмотрим признаки каждой из них.


Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации:

•- центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Конституционные нормы устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации [16, c. 92];

- субъекты федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях;

- конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза [22, c. 19];

- управление вооруженными силами осуществляется союзными государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.

Рисунок 6 – Характерные черты федеративной формы государственного устройства [6, 15, 17].

Национальная федерация характеризуется более сложным государственным устройством вследствие многонационального состава ее населения. Можно выделить следующие основные признаки большинства разновидностей национальной федерации:

  • субъекты федерации - национально-государственные образования, отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой [23, c. 25];
  • национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов, пользующихся одинаковыми правами, независимо от размера территории и численности населения;
  • все субъекты современной национальной федерации обладают признаками государственного суверенитета и не теряют своего права устанавливать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать договоры [4, c. 30];
  • высшие государственные органы формируются из представителей субъектов федерации для того, чтобы обсуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их;
  • в основе национальной федерации лежит право наций на самоопределение.

Территориально-национальная федерация. Существуют государственные устройства, где органически сочетаются признаки и
территориальной, и национальной федерации. Специфика такого государства состоит в необходимости не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и территориальных.


Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и обычно не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии)1. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств.

Таким образом, федеративная форма государственного устройства предполагает определенную самостоятельность внутригосударственных национальных образований, субъектов, которые входят в единый состав страны и наделены признаками государственности.

2.3. Конфедерация

Конфедерация - это «государственный союз государств». То есть при всей ее неустойчивости, конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза.

Конфедерация - это союз государств, который создается для определенных тактических или стратегических целей, при этом сохраняется суверенитет членов этого союза. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией.

Самым ярким примером существования конфедерации принято считать Швейцарию. Такое государственное устройство она приобрела после того, как 1 августа 1291 года три швейцарских кантона подписали «Союзное письмо». Однако уже в середине XIX века процесс федерализации Швейцарии набрал большие обороты. Примером этого может служить подавление попытки сецессии семи кантонов в 1847 году [10, c. 29].

Швейцария, несмотря на своё официальное название — Швейцарская Конфедерация — в настоящее время представляет собой классическую федерацию.

Фактической конфедерацией является Союз Босния и Герцеговина, хотя по законодательству этот союз — мягкая федерация. Мягкой, «рыхлой» конфедерацией считают Европейский союз, хотя законодательно это не закреплено.

Характерные черты конфедерации представлены на рисунке 7.

Рисунок 7 - Характерные черты конфедерации

При распаде СССР осенью 1991 года предлагалось создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), который в первоначальном варианте (до ГКЧП) создавался как мягкая федерация. Существующее Содружество Независимых Государств (СНГ) является не конфедерацией, а международной (межгосударственной) организацией1.


Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория, Сенегамбия, Союз Африканских Государств. На сегодняшний день ни одно государство нельзя назвать строго конфедеративным. При этом «конфедеративная» мысль развивается достаточно активно. Развитие признаков конфедерации происходит не в результате процессов децентрализации внутри больших государств, а в результате объединения стран.

Таким образом, при унитарной форме государственного устройства все внутригосударственные решения и внешняя сфера деятельности отнесены к ведению единой власти. Федеративная форма государственного устройства предполагает определенную самостоятельность внутригосударственных национальных образований, субъектов, которые входят в единый состав страны. Многие ученые склонны к тому, что конфедерация не является государством, а представляет собой союз независимых стран, сформированный для достижения определенных целей – совместному экономическому развитию, обороне и пр. Поэтому конфедерацию сейчас уже не рассматривают как внутреннюю форму государственного устройства. Современная Россия является федеративной республикой. На пути формирования правового государства такое устройство стало важным достижением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исторического развития в каждой стране могут меняться составные элементы государственной формы, одним из которых является форма государственного устройства. Несмотря на стабильность формы государственного устройства, на нее могут оказывать влияние различные революционные события.

В результате проведенного исследования в рамках данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1. Форма государственного устройства представляет собой способ территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

2. На форму государственного устройства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.

3. Современные темпы развития общества как нельзя лучше показывают стабильность государственных форм.

4. Основными формами государственного устройства являются унитарное государство, федерация и конфедерация. Последний вид в современном мире фактически не встречается, но в силу исторически значимой заслуживает внимания исследователей.


5. При унитарной форме государственного устройства все внутригосударственные решения и внешняя сфера деятельности отнесены к ведению единой власти. Федеративная форма государственного устройства предполагает определенную самостоятельность внутригосударственных национальных образований, субъектов, которые входят в единый состав страны. Многие ученые склонны к тому, что конфедерация не является государством, а представляет собой союз независимых стран, сформированный для достижения определенных целей – совместному экономическому развитию, обороне и пр. Поэтому конфедерацию сейчас уже не рассматривают как внутреннюю форму государственного устройства.

Современная Россия является федеративной республикой. На пути формирования правового государства такое устройство стало важным достижением. Однако, в настоящее время перед нашей страной стоят множественные социальные проблемы в экономической, культурной, политической областях. Сегодня как наука теория государства и права способна глубоко и обоснованно рассматривать государственное устройство как одну из ключевых характеристик внутренней организации страны, четко классифицировать виды форм государственного устройства и делать прогнозы их последующей эволюции. В дальнейшем могут появляться абсолютно новые формы государственного устройства, что обуславливает особую перспективность и необходимость более глубокого и качественного исследования изучаемой темы.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Безруков А.В. Государственная и муниципальная власть в системе единой публичной власти России // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 6. - С. 23 -28.
  2. Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р. «Белая» Россия: проблема выбора формы территориального устройства // Актуальные проблемы экономики и права . – 2014 . - №2 (30). – С. 170 – 175.
  3. Гейн Е.А. Правовое регулирование политико-территориальной организации государственной власти: опыт России и зарубежных государств //Вестник Тюменского государственного университета.- 2014. - № 2. - С. 42-46.
  4. Гороховатский С.М. Исторический аспект и перспективы изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 1. - С. 30 - 33.
  5. Евсеенко Т.П. Конфедерация как устойчивая форма государственного устройства // Марийский юридический вестник. - 2009. - №7.- с. 39 - 43.
  6. Жидких В.А. Федерализм как форма государственного устройства // Власть. - 2013. - №7. - С.23 - 26.
  7. Зарецкий А.М., Долгих Ф.И. Теория государства и права. Учебник. – М.: Университет, 2018. – 240 с.
  8. Малько А.В., Саломатин А.Ю. Теория государства и права. Учебное пособие. Второе издание. М,: ИНФРА-М, 2013.
  9. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - Учебник. Юристъ. -2014.
  10. Мартышкин С.Л. Конфедерации в истории государственного управления // Основы экономики, управления и права. - 2013. - № 6 (12).- с. 29 -32.
  11. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Теория государства и права. Схемы с комментариями. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2019. – 200 с.
  12. Медоев Е.О. Формы современного Российского государства // Экономико - юридический журнал. - 2014. - №4. - С. 59 - 63.
  13. Морозова А.С., Карасев А.Т. Проблемы совершенствования федеративных отношений в России: закономерности и отклонения // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 10. - С. 27 - 31.
  14. Нежинская К.С. Особенности нормативно-правового регулирования демографической политики в государстве с федеративной формой государственного устройства // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2012. - №17. - С.303 - 306.
  15. Ненашев Ю. Н. Форма государственного устройства в правовом учении Ф.И. Карпова о государстве // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена . - 2007.- № 37 . – С. 143 - 147.
  16. Олесов А.А. Государственный суверенитет в федеративном государстве // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - №8 (149). - С. 91 - 94.
  17. Радько Т.Н., Морозова Л.А., Лазарев В.В. Теория государства и права. Учебник. – М.: Проспект, 2019. – 576 с.
  18. Раньжина И.В. Механизм федерализации государств унитарной формы государственного устройства // Общество: политика, экономика, право.- 2013. -№4. - с. 44 - 49.
  19. Саленко А.В. Конституционные основы германского федерализма // Сравнительное конституционное обозрение. - 2015. - № 6. - С. 71 - 79.
  20. Степанова А.А. Еще раз о федеративном устройстве России // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 7. - С. 20 - 24.
  21. Турусин С.В. Унитарный федерализм: сущность и исторические формы // Вестник Самарского государственного университета. - 2013.- № 7 (108). - С. 74-79.
  22. Турусин С. В., Шевченко Е. Б. Федерация и федерализм: сходство терминов и различие содержания //Основы экономики, управления и права.-2013. - №3. - С. 17 - 20.
  23. Тухватуллин Т.А. Предметы ведения субъектов Российской Федерации: проблемы идентификации и правового регулирования (конституционно-правовое исследование) // Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 1. - С. 43 - 49.
  24. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Омега-Л, 2019. – 324 с.
  25. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 3-е изд., пере-раб. и доп. М.: Юристъ, 2002. - 622 с.
  26. Черепанов В.А. Теория российского федерализма: Учеб. пособие. М.: МЗ-ПРЕСС, 2005. - 320 с.