Файл: Влияние процесса коммуникаций на эффективность управления организацией.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 407
Скачиваний: 15
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие и сущность организационных коммуникаций
Глава 2. Анализ коммуникационного процесса управления в зао «Форд Мотор Компани»
2.1. Система управления компанией
2.2. Оценка эффективности коммуникаций в отделе внутренней логистики
2.3. Разработка мероприятий по усовершенствованию системы организационных коммуникаций
В традиционной административно-организационной теории управления проблема заключалась в выборе определенного набора количественных экономических показателей, наиболее полно характеризующих эффективность производственной организации в целом [5]. Здесь эффективность определялась как степень достижения поставленных целей (см. рис.1.).
Рисунок 1-Роль коммуникаций на разных стадиях управленческого цикла
Согласно такому с таким способом, мера эффективности состоит в сравнении результата деятельности с определенным некоей нормой, произведенной на базе исследования прошлых прогнозных данных, результатов.
Рисунок 2 -Концепция эффективности менеджмента
Как правило, оценивая эффективность управления, на первый план ставятся вопросы соотношения как количественных, так и качественных показателей, измерения достаточно трудно поддающихся или же вообще не поддающихся квантификации или сведению к количественным показателям величин, описывающим состояние управляющей системы
Ключевым моментом выступают вопросы в отношении придания количественной определенности критериям, что являются неизмеримыми, качественными, однако, но при этом есть необходимость учитывать факторы, поддающиеся измерению именно с количественной стороны (например, материальные и стоимостные) и не поддающиеся ему (отношения, позиции, моральное состояние, коммуникации, информационное обеспечение, оценка выполнения программ, удовлетворение потребителей и т.д.). Безусловно, 2 группа показателей имеет характер субъективный, а наряду с этим, достаточно трудно поддается количественному выражении, а, значит, и измерению.
Так, в целях реализации эффективного менеджмента существует механизм управления предприятия, который представлен на рисунке 3 [1].
Механизм управления представляет собой совокупность действий и методов воздействия на деятельность людей в целях побуждения их к достижению организационных целей, то есть в целях их мотивации. Понятие «механизм менеджмента» отражает рычаги или средства воздействия, каковыми являются интересы, и ценности человека.
В механизме управления - коммуникации выступают в качестве средства, инструмента процесса управления, обеспечивая, во-первых, информационные взаимодействия в управлении и удовлетворение информационных потребностей, во-вторых - процесс принятия и реализации решений [1].
Рисунок 3-Механизм менеджмента
Реализация процесса управления, в том числе стратегического, невозможна без непрерывного получения и передачи информации.
Коммуникационный механизм — это целенаправленный процесс решения коммуникационных задач на основе совокупности коммуникационных ресурсов, правил, норм формирования и развития коммуникационных процессов- предприятия. К ресурсам, задействованным в процессе развития коммуникаций, относятся как технические ресурсы (средства и каналы коммуникации),так и человеческие (коммуникативная компетентность, владение техническими- приемами и навыками коммуникации) [12.C.29]. Кроме того, важное значение имеет временной ресурс, что связано с динамичным характером изменения коммуникационных потребностей предприятия.
Развитие коммуникаций предприятия связано с разработкой коммуникационной стратегии, направленной на устранение разрыва между коммуникационными потребностями предприятия и сложившимся уровнем развития коммуникаций предприятия. Развитие коммуникаций способствует расширению коммуникационных возможностей предприятия и разработке новых решений, позволяющих своевременно реагировать на изменение коммуникационных потребностей, вызванное меняющимися условиями внешней и внутренней среды [2.C.55].
Коммуникационный механизм позволяет оказывать целенаправленные- управленческие воздействия на коммуникации предприятия [29]. Организационными формами реализации коммуникационного механизма выступают коммуникационные программы и мероприятия. Коммуникационные программы - это совокупность мероприятий, имеющих определенные сроки, исполнителей, состав используемых ресурсов. В процессе их реализации происходит потребление ресурсов, в том числе финансовых, что требует составления бюджета и определения эффективности. Именно на уровне коммуникационных мероприятий происходит пересечение коммуникационных процессов с основными подсистемами предприятия (маркетинговой, социальной, технологической).
Коммуникационные программы и мероприятия направлены на достижение целей, которые определяются в результате анализа коммуникаций предприятия. В их реализации участвуют подразделения и должностные[26]лица, ответственные за достижение результата в определенном виде коммуникационных взаимодействий. За счет реализации коммуникационных программ и мероприятий выбранные элементы организационных коммуникаций усиливаются и превращаются в конкурентные преимущества.
Многочисленные исследования свидетельствуют о наличии связи между уровнем информационной поддержкой и эффективностью предприятия (рисунок 4).
Информационная составляющая обеспечивает удовлетворение потребностей руководителей в информации, а социально-психологическая формирует психологическую оболочку системы управления, коммуникационный климат, в котором работает управленческая команда и от которого зависит эффективность управления [10].
Рисунок 4- Факторы, влияющие на эффективность менеджмента
Коммуникации оказывают воздействие на уровень доверия к руководству, мотивацию и удовлетворенность персонала, на качество решений и исполнения, поэтому возникает необходимость управления коммуникационными процессами предприятия [14]. Представим в таблице 1.3 влияние коммуникаций на эффективность предприятия.
Для оптимизации коммуникационных процессов предприятия необходимо определить характер влияния различных видов коммуникационных взаимодействий на эффективность управления с тем, чтобы принимать обоснованные и целенаправленные решения в коммуникационной сфере (рисунок 5).
Рисунок 5- Факторы, влияющие на эффективность менеджмента[15]
Таким образом, несмотря на то, что двойственная природа организационных коммуникаций в значительной мере осложняет процесс управления (особенно процедуры планирования и оценки), делая последствия решений слабо предсказуемыми, организационные коммуникации требуют пристального внимания, поскольку способствует развитию предприятия и повышению эффективности функционирования.
В процесс управления входят четыре элемента: информация, управленческие решения, коммуникации и технология процесса управления[19].
Коммуникации называют связующим процессом пяти основных функций управления, выступающим основным средством обеспечения целостности и функционирования организации. Коммуникации - основа для контроля и координации в организациях, они также обеспечивают информацией, необходимой для эффективной реализации миссии организации, реализуют социальную, мотивационную информационную и регулирующую функции, которые в совокупности позволяют осуществлять интеграцию и координацию деятельности предприятия [29]. Развитие коммуникаций предприятия связано с разработкой коммуникационной стратегии, направленной на устранение разрыва между коммуникационными потребностями предприятия и сложившимся уровнем развития коммуникаций предприятия. Их развитие способствует расширению коммуникационных возможностей предприятия и разработке новых решений, позволяющих своевременно реагировать на изменение коммуникационных потребностей, вызванное меняющимися условиями внешней и внутренней среды. Коммуникационный механизм позволяет оказывать целенаправленные управленческие воздействия на коммуникации предприятия [12.C.29].
Выводы:
Организационными формами реализации коммуникационного механизма выступают коммуникационные программы и мероприятия. Коммуникационные программы - это совокупность мероприятий, имеющих определенные сроки, исполнителей, состав используемых ресурсов. В процессе их реализации происходит потребление ресурсов, в том числе финансовых, что требует составления бюджета и определения эффективности. Именно на уровне коммуникационных мероприятий происходит пересечение коммуникационных процессов с основными подсистемами предприятия (маркетинговой, социальной, технологической).
Глава 2. Анализ коммуникационного процесса управления в зао «Форд Мотор Компани»
2.1. Система управления компанией
Производственная система Форд (FPS) была создана для повышения эффективности наших производственных предприятий посредством глобальной стандартизации. FPS подразумевает: Получение результатов, определение и устранение потерь, содействие стабильности и дисциплине путем стандартизации и внесения изменений, содействие постоянному улучшению и воспроизведение лучших подходов, установка четких ролей и ожиданий . . . всё это в рамках организационной структуры, которая поддерживает способных и заинтересованных в деле людей разных культур.
Производственная система Форд (FPS) представляет собой Производственный стратегический подход, который включает правильный подход руководства, операционные системы и ключевые объединяющие процессы, поддерживаемые скоординированной и эффективной организацией для достижения «лучших в мире» результатов.
На рисунке 6 показана визуализация производственного процесса в компании ЗАО «Форд Мотор Компани».
Рисунок 6- визуализация производственного процесса в компании ЗАО «Форд Мотор Компани»
В компании ЗАО «Форд Мотор Компани» введен Глобальный Стандарт Производственной Системы Форд.
Рисунок 7 - Стандарты производственной системы компании Видение:
Производственная Организация состоит из способных людей, которые сосредоточены на операционном совершенстве и направлены на оказания содействия целей и задач, чтобы постоянно достигать результатов "Лучший в мире".
Организация структурирована таким образом, что позволяет выполнить работу по улучшению бизнеса в отношении ключевых задач в рамках управления отдельных лиц/организации. Команды в рамках организации являются самоуправляемыми, применяют стандартные процессы и методы для достижения целей и создания структурированных улучшений.
Инструменты и методы:
Передовая линия производства (выбор Бригадира, Бригадиры не отнесены к циклической работе, Начальник Участка как представитель культурных изменений, Начальник смены как Лидер преобразования).
- Стандарт организации Бригады и фокус на Бригаде (Production Work Teams - Maintenance Work Teams - Manufacturing Work Groups).
- Сотрудники с фиксированным окладом (Названия позиций, Численность персонала, Организационная структура, профили позиций).
Участники.
Все уровни Организации.
На рисунке 8 представлена общепринятая Выровненная Организационная Структура.
Рисунок 8 - Выровненная Организационная Структура
2.2. Оценка эффективности коммуникаций в отделе внутренней логистики
Отдел внутренней логистики осуществляет:
- приемку и разгрузку комплектующих на емкости адресной складской системы завода;
- учет в реальном времени посредством электронного сканирования и ввода в информационные системы количества сборочных комплектующих хранимых внутри завода;
- обеспечение доставки комплектующих синхронно с заявками сборочного конвейера в требуемую точку установки и монтажа (Point of fit);
- производство непрерывной циклической инвентаризации складских запасов посредством физического пересчета;
- верификация номенклатуры и количество заказываемых и хранимых деталей на соответствие комплектации собираемых автомобилей на предстоящие 2 недели (2 недели - плечо доставки).
Оценка системы управления может служить инструментом, способным помочь руководителю достичь целей, стоящих перед подразделением и организацией. Система - это организованное сложное целое, или совокупность элементов, образующих единое целое.