Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты управления рисками
1.1 Разработка системы управления рисками на предприятии
1.2 Оценка инвестиционного риска проекта
Глава 2 Организационно-экономическая характеристика ООО «Йорис Иде»
2.1 Организационная характеристика ООО «Йорис Иде»
2.2 Экономическая характеристика ООО "Йорис Иде"
Глава 3. Оценка и управление рисками в проекте ООО «Йорис Иде»
3.2 Анализ рисков в управлении проектом
3.3 Разработка мер по уменьшению рисков проекта
В 2011 году компания решила освоить и российский рынок, и уже в 2013 смогла преуспеть в этом: она завоевала лидерские позиции в сфере производства сэндвич панелей. Производство было открыто в промышленной зоне г. Гатчина. Изначально производство было устроено лишь для производства сэндвич панелей и холоднокатанных оцинкованных профилей формы Z. В 2012 году было открыто представительство компании в Москве, в 2013 - 2018 - во всех остальных федеральных округах РФ, Беларуси, Казахстане.
В 2018 году на фабрике в Гатчине был открыт новый цех по производству оцинкованных профилей различной конфигурации мощностью 1500 тонн в месяц. Основная производственная линия куплена у компании СТАМ (Италия). Это дало толчок для последующего обширного захвата российского рынка в области быстровозводимых здания (БВЗ).
После запуска этого производства и увеличения производства сэндвич панелей до 60 000 квадратных метров в месяц фабрика вышла на уровень производства полмиллиона метров квадратных быстровозводимых зданий в год.
С 2014 года Йорис Иде работает в России. Организационная структура компании представлена на рисунке 5.
Рисунок 5- Организационная структура Йорис Иде
2.2 Экономическая характеристика ООО "Йорис Иде"
Для понимания экономической атмосферы компании был проведен анализ финансового состояния ООО "Йорис Иде" за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 г. на основе предоставленной бухгалтерской отчетности организации за 1 год. Структура бухгалтерского баланса представлена в таблице 3.
Таблица 3
Структура имущества и источники его формирования
Показатель |
Значение показателя |
Изменение за зируемый пе |
шали- риод |
|||
в тыс. руб. |
в % к валюте баланса |
Тыс. руб. |
± % |
|||
31.12. 2018 |
31.12. 2019 |
на начало анализируемого периода (31.12.2018) |
на конец анализируемого периода (31.12.2019) |
|||
Актив |
||||||
1. Внеоборотные активы |
137 224 |
152 941 |
27,3 |
23,6 |
+15 717 |
+11,5 |
в том числе: |
||||||
основные средства |
132 902 |
118 463 |
26,4 |
18,3 |
-14 439 |
-10,9 |
нематериальные активы |
0 |
2 745 |
- |
0,4 |
+2 745 |
- |
2. Оборотные, всего |
365 493 |
493 840 |
72,7 |
76,4 |
+128347 |
+35,1 |
в том числе: |
||||||
запасы |
196 372 |
230 241 |
39,1 |
35,6 |
+33 869 |
+17,2 |
дебиторская задолженность |
152 648 |
166 489 |
30,4 |
25,7 |
+13 841 |
+9,1 |
денежные средства и краткосрочные финансовые вложения |
16 231 |
97 109 |
3,2 |
15 |
+80 878 |
+6 |
Валюта баланса |
502 717 |
646 781 |
100 |
100 |
+144 064 |
+28,7 |
Пассив |
||||||
1. Собственный капитал |
-384 641 |
-915 195 |
-76,5 |
-141,5 |
-530 554 |
4 |
2. Долгосрочные обязательства, всего |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
в том числе: |
||||||
заемные средства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3. Краткосрочные обязательства*, всего |
887 358 |
1 561 976 |
176,5 |
241,5 |
+674618 |
+76 |
в том числе: заемные средства |
735 197 |
1 139 967 |
146,2 |
176,3 |
+404 770 |
+55,1 |
Валюта баланса |
502 717 |
646 781 |
100 |
100 |
+144 064 |
+28,7 |
Из таблицы 5, части актива, можно увидеть, что на 31.12.2019 доля внеоборотных средств значительно меньше текущих активов. Активы организации в течение анализируемого периода увеличились на 144 064 тыс. руб. (на 28,7%).
С помощью проведенного распределения статей бухгалтерского баланса в таблице 5, можно сказать, что рост активов обусловлен ростом следующих позиций:
- денежные средства и денежные эквиваленты - 80 878 тыс. руб. (50,9%);
- запасы - 33 869 тыс. руб. (21,3%);
- прочие внеоборотные активы - 27 411 тыс. руб. (17,3%);
- дебиторская задолженность - 13 841 тыс. руб. (8,7%).
В то же время, в части пассива можно наблюдать прирост по следующим позициям:
- краткосрочные заемные средства - 404 770 тыс. руб. (60%);
- кредиторская задолженность - 267 639 тыс. руб. (39,7%).
Стоит обратить внимание и на отрицательно изменяющиеся
статьи баланса, к которым относятся "основные средства" в активе и "нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" в пассиве (-14 439 тыс. руб. и -530 555 тыс. руб. соответственно).
Собственный капитал организации за весь рассматриваемый период снизился с -384 641,0 тыс. руб. до -915 195,0 тыс. руб. (-530 554,0 тыс. руб.).
Последующим шагом будет оценка стоимости чистых активов организации, результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Оценка стоимости чистых активов организации
Показатель |
Значение показателя |
Изменение |
||||
в тыс. руб. |
в % к валюте баланса |
тыс. руб. |
± % |
|||
31.12.2018 |
31.12.2019 |
на начало анализируемого периода (31.12.2018) |
на конец анализируемого периода (31.12.2019) |
|||
1. Чистые активы |
-384 641 |
-915 195 |
-76,5 |
-141,5 |
-530 554 |
4 |
2. Уставный капитал |
10 |
10 |
<0,1 |
<0,1 |
- |
- |
3. Превышение чистых активов над уставным капиталом |
-384 651 |
-915 205 |
-76,5 |
-141,5 |
-530 554 |
4 |
Стоит упомянуть, что на 31.12.16 чистые активы организации меньше уставного капитала, что характеризует финансовое положение компании с отрицательной стороны.
Глава 3. Оценка и управление рисками в проекте ООО «Йорис Иде»
3.1 Описание проекта
Как любая организация, заботящаяся о своем процветании, ООО «Йорис Иде» регулярно проводит необходимые мероприятия для улучшения собственного производства и для повышения качества производимой продукции. Анализ компании показал, что на проекты компании существенно влияют факторы риска. Влияние рисков сказывается на реализации проектов: финансовой составляющей, производственной, сбытовой возможности, способности отвечать по своим обязательствам и другие аспекты. Из всего вышеперечисленного видна актуальность наличия на этом предприятии эффективной системы управления инвестиционными рисками. Мы предлагаем рассмотреть вариант применения системы, описанной в предыдущей главе, на одном из инвестиционных проектов.
Суть проекта: замена оборудования для производства сэндвич- панелей.
Устанавливаемая продукция: Производственная линия PRL-6- SA. Сфера применения - производство сэндвич панелей с наполнителем из вспененного полистирола (EPS) или минеральной ваты.
Скорость производственной линии 0-6 м/мин. (регулируемая)
Общая мощность 80 кВт
Габаритные размеры 60х12х6,5 м
Транспортировочные габариты - 6 контейнеров (40” HQ)
Вес 45 тонн
Необходимые условия в помещении для установки:
- Размеры помещения для монтажа линии 60 х 14 х 6,5 м
- Подготовка фундамента в соответствии с чертежами производителя
- Наличие источника электропитания 380V, 50Hz
- Наличие крановой установки грузоподъемностью до 5 тонн
- Наличие источника сжатого воздуха (компрессора) производительностью 0,4-0,6м3/мин и давлением 0,7 МПа.
- В случае производства сэндвич панелей с наполнителем из минеральной ваты, помещение должно быть оснащено системой пылеулавливания и вентиляции в соответствии действующими правилами и нормами.
Также будет установлено дополнительное оборудование:
1. Оборудование для упаковки сэндвич панелей YMLP-1100
Процесс работы: панели укладываются на транспортировочную
ленту для дальнейшего перемещения к устройству, после чего пачка проходит через узел упаковки, где обматывается пленкой с четырех сторон.
- Размер пачки: длина 3000-12000 мм, ширина 1250 мм, высота 1100 мм
- Упаковочный материал - полиэтиленовая пленка шириной 500мм (каждая катушка не более 15 кг, 1500м, внутренний диаметр 76 мм)
- Возможность автоматически увеличивать время упаковки в начале и в конце пачки.
- Автоматическая подача пленки
- Автоматическое заполнение прокладок из вспененного полистирола (EPS), размер прокладок 900-1200 х 200мм х 100мм
- Скорость 0-5 м/мин (регулируемая)
- Диаметр цилиндра - 1 828 мм
- Шаг наложения пленки 0-300мм (регулируется)
- Предварительное растягивание пленки не менее 150%
- Управление устройством PLC (Мицубиси, Япония) с сенсорным экраном (низковольтный Schneider/Omron)
- Бесперебойный источник питания системы упаковочной пленки
- Высота рабочей поверхности 700мм
- Габаритные размеры установки 26м х 2,7м х 2,6м
- Вес 5 тонн
2. Оборудование нарезки ламелей минеральной ваты
Процесс работы: панели укладываются на транспортировочную
ленту для дальнейшего перемещения к устройству упаковки, после чего пачка проходит через узел упаковки, где обматывается пленкой с четырех сторон.
- Общая мощность около 10 КВт
- Устройство может нарезать плиты из минеральной ваты размерами 1200 х 1200 мм и толщиной 50-100 мм
- Плотность минеральной ваты должна быть 100-150 кг/м3. Размеры 4366 х 1600 х 1575 мм Высота рабочего стола 800 мм
- Установка может нарезать плиты из минеральной ваты на ламели по ширине 50, 100, 150 и 200 мм
- Установка оснащена циркулярной пилой 0355 со скоростью вращения 1230 об./мин.
- Подача минеральной ваты посредствам роликовых транспортеров со скоростью 2,5 м/мин.
- Высота подъема и опускания прижима может быть отрегулирована в зависимости от толщины минеральной ваты
Примерный план проекта:
1. Поиск поставщика оборудования.
2. Согласование цены.
3. Заключение контракта на покупку.
4. Поставка оборудования.
5. Обучение персонала или привлечение иностранных коллег.
6. Пуско-наладочные работы.
Примерный бюджет проекта: представлен в таблице 5.
Таблица 5
примерный бюджет проекта
Наименование оборудова- ния/операции |
Стоимость |
Производственная линия |
125 000 евро |
Оборудование для упаковки сэндвич панелей YMLP-1100 |
55 000 евро |
Оборудование для нарезки ламелей минеральной ваты |
24 000 евро |
Транспортировка |
8 000 евро |
Оплата рабочей силы |
4 000 евро |
Затраты на пуско-наладочные работы |
12 500 евро |
После того, как основные детали проекта ясны начинается непосредственная работа со стороны риск-менеджера. Т.к. представляемая компания не является крупной, то более логичным будет создание проектной группы на время реализации. Соответственно вопросами риска будет заниматься лидер проекта. В представляемом случае предлагается создать проектную группу состоящую из следующих лиц: финансовый контролер, коммерческий директор по сектору панелей, менеджер по качеству, технический директор и представитель с производства сэндвич-панелей. Очевидно, что вопросом управления рисков будет заниматься финансовый контролер.
Естественно при внедрении подобного проекта список рисков будет обширен и будет затрагивать все сферы: техническую, маркетинговую, финансовую и т.д. Но мы будем рассматривать только те риски, которые относятся к инвестиционным. Действия будут проводится согласно продуманной системе.
3.2 Анализ рисков в управлении проектом
Итак, первым этапом работы будет сбор информации, после чего менеджер сможет построить логическую карту, которая поможет определить все возможные риски проекта. Карта представлена на рисунке 22.
Возможные риски:
1. Задержка поставки товара;
2. Поставка товара в ненадлежащем ввде;
3. Поставка неполной комплектации;
4. Внезапное изменение условии контракта;
5. Изменение цены договора;
6. Отсутствие компетентного персонала;
7. Возможные ошибки, совершенные персоналом;
8. Неподготовленность площади для установки оборудования;
9. Дополнительные затраты на установку оборудования (электроэнергия, инструментарий и т.п);
10. Увеличение времени на установку' оборудования;
11. Установление новых таможенных пошлин;
12. Введение новых вариантов налогообложения;
13. Отказ банка в проведении финансовых операций;
14. Валютные изменения;
15. Непредвиденные ситуация (климатические катастрофы, военные действия и т.п.)
Рисунок 6- Логическая карта рисков
Далее была проведена экспертная оценка методом Делфи. Изначально была выбрана группа экспертов из управленческого состава компании и людей со стороны для более аргументированной оценки. Эксперт 1: Представитель производства Эксперт 2: Финансовый контроллер Эксперт 3: Специалист по рискам от компании партнеров Эксперт 4: Специалист по качеству Эксперт 5: Коммерческий директор