Файл: УЧЕТ БЕЗНАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические и методологические основы учета безналичных денежных средств и расчётов

1.1 Экономическая сущность безналичных денежных средств и расчётов

1.2 Порядок отражения операций с безналичными денежными средствами в формах бухгалтерского учета и отчетности

1.3 Нормативное регулирование учета безналичных денежных средств организации

2. Практическая часть. Организация учета безналичных денежных средств на примере ООО «ДЕРБЕНТ-ПРОГРЕСС».

2.1 Характеристика деятельности и финансового состояния ООО "ДЕРБЕНТ - ПРОГРЕСС"

2.1.1 Цель, задачи и принципы учета безналичных денежных средств и расчётов

2.1.2 Организация учета безналичных денежных средств на ООО - «ДЕРБЕНТ - ПРОГРЕСС»

2.1.3 Документальное оформление движения безналичных денежных средств

2.1.4 Внутрихозяйственный контроль операций с безналичными денежными средствами и расчётов на ООО «ДЕРБЕНТ - ПРОГРЕСС»

2.2 Совершенствование учета безналичных денежных средств на ООО «ДЕРБЕНТ - ПРОГРЕСС»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

платежи осуществляются при наличии средств на счете и праве на кредит;

обязательное уведомление плательщика обо всех передвижениях средств на его счетах.

Соблюдение этих принципов позволяет использовать безналичные расчеты в качестве важного инструмента развития и функционирования организации.

2.1.2 Организация учета безналичных денежных средств на ООО - «ДЕРБЕНТ - ПРОГРЕСС»

В организации ООО «ДЕРБЕНТ - ПРОГРЕСС» бухгалтерский учет осуществляется по плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности .

Главный бухгалтер ООО «ДЕРБЕНТ - ПРОГРЕСС» назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом Генерального директора в соответствии с условиями заключенного трудового договора по представлению руководителя подразделения. Непосредственный руководитель директор ООО «ДЕРБЕНТ - ПРОГРЕСС» в г. Дербенте.

Синтетический учет безналичных денежных средств осуществляется на активном счёте 51 «Расчётные счета». Данный счёт предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях.

По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации. По кредиту счета 51 «Расчетные счета» отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации. Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету.

Специальные счета в банках (счет 55) открываются организацией для осуществления контроля за целевым использованием средств, предназначенных для расчетов с поставщиками услуг посредством аккредитива, расчетных чеков, банковских карт и т.д. Они могут открываться как в национальной валюте (рублях), так и в иностранной валюте.

Предназначенный для этих целей счет 55 «Специальные счета в банках» имеет несколько субсчетов, отражающих назначение и их использование:

.1 «Аккредитивы» - на этом субсчете учитывается движение сумм, выставленных организацией аккредитивов;


.2 «Чековые книжки» - здесь учитывается движение средств, депонированных при получении расчетных чековых книжек;

.3 «Депозитные счета» - для учета средств, перечисленных на депозит.

Количество субсчетов, открываемых в развитие этого счета, может быть увеличено в том случае, если организация имеет денежные средства, требующего отдельного учета. Например, счет 55.4 «Специальный карточный счет». На ООО «ДЕРБЕНТ - ПРОГРЕСС» используется счет 55.4. Корпоративная карта применяется для проведения расчётов через терминалы и банкоматы.

Остаток средств на указанных субсчетах свидетельствует о суммах, не израсходованных по целевому назначению. Оборот по дебету – пополнение средств, по кредиту – использование по целевому назначению или перечисление остатка на расчетный счет организации.

Основой организации первичного учета в организации является утвержденный бухгалтером график документооборота, т.е. прохождения документов от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяются лица, ответственные за оформление документов, а также порядок место время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.

ООО «ДЕРБЕНТ - ПРОГРЕСС» при расчетах безналичными денежными средствами использует стандартную форму платежного поручения. Расчеты с использованием инкассового поручения и расчеты по аккредитиву ООО «ДЕРБЕНТ - ПРОГРЕСС» не проводит. Основные бухгалтерские записи, используемые ООО «ДЕРБЕНТ - ПРОГРЕСС» при учете операций на расчетном счете, приведены в таблице Схема бухгалтерский записей по счету 51 «Расчетный счет».

По состоянию на 01.07.2014 года у ООО «ДЕРБЕНТ - ПРОГРЕСС» был открыт один расчетный счет в ОАО «РНКБ». Организация ежемесячно получает выписку банка, которая служит основание для бухгалтерских записей и служит регистром аналитического учета по расчетному счету. Полученная выписка банка проверяется и обрабатывается бухгалтером, который подбирает все оправдательные документы по каждой операции.

2.1.3 Документальное оформление движения безналичных денежных средств

Общие положения, касающиеся требований к документообороту организации, закреплены в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учёте, утверждённом Минфином СССР от 29.07.1983 №105 (далее - Положение №105). В соответствии с Положением №105 документооборот организации представляет собой движение первичных документов в бухгалтерском учёте, которое регламентируется графиком.


График документооборота на ООО «ДЕРБЕНТ - ПРОГРЕСС» составляется главным бухгалтером организации и утверждается её руководителем. Он является неотъемлемой частью учётной политики для целей бухгалтерского учёта организации. При этом график документооборота предусматривает несколько этапов движения документа внутри организации: создание, проверку, обработку документа и передачу его в архив. На данном этапе движения документа указывается количество экземпляров, в которых должен составляться документ, а также указывается лицо, ответственное за его составление, обработку, проверку.

Самыми распространёнными расчётными документами в практике хозяйственной деятельности ООО «ДЕРБЕНТ - ПРОГРЕСС» являются платёжные поручения. Платёжные поручения оформляются организацией самостоятельно и направляются в банк. Как правило, момент составления платёжного поручения в организации привязан к сроку наступления платежа. В соответствии с Положением №2-П установлено, что расчётные документы должны составляться в необходимом количестве экземпляров, количество которых определяется численностью участников расчётов. При этом изготовление второго и последующего экземпляра расчётного документа допускается с использованием копировальной бумаги, множительной техники или электронно-вычислительных машин.

При использовании платёжного поручения в графе расчётного документа «Списано со счёта плательщика» указывается дата списания денежных средств с расчётного счёта организации. Эта дата считается датой прекращения обязательства компании перед получателем платежа. Также на расчётном документе в поле «Отметки банка» проставляется штамп банковской организации и подпись ответственного исполнителя. При этом банк обязан уведомить организации об исполнении платёжного поручения не позднее следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счёта.

Таким образом, информация о совершении платежа направляется организации. В соответствии с положением о документах и документообороте в бухгалтерском учёте банковские документы должны быть подобраны в хронологическом порядке и переплетены.

В ООО «ДЕРБЕНТ - ПРОГРЕСС» организовано отдельное хранение документов, созданных на стороне, а также документов, созданных самой организацией. При этом входящие банковские документы должны быть также подобраны в хронологическом порядке и переплетены, как и документы, связанные с осуществлением банковских расчётов, созданные самой организацией.


ООО «ДЕРБЕНТ - ПРОГРЕСС» периодически получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за отчетный период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные организацией.

Выписка из расчетного счета является вторым экземпляром лицевого счета ООО «ДЕРБЕНТ - ПРОГРЕСС», открытого ему банком и, таким образом, является основным документом, согласно которому бухгалтер составляет корреспонденцию счетов о движении денежных средств. Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей.

2.1.4 Внутрихозяйственный контроль операций с безналичными денежными средствами и расчётов на ООО «ДЕРБЕНТ - ПРОГРЕСС»

В современных условиях хозяйствования приобретает актуальность своевременности расчетов, повышение ответственности предприятий за выполнение договорных обязательств и обеспечение платежей в связи с тем, что увеличение объемов реализации продукции, работ, услуг и прибыли является важнейшим показателем качественной оценки работы предприятий.

При кажущейся простоте учета безналичных денежных расчетов, тем не менее, многие практические работники, даже со значительным стажем работы допускают грубые нарушения действующих правил учета и расчетов безналичными деньгами. Это порой оборачивается для предприятия значительными финансовыми потерями в виде штрафных санкций.

Обращение денежных средств совершается непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях. Этот процесс непрерывен во времени. Поэтому важно, чтобы за денежными средствами был установлен постоянный, систематический, ежедневный внутрихозяйственный контроль.

Белов Н.Г. классифицирует формы контроля по времени осуществления на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственных операций и направлен на предупреждение незаконного и нерационального использования собственности хозяйства. Осуществляется главными специалистами и главным бухгалтером.


Текущий контроль проводится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций и направлен на оперативное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта в хозяйстве. Текущий контроль должен осуществляться всеми должностными лицами.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций и направлен на выявление недостатков или имеющегося положительного опыта. Последующий контроль осуществляют работники бухгалтерии, аудиторские фирмы и ревизионные комиссии.

Организация практического осуществления контроля операций по счетам в банке должна быть направлена на выявление соблюдения действующего порядка открытия счетов и использования хранящихся на них денежных средств строго по целевому назначению.

Контроль операций по расчетному счету в ООО «ДЕРБЕНТ - ПРОГРЕСС» осуществляет главный бухгалтер. Контроль операций по расчетному счету в банке начинают с оформления проверки: проверяют наличие выписок банка по расчетному счету и их достоверность, производится сличение правильности показанных остатков денежных средств на расчетном счете предыдущей выписки банка с последующей на конец и начало соответствующего периода. Суммы остатков денежных средств должны быть одинаковы. Эти же остатки должны быть отражены в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.

Затем устанавливается наличие к каждой денежной операции соответствующих оправдательных документов, послуживших основанием для ее совершения, проверяется подлинность денежных документов, наличие на выписках штампов банка, подписей исполнителей.

После сопоставления выписок банка с прилагаемыми к ним первичными документами, установления правильности подсчета итоговых оборотов, начального и конечного сальдо. Особенно тщательно проверяют хозяйственные операции по существу. Для этого устанавливают законность каждой поступившей или списанной с соответствующего счета суммы.

Кроме взаимного сопоставления, сверки, стыковки сумм, отраженных в соответствующих документах, требуется установить реальность той или иной операции.

Проводят встречные проверки, а главное необходимо тщательно проверять взаимосвязанные первичные документы по однородным операциям.

Безналичные расчетные операции проверяют на основании платежных поручений. Так как выписки банка содержат лишь цифровые данные, необходимо предварительно изучить их структуру и коды условных цифровых обозначений содержания операций.