Файл: Соотношение государства и гражданского общества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРАВОВЫМ ГОСУДАРСТВОМ

1.1. Понятие и признаки гражданского общества в юридической науке

1.2. Теоретико –правовой анализ правового государства как наиболее важного признака гражданского общества. Проблема соотношения понятий «гражданское общество» и «правовое государство»

2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РАМКАХ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РФ

2.1. Основы государственной политики России, направленные на усовершенствование правовой грамотности и правосознания граждан

2.2. Сущность правосознания, правомерного поведения и правовой культуры в соотношении особенностей их проявления в современном российском обществе

3. ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМ КАК ПРЕПЯТСТВИЕ К РАЗВИТИЮ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

3.1. Правовой нигилизм как негативное социальное явление

3.2. Основные тенденции искоренения правового нигилизма

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема взаимоотношений гражданского общества и государства имеет особую значимость и актуальность в современной России. Общество и государство — это постоянно меняющиеся и развивающиеся организмы, вследствие чего характер их взаимоотношений также претерпевает постоянные изменения.

В основе этих взаимоотношений — обеспечение баланса, паритета интересов личности, общества и государства. Именно эта формула составляет фундамент национальных интересов, нацеливает на консолидацию общества, его устойчивое развитие. 

Исследовательский интерес к познанию проблемы соотношения гражданского общества и государства значительно активизировался в современной юридической науке. В данной области известны работы Балакирева П.О., Офицерова-Бельского Д.В., Бялт В.С., Чернышева А.В., Киварина М.В., Сердобинцева К.С. и др.

Вместе с тем, отсутствие четкого определения гражданского общества позволяет трактовать его довольно широко. Более того, проблема соотношения гражданского общества и правового государства, а также обеспечения в данных условиях прав и свобод личности как наивысшей ценности, основ­ного звена гражданского общества не находит своего однозначного разрешения.

Все перечисленные факторы обуславливают необходимость вновь обратиться к данной теме на уровне курсового исследования.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия гражданского общества и государства в современных условиях развития.

Предмет исследования – закономерности и механизмы взаимодействия, нормы права, юридически оформляющие соответствующие процессы и явления, а также опубликованные научные работы по теме исследования.

Цель курсовой работы - провести комплексный анализ теоретических и практических проблем взаимодействия гражданского общества и правового государства.

Цель работы определяет следующие задачи:

- сформулировать понятие гражданского общества, охарактеризовав его сущность;

- дать теоретико –правовой анализ правового государства как наиболее важного признака гражданского общества;

- рассмотреть проблему соотношения понятий «гражданское общество» и «правовое государство»;

- исследовать проблемы формирования гражданского общества и правового государства в РФ.

Структура работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования; обеспечивает логическую последовательность и завершенность в изложении хода и результатов исследования. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих, шесть параграфов; заключения; списка использованных источников и литературы.


Теоретическую основу исследования составляют труды ученых – юристов в области общей теории права. Работы Лобзова К.М., Хазова Е.Н., Богданова А.В., Лукашевой Е.А., Новожилова И.В., Семенова О.В., Сердобинцева К.С., Соловьева А.Ю., Колесниковой Н.А. и др.

Нормативную базу исследования составили: международные соглашения – Всеобщая декларация прав человека 1948 г.[1]; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.[2]; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.[3]; Конституция РФ[4] и др.

Эмпирическую базу исследования составили данные статистики, размещенной на официальных сайтах, использованы данные социологических исследований, мониторингов правового пространства и правоприменительной практики.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания. Выводы курсовой работы базируются на основных положениях общей теории права.

В процессе работы использовались методы анализа и синтеза, системно-структурный метод, логический метод, а также частно-научные, формально-юридический, сравнительно-правовой методы и метод толкования норм права.

1. СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРАВОВЫМ ГОСУДАРСТВОМ

1.1. Понятие и признаки гражданского общества в юридической науке

Отечественная гуманитаристика дает достаточно разнообразные подходы в исследовании понятия «гражданского общества».

С.Л. Серебряков определяет в качестве гражданского общества систему социальных связей, обеспечивающих жизнедеятельность социокультурных и общественно-политических институтов, независимых от государства и призванных обеспечить условия для самореализации индивида[5].

Под гражданским обществом Сердобинцев К.С. предлагает понимать независимое от государства, но при этом взаимодействующее с ним объединение глубоко социализированных индивидов, обладающее развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами[6].


К.Г. Гаджиев определяет суть идеи гражданского общества в признании дуализма общества и государства, индивидуального и коллективного начала. Иначе говоря, гражданское общество[7], по К.С. Гаджиеву, – форма самоорганизации людей, включающая разного рода, добровольно сформировавшиеся негосударственные социальные, экономические, профессиональные, религиозные и иные институты, организации, союзы.

По оценке М.И. Шилобода, гражданское общество – это система неполитических организаций, находящихся с государственными институтами в постоянном противоречивом, диалектическом единстве. Структуры гражданского общества создаются по преимуществу спонтанно снизу, а не конструируются по приказу государства[8].

Д.Т. Жовтун в гражданском обществе выделяет несколько уровней: экономический – понимаемый автором как сфера частных интересов; социальный – различные общности и группы; культурный – менталитет, духовно-нравственное развитие; религиозный – различные конфессиональные организации[9].

Семенова О.В. считает, что гражданское общество - это социальное пространство, независимое от государства и призванное контролировать его деятельность при помощи общественных организаций, учреждений, объединений, направленное на реализацию и обеспечение всей совокупности прав и свобод человека и гражданина[10].

Говоря о взаимном влиянии гражданского общества и процесса обеспечения прав человека, нужно сказать, что некоторые ученые, уже определяя понятие гражданского общества, прямо указывают на такую связь.

Для уяснения сущности данной проблемы рассмотрим систему признаков гражданского общества.

В современной политико-правовой науке существует следующая общепризнанная система правовых признаков, присущих гражданскому обществу:

1. Персональная, индивидуальная свобода человека и гражданина. Данный признак предполагает наличие в обществе широкого круга субъективных свобод в разных сферах общественных отношений. Однако данный признак не носит абсолютный характер: свобода, права и интересы человека в обществе могут быть ущемлены государством с целью обеспечения общей безопасности. Так, статья 56 Конституции России[11] закрепляет возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. При этом, следуя логике правового государства, такие ограничения также не носят абсолютного характера – в той же статье Конституции закреплен механизм жесткого урегулирования пределов ограничения прав и свобод человека: определен перечень прав и свобод, которые не могут быть ограничены не при каких условиях.


2. Наличие среднего класса. Классовый мир, классовое партнерство. Наличие частной собственности. Свободные рыночные отношения. При этом значение имеет не просто наличие среднего класса, а его количественное доминирующее положение в жизни общества.

Средний класс – это самодостаточная, экономически независимая прослойка общества, обладающая острым чувством ответственности перед обществом. Однако средний класс может иметь место исключительно при наличии частной собственности, которая обеспечивается и утверждается демократическим государством. Частная собственность - это основа независимой от государства деятельности, которая позволяет материально абстрагироваться от властвующего субъекта. Только при наличии существенного, устойчивого среднего класса возможно развитие общественных отношений на качественно новом уровне. Средний класс – это опора гражданского общества, залог его стабильности. Кроме того, необходимо достижение классового согласия для построения истинно гражданского общества. Весь комплекс признаков, приведенных в данном абзаце, можно назвать «признаками экономической свободы».

3. Открытость общества. Данный признак предполагает свободный обмен информации, бурное развитие информационных ресурсов, свободу печати, критики и свободу слова. Доступ к информации со стороны граждан позволяет ограничить произвол со стороны государственных органов.

4. Всеобщий плюрализм. Гражданское общество может строиться исключительно на плюрализме как на многообразии идеологий, концепций, идей и взглядов, отсутствие монополии в какой бы то ни было сфере общественных отношений.

5. Самоуправляемость общества. Данный признак предполагает, что элементы гражданского общества самостоятельно управляют некоторыми аспектами своих отношений между собой. Подобная самоуправляемость может выражаться в создании системы профсоюзов, органов местного самоуправления, системы органов студенческого и молодежного самоуправления и так далее.

6. Правовое государство. Будучи одной из наиболее обсуждаемых в юридической науке концепций концепция правового государства сама является правовым признаком и необходимым условием для формирования развитого гражданского общества. Не обращаясь к сложной классификации признаков правового государства, обратимся лишь к сути этого явления[12].

Можно сказать, что правовое государство – это такое государство, в котором власть стремится закрепить, защитить и обеспечить полный спектр естественных прав человека, а сам человек, его права и интересы объявляются высшей ценностью.


Нужно отметить, что большинством авторов вполне справедливо отмечает, что правовое государство является наиболее важным признаком гражданского общества.

При этом правовое государство, как условие и признак формирования гражданского общества, должно носить легитимный и демократический характер.

7. Верховенство права. Согласно данному признаку государство в нормативных правовых предписаниях образует систему правил, которым обязано подчиняться само государство, которые выработало эти правил в пределах своей компетенции. Право должно быть высшим господином, а деятельность всех государственных органов должна быть подчинена нормативным предписаниям.

8. Разделение власти. Данный признак содержит вполне логичное обоснованное веление, обращенное к устройству органов государственной власти, которое предписывает любому прогрессивному государству исходить из того, что власть должна быть разделена между тремя независимыми ветвями. Среди этих ветвей принято выделять законодательную, судебную и исполнительную. Именно такая система ветвей власти отражена в Конституции России.

9. Правовое обеспечение прав человека и гражданина. Согласно данному признаку естественные права должны получать логическое отражение и закрепление в нормах закона (в т.н. позитивном праве).

В правовой системе должны сочетаться два диаметрально противоположных способа правового регулирования: действия гражданина оцениваются по принципу «разрешено все, что не запрещено законом», действия государства - по принципу «запрещено все, что не разрешено»[13].

Государство и его органы должны строить свою деятельность лишь в рамках, которые строго очерчены существующим законом. Государство и право имеют своей главной целью обеспечение благосостояния и благополучия человека - это высшая цель государства.

10. Политика общего невмешательства государства в частную жизнь граждан, их взаимоотношения, обязанности и ответственность. Данный признак не носит абсолютного характера - государство будет и должно вмешиваться в некоторые сферы правоотношений. Например, при совершении преступления государство вмешивается во взаимоотношения граждан и принудительно подчиняет их своей воле. Однако, в целом, государство должно придерживаться политики невмешательства.

11. Эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни. Речь идет о наличии социального государства - такого государства, которое имеет своей целью обеспечение социального минимума всем гражданам в государстве. Ведь действительно, наличие всех благ в обществе не гарантирует социального мира и партнерства при наличии существенной разницы в доходах граждан с разгулом нищеты. Только качественная социальная политика позволит сформировать гражданское общество[14].