Файл: Процессы принятия решений в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Хорошо известно, что успех бизнеса во многом определяется эффективностью руководства компании. Поэтому очень важно знать специфику процесса принятия управленческих решений, чтобы иметь возможность быстро сделать правильный выбор в любой ситуации.[1]

Любая компания, начинающая коммерческую деятельность, нуждается в управлении качеством, то есть в руководстве, которое сделает процесс принятия управленческих решений быстрым и эффективным. Таким образом, компетентный менеджер должен иметь возможность в кратчайшие сроки реагировать на изменение политической или экономической ситуации, появление нового конкурента или новых научно-технических разработок. [2]

Поэтому все участники процесса принятия управленческих решений должны не только иметь соответствующее профильное образование, но и быть гибкими в своем сознании и творческом мышлении. Непрерывное совершенствование процесса принятия управленческих решений включает в себя ежедневное развитие персонала. [3]

В любом случае суть процесса принятия управленческих решений сводится к способности очень быстро анализировать любую ситуацию, связанную с деятельностью фирмы, и со временем принять самое правильное решение.

Чтобы эффективно решать проблемы любой сложности, необходимо постоянно совершенствовать процесс принятия управленческих решений и применять их на практике.

Для этого нужно, чтобы:

-формулировка проблемы и окончательный выбор решения осуществлялись только высшим руководством, имеющим полную информацию о ней;

-при принятии решения нужно учитывать возможности и интересы тех сотрудников, которые будут непосредственно претворять его в жизнь;

-стандартный процесс принятия управленческих решений требует высокого профессионализма и жесткой дисциплины от всех работников компании.

К наиболее значимым стадиям процесса принятия управленческого решения относят следующие:

Четкая формулировка существующей проблемы. Это один из самых важных этапов в процессе принятия управленческих решений, поскольку именно от точной постановки цели должно быть достигнуто успешное решение ситуации во многих отношениях;

Всесторонний анализ и сбор информации. В этом случае процесс принятия управленческого решения включает изучение микро- и макрофакторов экономической среды, которые могут повлиять на успешное решение проблемы (платежеспособность населения, вкусы целевой аудитории, состояние экономики в стране и т. д.); [4]


Разнообразное моделирование процесса принятия управленческих решений, позволяющее выбрать несколько вариантов для достижения желаемой цели. В этом случае особенностями процесса принятия управленческих решений являются поиск нестандартных альтернативных способов выхода из ситуации и оценка эффективности и последствий применения каждого из них.[5]

В этом случае практически все сотрудники могут участвовать в организации процесса принятия управленческих решений. В этом случае вы можете использовать методы «мозгового штурма», карты мнений, диаграммы причинно-следственных связей, предложения, групповой анализ ситуации.

Цель данной работы – анализ процессов принятия решений.

Задачи работы:

-выявить теоретические основы принятия управленческих решений;

  • определить этапы процесса принятия управленческого решения;
  • провести анализ принятия управленческих решений в деятельности конкретной организации.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

1.1 Особенности процесса принятия управленческого решения

Процесс принятия управленческих решений является ключевым моментом в работе многих профессий, связанных с управленческой деятельностью. Сегодня принятие оптимального решения по конкретному вопросу очень важно, так как постоянно расширяющиеся сферы деятельности, количество элементов и взаимосвязей возрастает.

И усложнение связей между различными элементами влечет за собой неопределенность в понимании реальной ситуации, которая в первую очередь обусловлена человеческим фактором, искажением информации.

Неправильно думать, что принятие решения - это выбор одного из возможных направлений действий. Особенности принятия управленческих решений проявляются в том, что, по сравнению с конкретным выбором решения, это более ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. [6]


Необходимо также помнить, что каждое управленческое решение должно основываться на анализе существующей обстановки и должно отображать оптимальное для предприятия направление развития. Существуют два вида элементов, которые обеспечивают качественный процесс принятия управленческих решений. Первое - это последовательность действий. Это очень важный момент, так как все управленческие решения должны приниматься на основании актуальной и верной информации.[7]

Сюда можно отнести: инициирование процесса решения конкретного вопроса, диагностику ситуации, формирование вариантов решений, их критический анализ с точки зрения последствий, реализацию управленческого решения, а также оценку его внедрения.

Второе - учет ключевых факторов. К этим факторам относятся: право принятия конкретного решения, взаимоотношения на личностной основе, выбор подходящего времени, а также обмен информацией о проблеме. Все эти факторы могут быть, как взаимозависимы, так и нет.

Управленческие решения - не что иное, как выбор альтернативы, который осуществляется руководителем в рамках делегируемых полномочий и направлен на реализацию целей предприятия. Особенностью квалифицированного управляющего является умение последовательно и целеустремлённо идти к решению вопроса.

Важным моментом является то, что определение приоритетности решения вопросов существенно влияет на процесс принятия управленческих решений. Процесс принятия управленческих решений - циклическая последовательность действий, которая направлена на разрешение конкретных проблем организации и проявляется в анализе, разработке вариантов, принятии конкретного решения и реализации комплекса мероприятий. Анализ управленческой ситуации нуждается в обработке, предварительно собранной информации.

На этом этапе организация воспринимает внутреннюю и внешнюю среду. Информация о состоянии дел в организации приходит к профильным сотрудникам, которые анализируют информацию, что позволяет выявить проблему. Затем следует идентификация и формулировка задачи, которая связана с ее структурированием.[8]

При этом следует стремиться принимать такие решения, которые повлекут за собой минимальное количество трудностей в будущем. Разработка вариантов решения направлена на определение самых оптимальных. Но на практике управляющий не располагает большим запасом времени, а потому зачастую ищет не оптимальный, а приемлемый вариант для разрешения проблемы.


После разработки альтернатив решений следует этап согласования решения. Именно организация, а не руководитель должны в комплексе принимать их, а лучший способ заключается в привлечении профильных работников к участию в согласовании.

Далее следует организовать реализацию мероприятий по решению проблемы. Ведь только правильная организация и контроль действий с доведением до сознания каждого задействованного сотрудника его обязанностей приведет к положительному результату - решению проблемы в рамках стратегии принятия управленческих решений.

1.2 Практические шаги реализации процесса принятия управленческого решения на основе использования стратегий развития бизнеса

Зачастую заявленная стратегия существенно отличается от тех бизнес-процессов, на основе которых фактически действует компания. Бороться с этим можно при помощи метода «управления результативностью».

Он позволяет топ-менеджерам обеспечить максимальное совпадение задуманного и достигнутого результата деятельности предприятия.

Управление результативностью (англ. Performance Management, PM) – это управление претворением стратегии предприятия в жизнь, превращением планов в конкретные результаты. [9]

Управление результативностью можно представить, как концепцию, объединяющую известные методологии улучшения бизнеса и технологии. РМ объединяет весь управленческий цикл – от планирования до контроля.

Можно представить РМ в виде всеохватывающего и взаимосвязанного набора решений, объединяющего три основные функции: сбор данных, трансформацию и выстраивание на их основе модели, представление данных пользователям по Сети.

Сущность РМ заключается в принятии верных решений, правильность которых будет подтверждаться (и измеряться) результатами деятельности.

Елена Яхонтова определяет систему управления результативностью как «четкую систему управления процессом реализации стратегии посредством интегрированной и согласованной деятельности всех составляющих элементов компании» и считает, что «в основе системы – стремление к повышению качества управленческих решений и уменьшение разрыва между решениями, планами и реальными действиями всех категорий работников». Ключевыми принципами системы управления результативностью, по ее мнению, являются:


-ориентация на клиента (интересы клиентов понимаются как высшая ценность компании);

-управление бизнес-процессами (набором связанных видов деятельности, которые обеспечивают конкурентные преимущества компании);

-снижение структурной иерархии (сокращение аппарата управления, переход к горизонтальной структуре на основе взаимной зависимости работников, групп и подразделений в рамках бизнес-процессов, прозрачности границ между подразделениями).[10]

Что влияет на результативность компании

Решения, принятые владельцами бизнеса. Направление и вид влияния владельца на бизнес определяется двумя основными факторами: силой его авторитета и его интересом к бизнесу (компании). Бизнес привлекателен для владельца, если он прибыльный (капитализированный) и удовлетворяет личные амбиции (компания, которой можно гордиться).

Поведение клиента. Ориентация на клиентов является неотъемлемой частью системы управления производительностью. Не в каждой компании интересы клиента считаются самыми важными. Хотя конкуренция на рынках для потребителей не очень жесткая, руководство может не понимать, насколько хорошо предприятие зависит от меняющихся симпатий клиентов.

Организация бизнес-процессов. От бизнес-процессов зависят такие параметры деятельности компании, как сроки, объем, качество и цена произведенной продукции (оказанной услуги).

Вклад персонала. Значение персонала в успехе бизнеса в настоящее время повышается. Именно мотивация и профессиональная компетентность работников приводят в действие «колесо бизнеса».

Шаг 1. Создайте команду стратегического управления

В команду стратегического управления должны входить как собственники, так и наемные менеджеры. Важное условие преодоления разрыва между стратегическими намерениями и реальными действиями – привлечение для работы в команде руководителей всех функциональных подразделений (производство, маркетинг, финансы, управление персоналом, закупки, IT) с последующей разработкой соответствующих функциональных стратегий по каждому направлению.

Пока, к сожалению, участие в группах стратегического планирования маркетологов и HR-менеджеров – скорее исключение, чем правило.

Шаг 2. Сформулируйте стратегию письменно

Бизнес-стратегию необходимо оформить в виде документа. К сожалению, в большинстве российских компаний его нет. Обычно работают на основе более-менее обоснованного видения перспектив компании, базирующегося не на анализе фактов, а на интуиции владельцев или Генерального Директора. Оно может быть известно ограниченному кругу лиц и входить в противоречие с должностными обязанностями и тактическими задачами персонала.