Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения на примере организации ООО «Полезные продукты».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Предпринимательская деятельность в сфере коммерции неизбежно сопряжена с риском. Любые решения в деятельности предпринимателю приходится принимать в условиях неопределенности, когда надо из нескольких возможных вариантов выбрать один, оптимальный.

Риск - это один из неизбежных, но достаточно важных элементов любой деятельности, которая осуществляется под влиянием многих факторов, ориентирована на достижение определенных результатов и требует для достижения этих результатов принятия решений.

В любой сфере деятельности риск понимается как экономическая категория, которая отражает возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода деятельности (производственно-хозяйственной, финансовой, инновационной).

Добиваясь наибольшей эффективности организации и осуществления актов купли-продажи, предприниматель-коммерсант постоянно сталкивается с возможностью не только не получить ожидаемую прибыль, но и потерять то, что он уже имеет. Это может быть вызвано различными причинами: и неблагоприятными природными условиями, и деятельностью конкурентов, и неумелыми действиями самого предпринимателя и др.

Следовательно, возникает необходимость оценить риск, постараться его предвидеть и снизить до минимума возможные отрицательные последствия. Если действия, сопряженные с риском, оказываются неизбежными, то нужно научиться разумно рисковать.

Под риском в общем смысле этого слова понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и неправильных действий человека.

Под термином «коммерческий риск» подразумевается риск, связанный с хозяйственной деятельностью предприятия и с ее конечным финансовым результатом. Другими словами, коммерческий риск - это угроза того, что предприниматель понесет возможный ущерб или убытки (потери) в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.

В последнее время проявляется все больший интерес к риску, изучению приемов и методов управления риском и безопасностью. Актуальность данной тематики обусловлена как внешними, так и внутренними причинами. К числу внешних причин следует отнести усиление глобализации рыночных процессов и вследствие этого рост конкуренции в достаточно жесткой форме, сокращение жизненного цикла товаров, индивидуализацию потребительских качеств товаров, вовлечение все большего числа мелких и средних предпринимателей, увеличение количества видов рисков и тяжести их последствий. К внутренним причинам можно отнести неумение адаптироваться к переменам, отсутствие реалистического прогнозирования, отсутствие стратегической фокусировки, разрозненность информационных систем и т.д.


Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть понятие коммерческого риска в деятельности фирмы и пути его снижения. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

раскрыть понятие и сущность коммерческого риска;

рассмотреть основные методы оценки коммерческого риска;

исследовать пути снижения коммерческого риск

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИМИ РИСКАМИ

Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» определяет предпринимательство, как «инициативную, самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность и, направленную на получение прибыли». Предпринимательская деятельность содержит определенную долю риска, которую должен взять на себя предприниматель, определив характер и масштабы этого риска. Таким образом, законодательно установлено, что осуществление предпринимательской деятельности в любом виде связано с риском.

Риск[1](risk) - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

В общем случае под риском понимают возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери. В предпринимательской деятельности под «риском[2]» принято понимать вероятность потери предприятием части своих ресурсов, недополученные доходы или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности.

В явлении «риск»[3] можно выделить следующие элементы, взаимосвязь которых и составляет его сущность:

• возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива;

• вероятность достижения желаемого результата;

• отсутствие уверенности в достижении поставленной цели;

• возможность материальных, нравственных и др. потерь, связанных с осуществлением выбранной в условиях неопределенности альтернативы.


Факторы риска определяются на основе анализа политической, экономической и финансово-кредитной политики, как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом.

Факторы рисков[4] - одна из самых сложных частей и в то же время одно из ключевых направлений работы по управлению риском. Проводить факторный анализ гораздо сложнее, чем какой-либо иной, поскольку одни и те же факторы оказывают в различных условиях неодинаковое влияние на рынок или могут из решающих стать абсолютно незначительными. Необходимо знать взаимосвязь и взаимное влияние различных факторов, отражающие связи между различными государствами, историю их развития, определять совокупный результат тех или иных экономических мер и устанавливать связь между абсолютно несвязанными на первый взгляд событиями.

Можно отметить следующие функции риска:

• Стимулирующая функция риска, которая проявляется в двух аспектах:

- конструктивный аспект, который состоит в исследовании источников риска при проектировании операций и систем, конструировании специальных устройств, операций, форм сделок, исключающих или снижающих возможные последствия риска как отрицательного отклонения;

- деструктивный аспект, который проявляется в том, что реализация решений с неисследованным или необоснованным риском может приводить к реализации объектов или операций, которые относятся к авантюрным, волюнтаристским;

• Защитная функция риска имеет также два аспекта:

- историко-генетический аспект состоит в том, что юридические и физические лица вынуждены искать средства и формы защиты от нежелательной реализации риска;

- социально-правовой аспект заключается в объективной необходимости законодательного закрепления понятия «правомерности риска», правового регулирования страховой деятельности.

• Компенсирующая функция риска может обеспечить компенсирующий эффект (положительная компенсация), т.е. дополнительную по сравнению с плановой прибыль в случае благоприятного исхода (реализации шанса).

• Социально-экономическая функция риска, которая состоит в том, что в процессе рыночной деятельности риск и конкуренция позволяет выделить социальные группы эффективных собственников в общественных классах, а в экономике - отрасли деятельности, в которых риск приемлем.

Вмешательство государства в рисковые ситуации на рынках (включая гарантии, например, в финансово-кредитной сфере) ограничивает эффективность социально-экономической функции риска. В социальном плане это искажает принципы равенства для всех участников рынка из различных отраслей хозяйства, что может порождать дисбаланс рисков в отраслях экономики.


1.1 ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО РИСКА, ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ВИДЫ

Одной из разновидностей предпринимательского риска, согласно классификации по основным сферам, областям деятельности предприятия, являются коммерческие риски.

Коммерческий риск является составной частью и разновидностью общего понятия «финансовый риск[5]» и определяется экономистами как риск, являющийся неотъемлемой составляющей процесса операций по реализации (то есть купле-продаже) товаров и услуг. Любая сделка, подразумевающая товарно-денежные отношения, несет в себе определенную часть коммерческого риска. Если говорить конкретнее, то риск заключается в том, что из-за резкого изменения конъюнктуры или вследствие других факторов стоимость конкретных товаров и услуг значительно меняется и в этом случае в убытке остается либо продавец (который продал товар по цене, меньшей его нынешней стоимости), либо покупатель (который переплатил за товар).

Коммерческие риски порождаются рядом причин:

• снижение объемов реализации из-за падения спроса,

• повышение закупочной цены,

• утрата товара,

• повышение издержек, включаемых в стоимость товара,

• снижение стоимости или обесценивание товара в связи с условиями транспортировки или хранения.

При этом нужно понимать[6], что коммерческие риски - это

понятие вполне экономическое, поддающееся анализу и прогнозированию, а вовсе не нечто фатальное вроде риска, присутствующего в азартных играх. Существуют различные методики оценки рисков (или, как еще их называют, методы управления рисками), суть которых состоит в оценке степени риска (допустимый, критический, катастрофический) и разработке мер по диверсификации (предотвращению) рисков путем снижения их вероятности. Впрочем, коммерческие риски сами по себе не являются чем-то единым и предсказуемым по одному и тому же сценарию. Ведь то, что коммерческие риски связаны с товарно-денежными операциями, лишь выделяет эту группу финансовых рисков, но суть коммерческих рисков этим не исчерпывается. Поэтому существует классификация коммерческих рисков, включающая в себя основные факторы, которые могут негативно повлиять на успешность коммерческой деятельности.


Так, среди коммерческих рисков выделяют имущественные риски, к которым относятся ситуации, чреватые потерей имущества по независящим от него напрямую причинам (неисправность или перенапряжение той или иной технической или технологической системы), кража, хищение, диверсия и так далее.

Когда говорят о производственных рисках в применении к коммерческой составляющей, то подразумевают риски, обусловленные возможной остановкой производства из-за форс-мажорных обстоятельств: повреждение или разрушение оборудования, транспортных средств, запасов сырья и тому подобного или неудача при внедрении в производственный цикл новых технических средств и технологических действий.

Куда более распространены торговые[7] коммерческие риски, связанные с непосредственно торговыми операциями, и способные принимать такие конкретные формы, как задержка платежей одной из сторон сделки, отказ покупателя от покупки при предоставлении товара, банальное не поступление полностью или частично оплаченного товара и так далее. У коммерческих рисков есть и собственно финансовая составляющая, отражающая вероятность потерь в результате коммерческих операций из-за снижения покупательной способности денег (инфляции) или не оправдавшими себя инвестиционными вложениями.

Однако наиболее распространены среди коммерческих рисков риски, связанные с транспортировкой товаров, транспортные риски. Чрезвычайные ситуации на транспорте настолько распространены и, к сожалению, даже прогнозируемы, что существуют государственные и международные официальные классификации коммерческих транспортных рисков.

Транспортные риски делятся на несколько групп и регламентируются особыми положениями, определяющими права и обязанности каждой из задействованных в сделке сторон в той или иной ситуации. В международной практике транспортные случаи разделены на четыре группы: E (товар находится на складах продавца), F (оговаривается порядок в основном морских грузоперевозок), C (продавец берет на себя обязанности по транспортировке товара, но не берет на себя риски) и D (продавец транспортирует товар с возложением на себя всех возможных транспортных рисков).

Таким образом, были рассмотрены различные виды коммерческого риска, с которыми может столкнуться предприниматель, для которого очень важно иметь ясную картину по наиболее вероятным рискам для его фирмы и для конкретного проекта. Если предприниматель или менеджер действует без учета рисковых ситуаций, то управленческие решения принимаются им в условиях неопределенности, что резко увеличивает риск негативного исхода его деятельности и соответственно материального, морального и прочих видов ущерба. Далее рассмотрим методы оценки коммерческого риска.