Файл: Антикризисное управление: цели и проблемы (на примере современной организации ООО «Бриз»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Управление различными организациями в условиях нестабильной работы и неравновесия всех процессов требует от руководителей особого подхода. Термин «антикризисное управление организацией» включает в себя комплекс мер и процедур, использующихся в различных системах менеджмента.

Специфические черты описываемого способа управления организацией заключаются в своевременном выполнении экономических анализов, создания проектов и антикризисных программ и т.д. При этом все процессы априори выполняются при ограниченном бюджете, поэтому организовать рациональный управленческий процесс становится еще сложнее. В этом случае от руководителя требуется наличие особых знаний, уверенности и т.д.

Комплекс мер антикризисного управления организацией включает в себя как общие закономерности ведения бизнеса, так и специфические особенности. Основой управления организацией, вне зависимости от его типа является четкое формирование и выполнение поставленных целей. 

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что главный фактор успешности антикризисного управления – это предвидение критической ситуации. Она позволяет вовремя перейти на экономный режим работы, следовательно, начать решать проблемы в самом начале их развития.

Целью выпускной квалификационной работы является – рассмотреть антикризисное управление в ООО «Бриз» и разработать механизм его управления.

В соответствии с целью в выпускной квалификационной работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы антикризисного управления организацией;

- рассмотреть общую характеристику деятельности организации;

- провести анализ финансового состояния ООО «Бриз»;

- разработать мероприятия по антикризисному управлению ООО «Бриз».

Объектом исследования работы является ООО «Бриз».

Предметом данной работы является механизм антикризисного управления ООО «Бриз».

Методическую базу выпускной квалификационной работы составляют общенаучные методы познания и специальные, в частности методы финансового анализа: горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерской отчетности; методы экономического анализа и другие.

Теоретическую и информационную базу исследования составляют данные бухгалтерской и финансовой отчетности организации, сборники, учебная литература, монографии, публицистические материалы отечественных и зарубежных ученых в области антикризисного управления.


1. Теоретические основы антикризисного управления организацией

1.1. Понятие, принципы и функции и методы антикризисного управления организацией

В современных реалиях антикризисное управление является одним из самых востребованных видов услуг на экономическом рынке. Нестабильность валютной системы, постоянные изменения законодательства в налоговой сфере, инфляция, снижение уровня реальных доходов граждан Российской Федерации – всё это причины, по которым даже самая крупная организация, которая ещё вчера крепко стояла на ногах, может объявить о банкротстве [26, с.10].

Антикризисное управление  — процедуры, направленные на оздоровление финансово-хозяйственной деятельности компании, позволяющие вывести её из кризисного состояния [4, с.1].

Далее на рисунке 1 рассмотрим структуру антикризисного управления.

Антикризисное управление

Управление антикризисным развитием

Цель: предотвращение кризиса

Управление в условиях кризиса

Цель: выход из кризисного состояния с наименьшими потерями

Роль корпоративной социальной ответственности (КСО)

Выстраивание стратегии компании на основе идей социальной ответственности

Реагирование на уже существующие проблемы с учетом принципов КСО

Рисунок 1 - Антикризисное управление, [31, с.110]

Существует два вида причин, по которым организации может понадобиться услуга антикризисного управления:

– внутренние – которые зависят от действий руководства и сотрудников организаций;

– внешние – независящие от вышеперечисленных лиц.

К внутренним можно отнести такие проявления, как низкая производительность труда, высокое энергопотребление, неэффективное распределение активов и финансов, недостаточный уровень квалификации финансистов, бухгалтеров и менеджеров [10, с.85].

Большинство специалистов по антикризисному управлению отталкиваются от конкретных понятий, благодаря которым можно решить практически любую проблему. Разберём основные из них:


– кризисные процессы поддаются контролю;

– можно ускорить или замедлить протекание кризиса;

– скорость реакции на событие и степень её адекватности напрямую влияет на последствия;

– затрачиваемые ресурсы для выхода из кризиса должны быть адекватны уровню угрозы [15, с.66].

Последний пункт значит, что расходы на антикризисные мероприятия не должны превышать предполагаемый ущерб от самого кризиса.

Далее рассмотрим основные задачи антикризисного управления (рис.2).

Рисунок 2 - Основные задачи антикризисного управления, [6, с.301]

Антикризисное финансовое управление организацией – это сложный со структурной и технической точки зрения процесс, главная задача которого – восстановить платёжеспособность целевого организации за счёт его внутренних ресурсов, извлечь максимальный набор возможностей по нормализации рабочих циклов и в сжатые сроки поставить организацию на ноги [26, с.99].

Для таких нужд может потребоваться частичная или полная реорганизация, реструктуризация или даже перепрофилирование юридического лица. Нередко встречаются случаи, когда антикризисные менеджеры закрывают целые отелы организаций, филиалы в различных городах и сокращают большое количество работников. Однако такие меры необходимы [8, с.78].

Также можно встретить решения в виде расширения номенклатуры производства, модернизации производственных мощностей, покупки новых актуальных активов, объектов недвижимости, оборудования, наём квалифицированных специалистов на определённые должности. Всё это включено в понятие антикризисного управления.

Антикризисные мероприятия позволяют оптимизировать работу организации, предотвратить развитие финансового кризиса или смягчить последствия, наступившие в результате его наступления. Выбор стратегии зависит от типа деятельности организации и его позиции на рынке [16, с.77].

Антикризисное регулирование должно осуществляться не только со стороны руководства организаций, но и со стороны правительства. Принимаемые государством меры обязаны защитить организации от разорения и помочь им развиваться.

Выделяют следующие виды регулирования деятельности организаций и экономики в целом:

– информационное (сбор сведений о крупных и экономически значимых организаций, их анализ и учёт);

– социальное (защита интересов персонала организации-банкрота, своевременная выплата причитающихся пособий и т. д.);

– правовое (определение случаев действительной и фиктивной несостоятельности организаций);


– экономическое (стабилизация рынка и экономики в целом путём осуществления ряда соответствующих мероприятий);

– кадровое (обучение специалистов методам антикризисного управления организации);

– методическое (выявление признаков несостоятельности, осуществление профилактических мероприятий и т. д.);

– организационное (создание благотворных условий для оперативного разрешения конфликтов и кризисных ситуаций с минимальными негативными последствиями);

– экологическое (обеспечение защиты окружающей среды от отрицательного воздействия жизнедеятельности организаций и организаций) [11, с.55].

Для стабилизации финансового положения организации необходимо предпринимать целый ряд мер. Например, чтобы улучшить отношения с контрагентами, понадобится реструктуризировать имеющиеся у организации долги, перераспределить получаемую прибыль, оптимизировать производство, обновить методы работы организации и т. д.

Система управления организацией в кризисной ситуации или до наступления этого момента должна основываться на определённых принципах. Благодаря им аналитики способны оперативно выявить факторы риска и предпринять необходимые действия [9, с.29].

К основным принципам антикризисного управления относят:

– постоянную готовность к реагированию на кризисную ситуацию (чем раньше будут приняты необходимые меры, тем больше шансов у организации на восстановление платёжеспособности и положения на рынке);

– необходимость диагностирования кризиса на ранних стадиях (намного проще нейтрализовать угрозу на этапе её развития, чем бороться с наступившими негативными последствиями);

– адекватность реагирования (принимаемые меры должны быть максимально эффективны для конкретного организации, чтобы добиться желаемого результата);

– комплексность осуществляемых мер (необходимо реализовать все внутренние возможности организации для её выхода из кризиса);

– высокий уровень гибкости системы антикризисного управления (антикризисная политика должна оперативно подстраиваться под изменяющиеся условия финансовой среды) [14, с.99].

Функции антикризисного управления – это система мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений в организации.

Далее на рисунке 3 рассмотрим функции антикризисного управления.

Рисунок 3 - Функции антикризисного управления, [30, с.20]

Таким образом, антикризисное управление – это подразумевает борьбу с проблемными ситуациями путем комплексных и глобальных способов их анализа. Функции антикризисного управления – это система мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений в организации.


Организация антикризисного управления требует использования определенных методов, которые помогают и позволяют воплощать в жизнь антикризисное управление (рис. 4).


Рисунок 4 - Методы антикризисного управления организацией, [4, с.2]

Далее рассмотрим данные методы более подробно.

Метод 1. Сокращение затрат.

Во время кризиса организация, как правило, испытывает финансовые трудности. В этом случае оправдано применение такого метода антикризисного управления, как сокращение затрат [23, с.88].

Затраты уменьшают за счет сведения на нет расходов, не относящихся к основной деятельности организации, оптимизации расходов на персонал и т.д.

Метод 2. Создание оптимальной отчетности.

Для деятельности кризисного организации особое значение приобретает формирование оптимальной отчетности, то есть управленческой отчетности, способной объективно отразить состояние дел организации.

За её основу необходимо взять анализ движения денежных средств и рентабельности проблемного организации [27, с.93].

Метод 3. Реорганизация структуры организации.

Антикризисный менеджмент использует реорганизацию организаций в форме выделения и/или разделения. Этот метод позволяет финансово стабилизировать положение организации, предотвратить потери её рыночной стоимости, диверсифицировать капитал [13, с.60].

Метод 4. Увеличение поступления денежных средств.

Увеличение денежных средств делает возможным проведение антикризисных мероприятий. Здесь важно правильно определить приоритетные способы роста денежного потока организации.

Метод 5. Определения стратегии развития организации.

Анализ деятельности кризисного организации служит основой для разработки антикризисной стратегии. Такая стратегия меняется под воздействием множества факторов внутреннего и внешнего окружения организации [17, с.147].

Определение антикризисной стратегии условно можно поделить на 3 этапа:

  1. Всесторонняя диагностика организации.

2. Корректировка целей и миссии организации на основе полученных результатов.

3. Выбор альтернативной стратегии, способной вывести организация из кризисной ситуации [19, с.74].

Сложная обстановка в экономике, международные санкции, высокий курс валют осложняют деятельность практически любого российского организации.

Чтобы не допустить развития кризиса, необходимо знать основные этапы вывода организации из создавшейся ситуации.

Этап 1. Определение кризисного эпицентра.