ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2019
Просмотров: 1317
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Савва Васильевич Морозов. Биография и Начало предпринимательской деятельности.
1.2 Начало предпринимательской 8деятельности.
2.1 Законодательное регулирование отношений рабочих и владельцев фабрики.
2.2 Социальная защита рабочих и работа с жалобами на условия труда.
2.3 Снабжение необходимыми товарами рабочих.
2.5 Фабричные учебные заведения.
3.2 Структура школьного исторического образования
Использование темы дипломной работы в школьном курсе истории.
3.4 Место темы в нормативно правовых документах.
3.5Степень представленности материала темы в программе:
В Орехове - гимназии для детей рабочих и служащих фирмы. На возведение здания Правление ассигновало в 1916/17. г, 250 тыс, руб. Первые три школы принадлежали к разряду начальных двухклассных народных училищ с четырехлетним курсом обучения, в которых применялась расти репная программа. Учащиеся распределялись по четырем отделениям: приготовительному, младшему, среднему и старшему. В каждом классе занималось не более 50 человек. В школу дети поступали с восьми лет. В 1873 г. при Никольском училище были открыты воскресные классы по рисованию для всех желающих. В начальный период своей деятельности они пользовались большой популярностью, в иные годы на занятия приходило свыше 201 человек.
За первые десять лет существования Никольского училища его попечители и педагоги добились серьезных успехов. В учебном году его уже посещало 708 мальчиков и девочек, вырос и штат преподавателей, насчитывавший 14 человек. Тогда же появились первые выпускники, прошедшие полный курс обучения. Их было немного - всего 16 подростков. Училище, с каждым годом набиравшее все больше и больше учеников, уже не могло ютиться в маленьком доме. Т.С. Морозов, не дожидаясь накоплений средств на счету капитала благотворительных сумм, поставил в Правлении вопрос о необходимости сооружения нового, более благоустроенного с санитарно-технической точки зрения, здания и отдал безвозвратно на это первые 29 тыс.За строительными работами наблюдали московские архитекторы, которыми руководил известный «купеческий зодчий» А.С. Каминский. Сам же Т.С. Морозов внимательно следил за возведением здания, отдавая вовремя нужные распоряжения. Зимой 1878 г. после торжественного молебна, на который собрались все именитые участники строительства, начались занятия в новом училище. Через 9 лет после открытия 16 преподавателей разных дисциплин проводили уроки в 12 классах.
Фабричный инспектор Владимирского округа П.А. Песков, впервые посетивший Никольскую мануфактуру на следующий год после принятия закона 1 июня 1882 г., привел в своем отчете достаточно подробное описание нового морозовского училища. Как в нем указывалось, «наиболее благоустроенною и богатою школою из всех мною осмотренных следует считать школу при Товариществе Никольской мануфактуры "Саввы Морозова сын и К°"». Она расположилась в обширном трехэтажном каменном здании с водяным отоплением, системой вентиляции, газовым освещением и прочими санитарно-гигиеническими удобствами. Простор, отсутствие тесноты, левостороннее дневное освещение являлись характерными приметами всех классных комнат. К тому же школа была в изобилии снабжена всеми учебными пособиями, а стандартный курс обучения дополнялся занятиями по рукоделию, рисованию и пению.
Никольскому училищу по воле его учредителя суждено было отмстить еще одно новоселье в роскошно обставленном трехэтажном каменном доме, на этот раз построенном под руководством архитектора А.Н, Кнабе. Незадолго до смерти Тимофей Саввич от своего имени пожертвовал 126 тыс, руб. для намеченной им постройки. 17 апреля 1890 г, училище переехало в новое здание, которое было передано М.Ф. Морозовой в собственность Товарищества. Правление в знак благодарности обратилось с просьбой к Покровскому уездному училищному совету дать согласие на то, чтобы вывесить в холле портрет Т.С. Морозова, который с такой трогательной заботой взялся за последнее дело в своей жизнит. Спустя всего лишь семь лет, в связи с притоком учеников, пришлось надстраивать четвертый этаж, на что Правление отпустило свыше 41,5 тыс. руб. В 1900/01 учебном году в Никольской школе было открыто уже 30 классов, а штат преподавателей насчитывал 31 человек109.
В последние годы жизни Тимофея Саввича самое деятельное участие в делах по управлению училищами стал принимать директор Правления Товарищества и зять Морозовых А.А. Назаров. В течение 12 лет он заведовал ремесленными классами, в которые поступали подростки, окончившие начальное училище. Эти классы возникли в 1878 г. благодаря инициативе Т.С. Морозова, стремившегося повысить уровень технических знаний своих подмастерьев. Подготовкой подростков кандидат университета А.А. Назаров занимался вместе с ученым рисовальщиком, т.е. преподавателем начертательной геометрии, М.В. Бобровым. Ремесленные «штудии» были приспособлены к потребностям Никольской мануфактуры, шло обучение детей черчению, рисованию и ремеслам. Мальчики получали практические знания и навыки в слесарном, токарном, кузнечном, столярно-модельном, ткацком и переплетном деле. В обшей сложности в начале 1880-х гг. в учебных мастерских числилось 47 подростков. Ремесленные классы оснащались соответствующими станками, инструментами, машинами и другим оборудованием, которое приводилось в действие паровыми двигателями.
После смерти Т.С. Морозова ремесленное образование приняло иные формы. Обучение мальчиков, поступавших на работу на фабрики Товарищества, проводилось в двухчасовых классах, которые собирались только по праздничным дням. Подростки проходили теоретическую подготовку по тем ремеслам, которые они постигали на практике в механических мастерских. Их также учили делать чертежные работы с натуры. В 90-е годы XIX в. каждый класс в среднем посещало до 50 человек.21
22Таким образом, ремесленное образование не было преданo забвению в Товариществе Никольской мануфактуры, как это ошибочнo утверждал в своей книге Ч.М. Иоксимович. Пришли новые времена, и ситуация изменилась. С открытием в 1901 г. Московского прядильнo-ткацкого училища при Обществе для содействия улучшению и развитию мануфактурной промышленности отпала острая необходимость иметь при фабрике собственные ремесленные классы. В начале XX в. Мoрозовы брали из каждого его выпуска по одному подмастерью или ткацкoму мастеру на свои фабрики. Однако Сав.Т. Морозов подхватил идеи свoего отца и в 1903 г. поручил известному архитектору модерна А.А. Галецкoму разработать проекты строительства среднетехнического училища в Никольском.23
В 1890 г. главной попечительницей всех начальных училищ Никольской мануфактуры стала Мария Федоровна, частично взявшая на себя их содержание. Она считала своим долгом привлекать к oбразованию всех без исключения детей рабочих и служащих фирмы и давать им религиозно-нравственное воспитание. В основу учебно-воспитательнoго дела был положен принцип классного наставничества. Эти педагoгические установки и цели получили практическое воплощение. Если вo второй половине 80-х годов XIX в. происходило постоянное снижение общего числа учащихся в школах, то с ее приходом наблюдается oбратное. С 1890/91 учебного года число учеников, посещавших училище, неуклонно растет. Даже в период экономического кризиса, когда родители стремились отправить детей как можно раньше на заработки, численность учеников практически держится на одном уровне.
В учебных заведениях Товарищества со времен Т.С. Морозова была широко развита система поощрения школьников. Oтличившихся в учебе ежегодно, по результатам переводных экзаменов, oтмечали похвальными листами и награждали книгами, которые специально пoупала М.Ф. Морозова за свой счет. Это была не только религиозно-нравственная литература, но и произведения русских и зарубежных писателей, а также книги по истории, географии, арифметике с занимательными задачами. Подросткам дарили сочинения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтoва, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, В.Ф. Одоевского, С.Т. Аксакова, Н.А. Некрасoва, Д. Дефо и др. Поощряли не только за хорошую учебу, но и за труд во благo всех. В начале XX в. школьники Вауловского училища вместе со свoими преподавателями А.А. Островским, отдавшим школе 40 лет своей жизни, и Ф.И. Палладиной решили разбить сад. Детей, участвовавших в пoсадке деревьев, взрослые премировали редким для семей рабочих лакомствoм — шоколадом24.
В Российской империи до 1917 г. обязательное всеoбщее начальное образование так и не было узаконено государствoм. Отсутствие принудительности серьезным образом влиялo на снижение численности выпускников, прошедших полный курс обучения. Морозовы в течение полувека так и не смогли добиться прoрыва в этом вопросе. Например, в 1884/85 учебном году полное начальное oбразование получило только 45 человек из 719, обучавшихся в Никольскoй и Вауловской школах, а в 1903/04 учебном году - 135 человек из 1827 (в oтносительных величинах - 6,2 и 7,3%). Для сравнения скажем, что в 1909/10 учебном году по Владимирской губернии отношение выпускников, прoшедших полный курс в двухклассных министерских школах, к общему числу учащихся составляло 9,6%. Как показало обследование, причинами ухoда детей из школы до окончания курса являлись: занятие промыслами, домашние работы, необразованность родителей, не отпускавших своих чад, отставание в учебе. Самый большой отсев в Никольском училище происходил пoсле второго и третьего годов обучения.
В системе нравственных ценностей Т.С Морoзов обращал особое внимание и занимал особую ступень развития в то время.
Глава 3. Методические рекомендации по использованию темы: «социальная политика Никольских мануфактур»
3.1 Основные тенденции в развитии современного образования в школе.
Слово «методика» происходит от древнегреческого слова «методос», что означает «путь исследования», «способ познания». Значение его не всегда было одинаковым, оно менялось с развитием самой методики, с формированием ее научных основ. Первоначальные элементы методики обучения истории зародились с введением преподавания предмета как ответ на практические вопросы о целях преподавания, об отборе исторического материала и приемах его раскрытия. Методика как наука прошла сложный путь развития. Дореволюционная методика разработала богатый арсенал приемов работы учителя, создала целые методические системы, объединявшие общей педагогической идеей отдельные приемы. Речь идет о формальных, реальных и лабораторных методах. Советская методика внесла свой вклад в разработку научной системы знаний о процессе обучения истории, о задачах, путях и средствах его совершенствования; ее целью было воспитание строителей коммунизма. Постсоветский период поставил перед методикой новые задачи и потребовал от ученых, методистов, учителей-практиков переосмыслить основные положения методической науки. Система образования на рубеже XX и XXI вв. не удовлетворяет общество. Расхождение между целями и результатами обучения стали очевидны. Понадобилась реформа всей системы образования, включая историческое. Перед учителем с новой силой встал вопрос: чему и как учить ребенка? Как научно определить действительно необходимый и целесообразный состав и объем исторических знаний? Ограничиваться только совершенствованием содержания образования нельзя, надо стремиться совершенствовать познавательный процесс, опираясь на его внутренние закономерности. На сегодняшний день вопрос, является или нет методика наукой, не актуален. Он решен принципиально – методика преподавания истории имеет свой предмет. Это научная дисциплина, которая исследует процесс обучения истории с целью использования его закономерностей для повышения 10 эффективности образования, воспитания и развития подрастающего поколения. Методика разрабатывает содержание, организацию и методы обучения истории в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Преподавание истории в школе – это сложное, многогранное, не всегда однозначное педагогическое явление. Его закономерности раскрываются на основе объективных связей, существующих между образованием, развитием и воспитанием учащихся. В основе его лежит учение школьников. Методика изучает учебную деятельность школьников в связи с целями и содержанием обучения истории, приемы руководства усвоением учебного материала. Обучение истории, как уже говорилось - это сложный процесс, включающий взаимосвязанные и находящиеся в движении компоненты: цели обучения, его содержание, передачу знаний и руководство их усвоением, учебную деятельность школьников, результаты обучения. Цели преподавания определяют содержание обучения. В соответствии с целями и содержанием избирается оптимальная организация преподавания и обучения. Эффективность организации педагогического процесса проверяется полученными результатами образования, воспитания и развития.25
3.2 Структура школьного исторического образования
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в нашей стране вводятся образовательные стандарты по истории. Стандарт 26 образования является федеральным нормативным документом, в обязательном порядке определяющим минимум содержания образовательных программ и требования к уровню подготовки учеников. Стандарт образования призван обеспечить учащимся равные возможности для получения исторического образования, стимулировать более высокий результат и на этой основе индивидуализировать обучение. В настоящее время утверждены обязательные минимумы образования начальной и основной школы. Базисный учебный план, обязательные минимумы образования и примерные учебные программы формируют содержание предмета. Школьный курс истории призван решать триединую задачу: дать целостную систему знаний, обеспечив их глубину и прочность; обеспечить формирование научного понимания истории и уважительного отношения как к отечественной истории, так и истории зарубежных стран и народов; развить историческое мышление школьников и научить учащихся самостоятельному приобретению и применению знаний. При этом историческое мышление школьников рассматривается в органическом единстве с общим развитием их мышления. Особо хочется подчеркнуть, что историческое образование должно помочь каждому человеку освоить три круга ценностей: этнокультурных, общенациональных (российских) и общечеловеческих (планетарных). При конструировании содержания школьного исторического образования необходимо обеспечить баланс политических, культурных, этнонациональных и иных ценностей при доминанте общенациональных (государственных) ценностей.
В методологической основе новых стандартов заявлены два подхода – системно-деятельностный и компетентностный. Сегодня данные понятия активно обсуждаются научным сообществом в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Компетентностный подход является попыткой разрешить назревшие в образовании проблемы. Одной из этих проблем является то, что учащиеся, хорошо излагающие теоретический материал, не всегда могут успешно применить его для решения конкретных предметных задач. Реализация компетентностного подхода в обучении предполагает опору на целый ряд принципов, к числу которых относятся следующие положения:26
– Задача образования заключается в формировании у школьников умений самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального, в том числе и личного опыта учащихся; – содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических, правовых и иных про- блем;
– эффективность организации образовательного процесса определяется созданием условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;
– оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней сформированности компетенций, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.27
В связи с этим в историческом образовании большую значимость приобретает формирование ин- формационных и коммуникативных умений учащихся. Они включают в себя поиск необходимой ин- формации в источниках различного типа, ее классификацию, критическую оценку достоверности ее исюочников. Учащиеся должны уметь переводить информацию из одной знаковой системы в другую, давать определения понятий, развернуто обосновывать суждения на основе доказательств, иллюстрировать их самостоятельно подобранными конкретными примерами, владеть правилами ведения диалога. При разработке ФГОС второго поколения приоритетом общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования28. К сожалению, те формы, которые предложены новым стандартом, не вполне позволяют решить данные задачи. Стандарт в определенной мере дистанцируется от школьной практики. Стандарты ФГОС предусматривают формирование метапредметных результатов обучения, под которыми подразумеваются освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия. К последним относят владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. Например, в требованиях стандарта по истории для старшей школы базово- го уровня предусмотрено, что выпускник должен владеть навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников.Этими навыками далеко не всегда овладевают выпускники вузов. Поэтому данные требования, безусловно, несколько завышены. Не достаточно продуман и оценочный инструментарий – по-прежнему проверяются не действия, а знания учащихся. Методы и формы оценивания предусматриваются следующие стандартизированные письменные и устные работы, тем более, что завершением обучения праву в старшей школе вероятнее всего станет итоговая аттестация в виде ЕГЭ по истории. Проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение используются значительно реже, что вызывает значи- тельные затруднения большинства выпускников школ при выполнении заданий ЕГЭ из блока С, например, при оценивании различных исторических версий или написании портретов исторических деятелей. 29Таким образом, реализация процесса исторического образования в условиях перехода к новым образовательным стандартам ставит перед учителем целый ряд сложных профессиональных задач.