Файл: диплом социальная политика никольских мануфактур.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.07.2019

Просмотров: 1242

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1 Савва Васильевич Морозов. Биография и Начало предпринимательской деятельности.

1.1Биография С.В Морозова.

1.2 Начало предпринимательской 8деятельности.

1.3 Организация сбыта.

Глава 2. Социальная защита рабочих на предприятии развитие трудового законодательства и фабричных инспекций.

2.1 Законодательное регулирование отношений рабочих и владельцев фабрики.

2.2 Социальная защита рабочих и работа с жалобами на условия труда.

2.3 Снабжение необходимыми товарами рабочих.

2.4 Медицинское обслуживание.

2.5 Фабричные учебные заведения.

3.2 Структура школьного исторического образования

Использование темы дипломной работы в школьном курсе истории.

3.4 Место темы в нормативно правовых документах.

3.5Степень представленности материала темы в программе:

3.6 УМК и требования к учебнику по истории.

Глубокие перемены в различных сферах жизни российского общества, которые произошли за последнее десятилетие ХХ в., вызвали существенные изменения в школьном историческом образовании, в подготовке учебной литературы. Вместо монополии одного учебника по отдельному курсу изданы параллельные учебные книги, отличающиеся разнообразием методологических принципов и подходов.

3.8.Методические разработки для изучения темы «Никольская мануфактура. Социальная политика предприятия»

Заключение.

Список литературы.


3.3 УМК по Истории.

Школьная теория и практика преподавания истории находятся в состоянии поиска. Многие аспекты познания прошлого, соотношение фактов и авторских интерпретаций в школьных программах и учебниках, оптимальное соотношение локальных, региональных, мировых компонентов содержания отражаются в учебно-методическом комплексе (УМК) по истории. УМК – это совокупность: а) учебных пособий: учебников, хрестоматий, книг для чтения; б) методических изданий: книг, статей, рекомендаций, сборников заданий; в) наглядных средств обучения: печатных, объемных, экранно-звуковых; г) научной, научно-популярной и художественной литературы, – определяющая содержание и методику изучения конкретных курсов Первая попытка анализа современного состояния учебно-методического комплекса предпринята Е.Е. Вяземским. Он считает, что основным компонентом УМК по истории остается учебник. Существует противоположное мнение, принципиально отвергающее историческое образование по учебнику и заменяющее его рабочими тетрадями (см.: Троицкий Ю.Л. Методические рекомендации к серии рабочих тетрадей по истории // Методика к рабочим тетрадям для средней школы. М., 1996). Однако школа сегодня работает по учебникам, федеральный список которых включает более 40 наименований.30











Использование темы дипломной работы в школьном курсе истории.

Тема: «Социальная политика Никольских мануфактур.» имеет непосредственное отношение к школьному историческому образованию. Поэтому необходимо определить место вышеуказанной темы в нормативно-правовых документах, выработать практические рекомендации для изучения данной темы в рамках школьного курса на уроках истории.

3.4 Место темы в нормативно правовых документах.

Тема «Социальная политика Никольских мануфактур»

Тема сформулирована следующим образом: Никольская мануфактура. Социальная политика предприятия. Согласно современной концепции образования, данная тема изучается в школьном курсе дважды в 9 и 11 классах. Количество часов, выделенных на изучение курса истории России в 9 классе - 68 часов в год, 2 часа в неделю. Курс охватывает период с начала XX века до начала XXI века.

Образовательный стандарт полного общего образования по истории(профильный уровень)

История России.

История. Россия в XIX веке.

Внутренняя политика Николая,Социально-экономическое развитие Общественное движение в годы правления Николая I Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг.





урока

Тема урока

Планируемый результат

Основные понятия

Оборудование и материалы

Межпредмет-ные связи




27

Внутренняя политика России в начале XIX

1)определить основные внутриполитические при­оритеты России

2)раскрыть инициативу Николая II, решения совершенствования промышленности

3)выяснить основные направления внутренней политики 4)выявить расстановку промышленных сил на мировой арене

5)установить зависимость внутренней и внешней политики правительства в начале XX в.;



История России. Тесты.

Аннин А.Г. Отечественная история 1905–1941. Хрестоматия по истории СССР.

Герои русской истории.

Журнал «100 битв, которые изменили мир».


География, обществознание,

ОБЖ,

математика, изобразительное искусство, технология



31

Социально-экономическое развитие Общественное движение в годы правления Николая I

1)раскрыть причины,

развития

2)определить социально-экономическое и внутри-политическое состояния населения.

3)характеризовать отношение общества к развитию промышленности, и её масштабам

4)показать перестройку промышленности на военный лад и создание общественных организаций для помощи армии и фронту

Репин А.В. История России.

Тюкавкин В.Г.

Герои русской истории.

Журнал «100 битв, которые изменили мир». № 32: Энциклопедия для детей Т. 5. История России.

Я познаю мир: Санкт-Петербург.

Я познаю мир: История


География, обществознание,

ОБЖ, математика, литература, изобразительное искусство, технология



3.5Степень представленности материала темы в программе:







Тема урока

К/ч

Тип урока

Элементы содержания

1.

Внутренняя политика России в начале ХIХ в.

1 ч.

Урок практического применения новых знаний и умений.

Основные направления внутренней политики, переустройство промышленности и страны в целом,превращение страны из аграрной в промышленную













3.6 УМК и требования к учебнику по истории.

Глубокие перемены в различных сферах жизни российского общества, которые произошли за последнее десятилетие ХХ в., вызвали существенные изменения в школьном историческом образовании, в подготовке учебной литературы. Вместо монополии одного учебника по отдельному курсу изданы параллельные учебные книги, отличающиеся разнообразием методологических принципов и подходов.

В условиях вариативного образования современные учебники истории должны отвечать следующим требованиям:

-соответствовать обязательному минимуму содержания и авторской программе по истории; обеспечиваться и дополняться разноплановыми учебно-методическими пособиями;

-издаваться на основе единой программы в составе учебно-методического комплекса; обеспечивать преемственность школьного исторического образования по "вертикали";

-отказаться от политических пристрастий, быть более взвешенными в освещении спорных и конфликтных тем;

-по возможности в равной степени знакомить учащихся с разными аспектами исторического прошлого - культурными, социальными, духовными и др.;

-быть вариативными, отражать особенности регионов России, ее многонациональность и поликультурность;



-быть многофункциональными, совмещая в себе авторский текст, хрестоматийные и справочные материалы, иллюстрации, методический аппарат, оценочный инструментарий;

-раскрытие истории в эмоционально-насыщенных образах;

-построение материала в виде рассказов, форме книги для чтения;

-ориентация читателя на стимулирование творческого воображения и совершенствование эмоционально-ценностного восприятия учащихся;

-раскрытие классического набора фактов, составляющих фундаментальную основу исторической науки и вместе с тем опора на новые достижения исторической науки;

-построение учебника в форме, удобной для организации учебного процесса; подготовка учащихся к восприятию цивилизационного подхода в старших классах;

-формирование исторического сознания школьников; возможная форма построения учебного процесса - введение курса истории мировых цивилизаций;

-обеспечение специфики исторического образования в различных видах и типах учебных заведений.

В настоящее время одной из наиболее актуальных задач совершенствования исторического образования в системе общего среднего образования является подготовка единого учебника по курсу «История России». Согласно данным, предоставленным информационным агентством РИА Новости:


«В апреле 2013 г. президент РФ Владимир Путин поручил правительству к декабрю 2013 г. разработать единую концепцию курса истории России в школах и избавить учебники российских школьников от двойных толкований».31

Каким же должен быть новый учебник истории?

«— "Учебники для школы должны быть написаны хорошим русским языком и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований. Это должно быть обязательным требованием ко всем учебным материалам", — заявил Путин.



Они должны быть, по мнению президента, "рассчитаны на разные возрасты, но построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого".

К созданию общероссийского учебника истории могут быть привлечены не только специалисты министерства образования и науки и Российской академии наук, но и двух старейших российских общественных объединений — исторического и военно-исторического обществ, считает Владимир Путин».32

Курс История России. Россия во второй половине XIX- начале XX века изучается в школе по учебникам для 9 класса:

1.Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век.

9 класс. 1997. Просвещение.

2. Загладин Н.В.,Минаков С.Т. История России XIX век.9 класс. М. 2007.

Курс История России. Россия во второй половине XIX- начале XX века изучается в школе по учебникам для 11 класса:



  1. Загладин Н.В.,Козленко С.И.,Петров Ю.А.: История России XX- нач. XXI века.11 класс

  2. Левандовский А.А.: История России, XX - начало XXI в. 11 класс.



Учебник: «История России XX- нач. XXI века.11 класс» Загладин Н.В.,Козленко С.И.,Петров Ю.А.

1.1)Преобладает текст описательно-познавательного характера, объяснительного, пояснительного и дополнительного (имеются цитаты из источников)

2) Принцип изложения материала: хронологический и тематический

3)Текст учебника соответствует познавательным возможностям учащихся 11 класса. Материал изложен кратко, основные события выделены.

4)Текст страдает информационной недостаточностью, материал изложен весьма кратко и занимает всего лишь один пункт в параграфе.

5) Материал излагается индуктивным способом, т.е. от частного к общему.

6)Основное назначение компонентов дополнительного текста представить точки зрения очевидцев на обозначенные события. Кроме того в качестве дополнительных текстов представлена биографии известных политических деятелей. Основное назначение данных текстов дать учащимся основную информацию о биографии личности и тех событиях, которые повлияли на политические взгляды того или иного деятеля.

Качество методического аппарата учебника:

А)Домашние задания располагаются в конце параграфа, но имеются опережающие задания по теме перед началом параграфа (напр. Перед началом параграфа по моей теме ставится опережающий вопрос данной теме: «Перечислите наиболее значимые социальные противоречия, с которыми Россия вступала в XIX векчего не хватало городскому рабочему населению»). Также после представленных фрагментов документов в параграфе имеются вопросы по содержанию фрагментов источников. Имеются вопросы и задания к каждой главе.


Характер заданий:

-репродуктивный

-проблемный

-дифференцированный

Б)Шрифт. Основные события, понятия, названия политических организаций, имена исторических деятелей выделены курсивом.

Жирным шрифтом выделены названия документов и отдельных пунктов.

Петит использован для подписей к иллюстрациям.

В)Типы таблиц: статистические.

Г) Инструктивно-методические материалы отсутствуют.

2) Аппарат ориентировки прослеживается только на уровне учебника – оглавление, расположенное в конце учебника.

3)Преобладающий вид изображений - фотографии. Изображения синхронны с излагаемым текстом.

3.Как уже упоминалось мною ранее, материал учебника по моей теме изложен весьма кратко, материал нуждается в дополнительных пояснениях учителя. Но в тоже время основные моменты, такие как причиныпромышленной отсталосталости России в XIX. На мой взгляд, при работе с данным учебником учителю необходимо дополнить материал сведениями и международной обстановке.

ИСТОРИЯ РОССИИ. В ДВУХ ЧАСТЯХ. 10 КЛАСС (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ)

Авторы: Боханов А. Н., Сахаров А. Н

1.1Преобладает текст объяснительного и пояснительного характера, имеет место дополнительный материал(цитаты из источников, приводятся статистические сводки)

2) Принцип изложения материала- хронологический.

3) Текст учебника соответствует познавательным возможностям учащихся 10-11класса, материал изложен доступным пониманию школьников языком, основные понятия и даты вынесены в словарь и в хронологическую таблицу в конце учебника.

4) Одним из недостатков учебника является информационная недостаточность. Материал по обозначенной теме занимает всего два пункта в параграфе, также следует отметить что основная часть информации касающейся темы лёгкой промышленности, по моей теме выделена целая статья,с биографией Морозова и его деятельностью.

5) Материал излагается дедуктивным способом, т.е. от общего к частному.

6)Основное назначение компонентов дополнительного текста дать учащимся более точное представление о том или ином историческом явлении с опорой на статистические данные, или дополнительную информации о том или ином историческом деятеле.

2.1Качество методического аппарата учебника:

А)Домашнее задание расположено в конце параграфа, но перед началом параграфа перед учащимися ставится проблемный вопрос, а также вопросы, касающиеся пройденного материала. Кроме того после каждого представленного фрагмента исторического источника перед учащимися ставится ряд вопросов, основная цель этих вопросов- привлечь внимание к ключевым и наиболее значимым моментам, затрагиваемым в документе. В конце параграфа учебник предлагает учащимся дать определение понятий, использованных в параграфе. В начале каждой новой темы перед учащимися ставится проблемный вопрос, наводящий учеников на мысль о тех событиях, речь о которых пойдет в новой теме.


Характер заданий:

-проблемный

-дифференцированный

-репродуктивный

Б)Шрифт. Заголовки пунктов параграфа, основные понятия выделены жирным шрифтом. Петит использован для подписей к иллюстрациям.

В)Типы таблиц- хронологические, статистические.

Г)Инструктивно-методические материалы отсутствуют.

2) Аппарат ориентировки прослеживается только на уровне учебника-оглавление расположенное в начале учебника.

3)Преобладающий1 вид изображений- иллюстрации и плакаты. Изображения синхронны с излагаемым текстом.

3. Материал учебника, касающейся вышеобозначенной темы изложен не достаточно подробно, но в то же время стоит отметить что в отличие от учебника, который рассматривался выше,в этом учебике более ясно и чётко выделены основные проблемы промышленного производства того времени.



3.8.Методические разработки для изучения темы «Никольская мануфактура. Социальная политика предприятия»

Урок (тип)

Тема

Основные понятия по теме

Умения и навыки

Комбинированный урок

Никольская мануфактура. Социальная политика на предприятии.

Социальная политика

Мануфактура

Полотно

Станок

Стачка

Фабрика


-умения работы с документами

-характеристика предприятия



-определение причинно-следственных связей.

Структурно-функциональный анализ материала по теме:

1.1.План изучаемого материала:

1. История зарождения данного предприятия.

2. Биография основателя

3.Стадии развития

4. Ход торговли

5. Социальная политика

1.2.Главные факты:

1) Тимофей Саввич родился и вырос в дружной и строгой правилами старообрядческой семье купца-предпринимателя Морозова Саввы Васильевича, был младшим из сыновей. Однако, именно ему отец доверил в начале 1850-х годов функции по организации и управлению производством и торговлей своих фабрик. Тимофей был единственным из сыновей, кто не испытывал на себе крепостного права - решение отца базировалось, прежде всего, именно на этом.

Тимофей Саввич полностью оправдал надежды отца: с 1857 г. он начал приобретать земли в Тверской губернии под будущую фабрику — Тверскую мануфактуру, которая открылась в 1859 г. В 1871 г. после раздела с другими наследниками Тимофей Саввич переименовал семейную фирму в торговый дом «Саввы Морозова сын и К», став главным владельцем этого предприятия. До конца своих дней целиком посвятил себя работе и благотворительности, вместе со своей супругой, известной меценаткой — Морозовой Марией Федоровной. Тимофей Саввич заложил основы стабильного и самоподдерживающегося развития фирмы.



2) Тимофей Саввич с 1868 г. всегда был участником общественной работы. Список различных общественных должностей, занимаемых Тимофеем Саввичем в различное время, довольно обширен: он был и выборным, и гласным Московской городской думы(1866-1876), членом Московского отделения Совета торговли и мануфактур (совещательного органа при Министерстве финансов) и многие другие.