Файл: Выбор стиля руководства в организации (Классификация стилей руководства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приведенные данные, как и в целом практика руководства, свидетельствует о неизбежном переходе от автократического и либерального к демократическому стилю, преимущества которого обнаруживаются сейчас, когда постепенно преодолеваются административные методы управления.

В наши дни не может рассчитывать на успех руководитель, который видит в подчиненных не более как исполнителей.

Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Эффективный руководитель формируется в процессе организационного и группового развития, выступая в качестве лидера. Движущая сила его развития - беспощадный самоанализ, непрерывное самообучение, уверенность в себе, энтузиазм.

Согласно вышеизложенному можно сделать следующий вывод, что руководство является до некоторой степени искусством. Возможно, по этой причине исследователи не смогли разработать и обосновать теорию эффективного стиля руководства, которой бы можно было использовать в самых разных ситуациях и самым разным руководителям. Но возможно если бы этот стиль был выработан, то само руководство потеряло бы всю свою привлекательность, рискованность, превратилось бы в набор стандартных действий и приёмов. Но все рассмотренные стили руководства помогут руководителю научиться выбирать стиль, исходя их конкретной ситуации. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние на подчиненных, а не структурировать условия осуществления их работы. Со временем те же самые руководители сменят стиль из-за изменения характера задачи, с возникающими перед подчиненными проблемами, давлением со стороны высшего руководства и многими другими факторами, характерными для организации. Поэтому эффективные руководители - это те, кто может вести себя по-разному - в зависимости от требований реальности. «В руководстве людьми нет абсолютных истин, так как у каждого свой неповторимый характер, навыки, умения, достоинства и недостатки, и поэтому все руководители ведут себя по-разному в одинаковых обстоятельствах. Успешное руководство - это функция трёх переменных: руководителя, подчинённого и изменения ситуаций».


Заключение

Стили управления можно рассматривать с точки зрения разных теорий: с позиции личных качеств руководителя, с позиции взаимоотношений руководителя с подчиненными, с позиции, что человек – основа любой организации и с позиции зрелости сотрудников. Все данные теории рассматривают управление организацией во всем его многообразии.

Не существует некоего идеального стиля руководства, пригодного для всех случаев жизни. Применяемый менеджером стиль или сочетание стилей могут зависеть не только от личности менеджера, но и от соответствующей ситуации. "Правильный" стиль руководства не может быть определён заранее, поскольку жизненные управленческие ситуации не стандартны, а качества личности менеджера и подчиненных имеют свойство изменяться в соответствии с изменениями управляемой среды.

Эффективность управления определяется комплексными социальными связями, возникающими непосредственно в практике управления. Это касается, прежде всего, реализации демократических норм социального партнёрства и предполагает формальное равенство участников трудового процесса, соблюдение культурных норм языкового контакта, учёт руководителем психических и эмоциональных особенностей разных социальных и профессиональных групп.

Для эффективного управления руководитель должен использовать разнообразные методы и приёмы управления, правильно организовывать, мотивировать и контролировать своих сотрудников, использовать методы делегирования для более успешной деятельности.

Стиль управления взаимосвязан с другими основными категориями управления. При этом стиль является следствием методов, задач и целей управления, но с другой стороны стиль оказывает влияние на применение того или иного метода управления. Поэтому стиль руководителя рассматривается как стиль управления, а стиль руководителя в свою очередь влияет на эффективность управления.

Библиография

  1. Алексеев, А. Н. Менеджмент / А. Н. Алексеев [и др.] ; ред. И. Н. Шапкин. – М. : Юрайт : ИД Юрайт, 2011. – 690 с.
  2. Виханский, О. С. Ме­недж­мент : учеб­ник / О. С. Ви­хан­ский, А. И. На­у­мов. – 4-е изд., стер. – М. : Экономистъ, 2006. – 670 с.
  3. Гольдштейн, Г. Я. Основы менеджмента : учебное пособие / Г. Я. Гольдштейн. – 2-е изд., перераб. и доп. – Таганрог. : ТРТУ, 2003. – 230 с.
  4. Дафт, Р. Л. Менеджмент : учебник / Р. Л. Дафт ; пер. с англ. В. Вольского и др. ; под общ. Ред. Ю. Н. Каптуревского. – 2-е изд. – М. : Питер, 2003. 829 с.
  5. Друкер, П. Ф. Менеджмент : Пер. с англ. / П. Ф. Друкер, Дж. А. Макьярелло. – М. : Вильямс, 2010. – 699 с.
  6. Кнор­ринг В. И. Тео­рия, прак­ти­ка и ис­кус­ство управ­ле­ния : учеб. для ву­зов по спец. "Ме­недж­мент" / В. И. Кнор­ринг. – 2-е изд., изм. и доп. – М. : Нор­ма : Нор­ма-ИНФРА-М, 2001. – 511 с.
  7. Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник / Э. М. Коротков. – М.: Юрайт, 2011. – 640 с.
  8. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 1997. – 271-275, 277, 283 с.
  9. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Юристъ, 1998, - 292, 293, 289 с.
  10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Издательство «Дело», 2002 – 493-494, 503-504 с.
  11. Основы менеджмента: Учеб. для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высш. школа, 2002 – 176 с.
  12. Радугин А.А. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 1997 – 245-247, 258-262 с.
  13. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2000. - 213 с.

Приложение 1 Сравнительная таблица стилей управления

Объект сравнения

Стили руководства

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Способ принятия решений

Единоличный руководитель

Руководителем совместно с подчиненными

Индивидами или группой при участии руководителя или без него

Способ воздействия на подчиненных

Приказ

Предложение

Просьба, уговоры, крайне редко, угрозы

Ответственность

На руководителе

В соответствии с полномочиями

На исполнителях

Инициатива исполнения

Допускается

Поощряется и используется

Преобладает

Предпочтительные сотрудники

Исполнительные и покорные

Квалифицированные

Инициативные и творческие

Отношение руководителя к внешним контактам

Соблюдает дистанцию

Активно поддерживает

Инициативы не проявляет

Отношение к подчиненным

Жесткое и требовательное

Доброжелательное и требовательное

Мягкое, нетребовательное

Требования к дисциплине

Формальные, жесткие

Разумные

Неопределенные

Способы стимулирования сотрудников

Административные

Экономические

Моральные

Психологический климат в коллективе

Напряженный

Благоприятный

Произвольный

Дисциплина в коллективе

Очень высокая

Средняя

Низкая

Интерес сотрудников к работе

Низкий

Высокий

Высокий либо низкий

Особенности труда

Высокая интенсивность

Высокое качество

Творчество либо безразличие

Приложение 2 Управленческая решётка Блэйка Моутона

Приложение 3 Внешние и внутренние факторы эффективности управления

Внешние факторы

Внутренние факторы

Активная политика конкурентов

Психологический климат в коллективе

Внезапные изменения в экономическом положении клиентов

Неравномерность, неритмичность поставок и перегрузки в работе

Экономические, политические кризисы, влияющие на эффективность работы предприятия

Прогулы работников, немотивированные пропуски и потери рабочего времени

Общественно значимые события

Болезни руководителей и сотрудников

Структурные изменения в обществе

Мероприятия, проводимые профсоюзным движением (забастовки, митинги, демонстрации и т.д.)

Неблагоприятные погодные условия

Производственные конфликты

Положение на рынке труда: избыток специалистов, безработица, недостаточная квалификация работников

Увольнение или прием на работу новых сотрудников

Мероприятия правительства по регулированию социальных процессов за счет работодателей

Расширение или сокращение деятельности организации

Репрессивное и агрессивное к предпринимательству законодательство

Неисправности машин и оборудования, оргтехники, средств связи

Миграционные процессы, ухудшающие качество населения

Криминальное поведение клиентов или персонала: воровство, обман, хищения, технический вандализм

Резкие колебания на финансовых рынках

Действия влиятельных лиц, содействующих или мешающих деятельности организации (лобби)

Неожиданные изменения конъюнктуры на рынках энергоресурсов и сырья

Факторы охраны имущества и безопасности труда

Изменения в соотношении политических сил, влияющих на промышленную политику государства

Социальные инициативы коллектива, изобретательство и рационализаторство

Новые технологии производства товаров и услуг

Разработка стратегий управления, согласование с коллективом планов развития

Требования профсоюзов к технике безопасности и условиям труда

Административный контроль, система поощрения и взыскания

Влияние средств массовой информации на формирование имиджа предприятия и его руководства

Позитивная мотивация творческого и производительного труда сотрудников


  1. Алексеев, А. Н. Менеджмент / А. Н. Алексеев [и др.] ; ред. И. Н. Шапкин. – М. : Юрайт : ИД Юрайт, 2011. – C. 690

  2. Виханский, О. С. Ме­недж­мент : учеб­ник / О. С. Ви­хан­ский, А. И. На­у­мов. – 4-е изд., стер. – М. : Экономистъ, 2006. – C. 670

  3. Гольдштейн, Г. Я. Основы менеджмента : учебное пособие / Г. Я. Гольдштейн. – 2-е изд., перераб. и доп. – Таганрог. : ТРТУ, 2003. – 230 с.

  4. Дафт, Р. Л. Менеджмент : учебник / Р. Л. Дафт ; пер. с англ. В. Вольского и др. ; под общ. Ред. Ю. Н. Каптуревского. – 2-е изд. – М. : Питер, 2003. C. 829

  5. Друкер, П. Ф. Менеджмент : Пер. с англ. / П. Ф. Друкер, Дж. А. Макьярелло. – М. : Вильямс, 2010. – C. 699

  6. Кнор­ринг, В. И. Тео­рия, прак­ти­ка и ис­кус­ство управ­ле­ния : учеб. для ву­зов по спец. "Ме­недж­мент" / В. И. Кнор­ринг. – 2-е изд., изм., и доп. – М. : Нор­ма : Нор­ма-ИНФРА-М, 2001. – C. 511

  7. Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник / Э. М. Коротков. – М. : Юрайт, 2011. – C. 640

  8. Радугин А.А. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов/ А.А. Радугин. – М.: Центр, 1997 – C. 245

  9. Радугин А.А. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов/ А.А. Радугин. – М.: Центр, 1997 – С. 246.

  10. Радугин А.А. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов/ А.А. Радугин. – М.: Центр, 1997, С. 247.

  11. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 1997, С. 271

  12. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 1997, С. 272.

  13. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 1997, С. 273.

  14. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 1997, С. 274.

  15. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 1997, С. 275.

  16. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Юристъ, 1998, С. 289.

  17. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Издательство «Дело», 2002, С. 493.

  18. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Издательство «Дело», 2002, С. 494.

  19. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 1997, С. 277.

  20. Основы менеджмента: Учеб. для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высш. школа, 2002, С. 176.

  21. Радугин А.А. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 1997, С. 258.

  22. Радугин А.А. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 1997, С. 259

  23. Радугин А.А. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 1997, С. 260

  24. Радугин А.А. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 1997, С. 261

  25. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Издательство «Дело», 2002, С. 504

  26. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Юристъ, 1998, С. 293

  27. Радугин А.А. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 1997, С. 261

  28. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Юристъ, 1998, С. 292

  29. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Издательство «Дело», 2002, С. 503

  30. Радугин А.А. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. – М.: Центр, 1997, С. 262

  31. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 1997, С. 283.

  32. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2000. - С. 213