Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие сущность государства
1.1 Основные подходы к понятию государства
1.2 Признаки и сущность государства
2. Понятие и сущность функций государства
2.1. Понятие функций государства
2.2. Характеристика отдельных функций государства и формы их реализации
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы
Введение
Будучи на протяжении всей истории развития человечества ключевым явлением и стержнем политической жизни, государство как организация власти всегда отличалось от других, догосударственных (существовавших до него) и негосударственных (существующих наряду с ним) институтов своими специфическими признаками. Их выявление и изучение открывает путь к более глубокому и разностороннему пониманию не только прошлого, но и настоящего государственного строительства.
При этом сложность и многогранность государства как явления и понятия, с одной стороны, и субъективность его восприятия, с другой, объективно обусловливают возможность и неизбежность многовариантного понимания и не менее разнообразного толкования и самого понятия «государство», и набора признаков, обусловливающих отнесение того или иного образования к данной категории.
Сосуществование и конкуренция различных представлений о государстве и его признаках - ситуация, интересная не только в собственно академических целях, но, прежде всего, для профессионального историко-правового анализа. Не менее важно и прикладное значение понимания состава и сущности каждого признака государства: благодаря возможности анализа наличия в каждом конкретном случае определенного набора признаков, люди, их группы, общество в целом и другие государства получают возможность обоснования соответствующего практического отношения к тому или иному образованию, претендующему на данный статус.
Наличие множества определений государства представляются попытками уяснить саму сущность государства, которая в научной литературе рассматривается обычно в двух аспектах: с общефилософских позиций и с позиций социальной сущности, доминирования той или иной социальной группы, чьи интересы, прежде всего, выражает государство.
С учетом этого становится вполне понятно стремление различных ученых вывести определение понятия государства через различную совокупность его признаков.
Изучение государства важно и необходимо каждому будущему юристу.
Актуальность изучения темы сущности государства и его функций определяется тем, что государство является наиболее распространенной формой организации общества, оказывающей непосредственное влияние на жизнь социума внутри него.
Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.
В нынешней политической и экономической ситуации наше государство переживает не лучшие времена.
Именно изучение теоретических основ понятия государства поможет разобраться в этой нелегкой для всех ситуации.
Целью данной работы является изучение и анализ сущности государства и его функций.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия «государство» в различных исторических аспектах и исследованиях различных авторов.
2. Рассмотреть основные признаки государства.
3. Проанализировать функции государства.
Объектом исследования в работе выступает государство и его функции. В качестве предмета исследования выступают различные точки зрения исследователей по изучаемой теме.
Методами исследования в работе выступают сравнительный, исторический и системный анализ.
Вопросами изучения понятия государства занимались многие специалисты в области теории государства. Степень изученности данной темы достаточна высока. В частности данными вопросами занимались такие известные исследователи как: М.И. Абдулаев, С.А. Комаров, М.А. Василик, М.С. Вершинин, А.Б. Венгеров, В.Л. Иноземцев, А.В. Клименко, В.В. Румынина, Л.И. Спиридонов, В.Н. Хропонюк, А.Ф. Черданцев, О.И. Чистяков и многие другие.
В ходе выполнения работы были изучены научные труды и методические разработки российских авторов, а также материалы периодической печати.
Цели и задачи исследования определили его структуру, представленная работа содержит введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
1. Понятие сущность государства
1.1 Основные подходы к понятию государства
В современном мире накоплено достаточно много подходов к пониманию государства. Это обусловливается:
сложностью проблемы;
наличием в обществе многочисленных социальных групп с различными интересами по отношению к государству[1].
Первые попытки определения государства и объяснения его людям были сделаны еще в древности.
В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия "государство", например:
общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства;
естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка;
союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью (Л. Тихомиров);
союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории (Е. Трубецкой);
союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти[2].
Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.
Но ни одно из множества известных определений государства не является исчерпывающим, они лишь позволяют сделать следующие методологически значимые выводы:
государство - это продукт общественных отношений;
государство - это форма существования общества;
государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая структура всех сфер жизни общества (экономической, политической, социальной и духовной): «…с определенного момента развития общества государство является необходимым способом его организации, неотъемлемым условием его существования и жизнедеятельности»;
при любом определении государства речь идет и о системе властных государственных органов;
потребности общества определяют назначение, функции, цели и задачи государства[3].
Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов.
Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой (И.Ф. Ракитская).
В юридической науке выделяются и некоторые другие подходы к пониманию государства. Так, В.Е.Чиркин насчитал пять основных подходов к понятию государства:
теологический (широко используется в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата);
классический (государство как совокупность трех слагаемых - власти, территории, населения);
юридический (государство - юридическая персонификация нации);
социологический (представлен небольшим количеством школ, в том числе марксистским направлением в государствоведении);
кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями)[4] .
Обобщение взглядов многих философов и теоретиков позволяет рассматривать государство с помощью следующих подходов:
государство как союз, объединение людей для обеспечения их благоденствия, защиты;
государство как определенная коллективность, ассоциация, создаваемая публично-властными отношениями и институтами;
государство как аппарат, особый слой людей, призванных управлять другими людьми;
государство как инструмент, машина, предназначенная для осуществления справедливости;
государство как действительность нравственной идеи, живой развивающийся организм;
государство как орудие господствующего класса для подавления классовых противников[5].
Таким образом, можно сделать вывод, что с точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, ради достижения конкретных целей организующая общество в границах определенной территории и координирующая главные стороны его жизни.
Государство - это особая организация власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, отражая и согласовывая интересы различных слоев населения, руководит обществом на основе социального компромисса[6].
Данное определение отражает наиболее существенные черты и признаки государства, и в целом приемлемо, но в нем слабо отражена связь государства и общества.
Поэтому более точной будет следующая формулировка: государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Государство является наиболее устойчивой и доминирующей формой социальной организации в современном мире. Об этом свидетельствует и тот факт, что сегодня число людей и географических объектов на нашей планете, не подпадающих под юрисдикцию кого-либо государства, относительно невелико.
Страны современного мира существенно различаются между собой в территориальном, политическом и социально-экономическом отношениях, начиная от огромной России до крохотной Андорры. Некоторые государства прошли длительный исторический путь, в то время как другие возникли в недавнем прошлом. Многие из них достигли высоких стандартов уровня жизни, используют передовые методы, технологии и институты управления, обладают широко развитой инфраструктурой и современной материально-технической базой. В то же время существует и большое число стран, которые продолжают оставаться на той ступени общественного развития, которую на языке социологов принято обозначать термином «традиционное общество».[7].
Таким образом, в заключении первого параграфа следует сделать вывод, что современное государство – это политическая организация общества, которая обеспечивает посредством государственного механизма единство и целостность общества, в котором существует политическая власть, обеспечивающая закон, порядок и права граждан.
Существуют и другие определения понятия государства, но всех их объединяет то обстоятельство, что любое государство должно рассматриваться в его исторической действительности и во всех его исторических проявлениях.
1.2 Признаки и сущность государства
Основным субъектом политической деятельности признается государство. С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом..[8]