Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные свойства применения процессного подхода
1.1 Общая характеристика и сущность применения процессного подхода
1.3 Понимание свойств и значения процессного подхода
Глава 2. Реализация процессного подхода
2.1. Эффективность реализации процессного подхода
2. Описание объектов управления
2.1.1. Основные характеристики объекта управления
2.1.2 Методология моделирования и оптимизации бизнес-процессов
Введение
Темой нашей курсовой работы будет являться «Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов». В нашей исследовательской работе будут рассмотрены теоретические аспекты данного вопроса по оптимизации бизнес-процессов. Мы изучим и детальней опишем все виды бизнес-процессов, как они создаются, почему они так часто используются и имеют высокий спрос, какими методами они оптимизируются, какие из методов являются главными, и какие лучше использовать. Все перечисленные нами вопросы будут рассмотрены в данной курсовой работе.
Актуальность нашей курсовой работы заключается в изучении
рациональности использования процессного подхода в управлении предприятием с целью успешного управления предпринимательской деятельностью и их оптимизации с целью минимизации человеческих, расходов в ходе деятельности компании, увеличения конкурентоспособности продукта, увеличения возможности компании.
Целью данной курсовой работы является изучение применения процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов.
Задачами будут выступать следующие вопросы:
- Дать общую характеристику разработке бизнес-процессов и определить их сущность и значение;
- Выделить основные методы по разработке бизнес-процессов;
- Определить и изучить в чем заключаются особенности применения процессного подхода;
- Определить основные концепции процессного подхода и в чем они выражаются;
- Определить в чем и каким образом реализуется процессный подход к управлению.
Методологическую основу нашей курсовой работы будут составлять учебная литература, предназначенная специально для высших учебных заведений, а так же вся литература, которая будет содержать в себе основную тематику нашей курсовой работы. А так же, где будут отображены основные вопросы, описанные выше.
Структурно наша курсовая будет включать в себя следующие элементы: введение, в котором мы отразим все ключевые моменты нашей исследовательской работы, определим и опишем актуальность выбранной темы, цели, задачи, методы, так же будет включать две главы, которые будут разделены на параграфы.
В каждой главе будет по три параграфа, в которых будут уже подробней освещаться отдельные вопросы по нашей теме курсовой работы. Каждый из параграфов будет иметь вывод, в котором мы кратко подведем итоги анализа вопроса, которому был посвящён этот раздел (параграф). В завершении нашей курсовой работы будет представлено заключение, где мы уже полностью по всем главам и включающимися в них разделами подведем итог, где будет кратко описаны все вопросы исследования.
Глава 1. Основные свойства применения процессного подхода
1.1 Общая характеристика и сущность применения процессного подхода
Как мы уже сказали, темой нашей курсовой работы, является применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов. Перед тем, как мы непосредственно перейдем к изучению самого процессного подхода, нам для начала нужно разобраться, что представляет собой бизнес-план и что такое оптимизация и зачем она вообще нужна?[1]
Итак, бизнес-процесс представляет собой некую совокупность взаимодействующих между собой целей (задач), которые нацелены на получение прибыли, а так же для производства каких-либо ресурсов, товаров или услуг для потребления обществом. Мы можем выделить несколько бизнес-процессов и дать им краткую характеристику, проанализировав их деятельность.
Первым бизнес-процессом у нас будет выступать: управляющий. Он представляет собой один из вариантов бизнес-процесса, основная деятельность которого направлена на управление функциями системы одного из предприятий. Следующий вид бизнес-процесса является: операционный. Его сущность заключается в том, что он является центром любого предприятия и является основным потоком доходов. Последний вид бизнес-плана: поддерживающий. Он является второстепенным, так как его деятельность направлена на подбор персонала, бухгалтерский и последующие элементы, присутствующие в компаниях.
Таким образом, мы можем обобщенно сказать, что такое бизнес-процесс и на что направлен. Следующий интересующий нас вопрос – оптимизация, в чем заключается его работа?
Как мы уже выяснили бизнес-процессы применяются для построения неких групп в предприятиях, работа которых направлена на получение прибыли и производство товаров услуг. Так бизнес-планы не всегда могут удивить нас своей работой, так как им присуще свойство «устаревать» и поэтому существует оптимизация бизнес-процессов, которая нацелена на изменение условий работы предприятий, или «усовершенствованию» бизнес-процессов. Другими словами работу по оптимизации мы можем выразить следующим образом – это некое преобразование бизнес-процессов для достижения эффективности предприятия и спроса на товары или услуги, которые воспроизводит данная компания. [2]
Давайте рассмотрим несколько действий, которые применяются при оптимизации бизнес-процессов:
- Некоторые процедуры, которые выполняются в несколько шагов, объединяются воедино, проходит сужение процесса, если поставленная цель не была достигнута, то создается группа лиц, которая отвечает за данный процесс;
- Исполнители получают независимые постановления. При этом осуществляется вертикальное сокращение, действий. Наделение работников крупными возможностями и повышение значимости любого с их в службе компании приводит к значительному увеличению их эффективности.
- Операции процесса исполняются непосредственно. Это дает возможность распараллеливать движения далее, там где оно допустимо.
Таким образом, выглядит основной процесс оптимизации бизнес-планов. Так же мы рассмотрели, что представляет собой бизнес-процесс и для чего он нужен, а так же рассмотрели основные этапы оптимизации бизнес-процессов.
Процессный подход по оптимизации бизнес-процессов является одним из главных признаков улучшенного управления. Данный подход, применяется в качестве фундамента в стандартах ИСО серии 700:800.
Еще в конце 70-х годов была разработана методология структурного анализа и проецирования сложных систем SADDT .
На рынке методология SADDT появилась в 1976 г. Позднее этот подход к описанию процессов был оформлен в виде Федерального стандарта США под названием IDEEFO. Наибольший интерес к процессам появился после публикаций М. Хамера, Д. Чампи в начале 70-х. В 1987 г. процессный подход был включен в модель премии Малкольма Болдриджа, а в 1993 г. - в модель совершенного бизнеса Европейской премии по качеству усовершенствования. Согласно приведенному рисунку 1 представлен процесс оптимизации бизнес- процессов, и, какие итоги собственники компаний ожидают получить.
Рис.1. Оптимизация бизнес-процессов
Таким образом, в данном разделе мы рассмотрели ключевые понятия такие, как «бизнес-процесс», определили основную направленность его деятельности, «оптимизация бизнес-процессов», так же проанализировали работу данного процесса, и привели пример и результатами, которые получаются после оптимизации (улучшения) бизнес-процессов.
1.2 Ресурсная база процессов
Ранее мы установили понятие процессов, для чего они нужны и какие задачи выполняют. Сейчас мы с вами разберемся и проанализируем, что представляет собой «ресурсная база», и, какие «ресурсы» в нее входят и для чего она вообще нужна?
Ресурсы процесса представляют собой некую совокупность отдельных элементов, тесно взаимодействующих между собой. Например, ими могут послужить:
- Информация;
- Персонал;
- Оборудование.
Все подобные элементы, которые включены в работу какого-либо предприятия, являются «ресурсами» процесса. Данные ресурсы находятся под руководством одного из руководителей данного процесса или группы лиц, которые за него отвечают.[3] Отнесение информации и персонала одновременно ко входам, ресурсам и выходам процесса не является ошибкой. Так, к примеру, персонал, с точки зрения основных процессов, является ресурсом, который поставляет кадровая служба. С точки зрения кадровой службы – персонал – это продукт, который поступает на вход в виде необученных кандидатов на заполнение вакансий, а на выходе процесса подбора и обучения кадров готовые специалисты передаются руководителям подразделений.
Деление объектов, необходимых для выполнения процесса, на «входы» и «ресурсы» является достаточно условным. Более важным для выполнения процесса является точное определение того, что должно поступить в распоряжение владельца процесса, чтобы процесс состоялся и был выполнен успешно.
Выходы, входы и ресурсы должны обозначаться существительными, поскольку они являются материальными объектами.
Давайте рассмотрим это более наглядно и представим это все на рисунке 2 «схема работы процесса».
Рис.2. Схема работы процесса
Вид процесса, который мы представили на рисунке 2, имеет несколько элементов: входы и выходы. Для выполнения одного из указанных выше процессов средства (работники, спецоборудование, инфраструктура, сфера и пр.). Руководство ходом реализовывает собственник хода. Все без исключения средства, нужные с целью исполнения хода, пребывают в его директиве. Для полной деятельности всех процессов главное руководство предприятия должно определить назначение процесса и его функциональную значимость, поставить перед владельцем процесса конкретизированные цели и утвердить плановые значения показателей результативности и эффективности процесса. Владелец данного процесса, в свою очередь, должен принять решения, которые были приняты управлением и на основании поступившей ему информации и установленных, планов утвердить данную работу.[4]
Таким образом, мы можем увидеть, что на рисунке 3 изображена достаточно сложная схема процесса, который учитывает взаимосвязь горизонтальных материальных потоков, ресурсов и вертикальных информационных потоков и управленческих взаимодействий.
Рис.3. Разделение процесса на дополнительные процессы
Для того что бы правильно и грамотно составить модель бизнес-процессов требуется затратить большое количество времени и внимания, так как данная работа требует определённой глубины своего описания. При распределении бизнес-процессов на дополнительные процессы происходит увеличение объектов на данной диаграмме или графике (в зависимости каким образом проводится исследование, и с помощью чего оно будет отображаться) в геометрической прогрессии. Поэтому данная работа является очень важной в построении процессов. Большое значение имеет еще тот факт, что бы с самого начала работы с распределением данных процессов детально скомпрометировать степень детальности описания каждого из процессов деятельности. Таким образом, делая вывод данного раздела, можно еще раз подчеркнуть основные элементы. Что при каждом планировании работы с процессами нужно детально изучить последующие элементы ее работы. В данном разделе мы выяснили, что представляет собой работа ресурсов процесса, как они между собой и с помощью чего распределяются.
1.3 Понимание свойств и значения процессного подхода
В данном разделе мы рассмотрим основную сущность в понимании процессного подхода, из чего она состоит, в чем заключается. Ранее мы уже говорили о понимании процесса, как одной из составляющих бизнес-процессов, но сейчас мы рассмотрим данное понятие более углубленно и проанализируем значимость его работы на современном этапе развития.
На данный период времени квалифицированные работники по управлению в различных сферах не имеют стандартного понимания процессного подхода к управлению предприятием.[5] Вследствие данной проблемы, заказчики, которые пользуются услугами данных консультантов предприятия, вынуждены самостоятельно разбираться с многочисленными методами и подходами работы, которую должны выполнять консультанты.
Некоторые из компаний быстро реализуют одну из методик построения сбалансированных показателей управления (BSC), другие – создание т.н. «процессной модели предприятия» с использованием ARIS, третьи предлагают за короткий срок и фиксированное вознаграждение оптимизировать все существующие процессы, четвертые – призывают сразу взяться за внедрение TQM и т.п. Появление стандартов ISO серии 9000:2000 дало серьезный импульс к развитию методик процессного управления, тем не менее, проблему различных толкований процесса и процессного подхода не решило. Так мы можем рассмотреть понятие процесса данного типа на рисунке, который будет представлен ниже: