Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис.4. Процессный подход

Некоторые из консалтинговых фирм в одном из перечней своих услуг указывают, следующий набор элементов: описание по оптимизации бизнес-процессов, создание полных структур должностных инструкций, сертификация по ISO и прочее.[6] Так мы можем сделать вывод, что для многих работников - консультантов процессный подход и реорганизация (реинжиниринг) процессов – это одно, а внедрение системы менеджмента качества, основанной на процессах, – нечто другое, мало с первым связанное.

Из всего представленного многообразия подходов, нужно выделить только одно понимание процессного подхода, которое будет основано на комплексном, рассмотрении деятельности организации как одной из совокупности процессов, по разработке системы управления процессами с использованием принципов ISO серии 900:200 как наиболее оптимальное.

Сеть процессов организации - такой подход управления организацией условно можно называть «полным» или, что более точно его характеризует, системным подходом к выделению процессов предприятия, как этого требует ISO 9001:2000. Давайте рассмотрим, на каких принципах базируется изучаемый нами подход:

    • Для начала следует определить процесс (бизнес-процесса) организации;
    • Следующим шагом будет являться понимание элементов, которые необходимы для реализации процессного подхода в организации;
    • И последнее, что потребуется определение сети (системы) взаимосвязанных процессов организации.
    • Такое понятие, как «сеть» или «система» используемых процессов определить сложно, потому что любая деятельность рассматривается на разных уровнях детализации. Так мы можем сделать вывод, что применение одного из определения сетей, заключается в том, что она рассматривается, как вид одного из процессов. [7]

Использование для одного из видов управления деятельностью и ресурсами предприятия системы взаимосвязанных процессов может называться «процессным подходом». Для обеспечения внедрения системы процессного управления в соответствии с п. 4.1 ISO 9001:2000 организация должна:

    • выявлять процессы, которые необходимы для системы менеджмента качества, и их применения внутри организации;
    • определять последовательность данных процессов и их взаимодействие между собой;
    • определять критерии и методы, которые необходимы для полного обеспечения уверенности в том, что как сами эти процессы, так и управление ими результативны;

В рамках системы данного процессного управления должны рассматриваться все процессы предприятия, причем реальные процессы, а не искусственно обособленные от деятельности. «Реальность» процессов достигается путем привязки сети процессов к функциональным подразделениям предприятия.[8]

Противопоставление «функциональной» и «процессной» организации является некорректным. Неправильно было бы утверждать, что в иерархически построенной организации нет процессов. Они есть в любой организации. Вопрос лишь в том, обеспечит ли существующая система управления устойчивое, в заданной владельцами степени рентабельное функционирование предприятия в определенной перспективе. Если нет, то нужно что-то менять, причем, в первую очередь – в системе управления. Процессный подход в данном случае является базовым средством в наборе важнейших инструментов, которые может использовать руководитель, планируя реорганизацию системы управления. Привязав процессы к функциональным подразделениям, можно добиться следующего:

    • однозначного определения границ процессов (по входам/выходам, выполняемым функциям подразделений);
    • однозначного определения взаимодействия процессов в рамках сети (системы) процессов предприятия;
    • однозначного определения владельцев процессов, отвечающих за результативность и эффективность каждого процесса.

Таким образом, в данном разделе мы рассмотрели сущность и основные определение к понятию «процессного подхода» отобразили основные проблемы, с которыми сталкиваются работники предприятий, и дали заключение о том, как решить данную проблему, какие элементы и подходы требуется изучить для полного понимания сущности «всех процессов».

Глава 2. Реализация процессного подхода

2.1. Эффективность реализации процессного подхода

В прошлой главе мы рассмотрели основные понятия нашей исследовательской работы такие, как определение бизнес-процессов их реализация и назначение, детально рассмотрели процессный подход, как один из видов оптимизации бизнес-процессов определили их значимость, установили основные несовершенства, которые могут быть присущи данному виду систематизации.


В данной главе мы рассмотрим, насколько эффективен данный подход по оптимизации бизнес-процессов, почему большинство компаний и фирм отдают предпочтение именно ему и, где его чаще всего используют. Давайте для начала рассмотрим, насколько эффективно работает реализация процессного подхода.[9] Для достижения успешного результата требуется немало усилий, чтобы повысить эффективность данного подхода, это выражается в том, если деятельность какой либо компании управляется основными процессами. Для того чтобы процессный подход к оптимизации бизнес-процессов был более эффективнее следует выделить некоторые элементы, которые помогут ему иметь более эффективную деятельность при его реализации:

      1. Обозначить полный комплекс систем процессов, которые потребуются для дальнейшей работы повышения качества работы ресурса;
      2. Установить точную последовательность применения в описываемой системе используемых процессов;
      3. Обозначить ключевые процессы использования;
      4. Установить работника, который возьмет на себя обязанность выполнения;
      5. Обозначить эффективность процессного подхода.

Таким образом, мы определили основные этапы, которые помогут более эффективно реализовать процессный подход.

Рис.5.1. Процессный подход

Так же чтобы обеспечить эффективную функциональность процессного подхода требуется установить «уровни описания процессов». Давайте более подробно рассмотрим, в чем они заключаются. Уровни описания процессов делятся на два вида:

  1. Верхний
  2. Низший.

На верхнем уровне рассматриваются организация процесса, следующий уровень разделяет уже полученные процессы на такие, что их главной задачей является создание ориентирных ценностей для заинтересованных в этом лиц.

Так же одной из главных задач процессного подхода состоит в том, что он уменьшает количество описаний для бизнес-процессов. Основные стратегические элементы повышения эффективности процессного подхода базируется на нескольких принципах:

  1. Первый из них включает в себя важность и значимость процессного подхода, которая предназначена для отбора конкретно требуемых процессов;
  2. Следующий принцип – принцип полноты, который используется для измерения деятельности данных процессов, стратегической разработке их последующей деятельности;

Так же вышеописанные принципы являются составляющими элементами, которые входят в повышения эффективности процессного подхода оптимизации бизнес-процессов.


Для наглядного примера приведу схему, в которой будет описана работа двух уровней процессов: верхнего и низшего.

Рис.6. Работа уровней описания процессного подхода

Далее мы рассмотрим реализацию процессного подхода. Ранее мы уже затрагивали данную тему, но говорили о ней обобщенно, сейчас мы уже детально разберем, как происходит реализация процессного подхода.

Для того, что бы описали все подробно, нам предстоит выделить основные этапы. Начнем мы с сбора данных для реализации процессного подхода. Ниже приведу определенный перечень данных, которые потребуются для реализации процессного подхода:

  1. Определить каждую задачу, которая будет относиться к составляющим частям данного процесса;
  2. Провести курсы для повышения квалификации рабочего класса среднего звена;
  3. Обозначить стратегии, по которым будет выполняться поставленные задачи;
  4. Выделить основные процессы для достижения поставленной цели;
  5. Определить и установить матрицу ответственности, которая будет отвечать требованиям стандарта ИСО 9001-200

Следующим этапом в разработке реализации процессного подхода будет являться: установление значимости процессного подхода.

Все процессы можно разделить на несколько групп:

  1. Которые создают ценности
  2. Которые создают условия для создания данных ценностей
  3. Подержание процессов.
  4. Первый вид процессов, которые создают ценности, являются основными в работе любой фирмы, так как они нацелены на создание специальных условий, которые помогут в выполнении данной задачи.

Таким образом в данном разделе мы рассмотрели основные принципы по которым происходит формирования процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов.

2. Описание объектов управления

Одним из примеров описания объектов управления может служить Российская компания ES (до 1998 года она называлась Software). Была она основана 2003 году. На данный момент времени данная компания является одной из ведущих российских разработчиков технологий прикладного программного обеспечения для Teamcenter.[10]

Компания ES имеет обширный спектр собственных технологий, которые относятся к системе разработки ПО для Teamcenter и на их основе создает различные программные продукты. Разработка технологий и программных продуктов ES производится в Москве.


2.1.1. Основные характеристики объекта управления

В настоящее время в компании ES работают лучшие специалисты по системе Teamcenter.

Офис компании ES находится в Москве. Продукты и решения компании ES доступны во многих странах мира благодаря собственной сети партнёров и представителей.

За многие годы работы компании инвестиции в разработку составили более 600 человеко-лет.

Наиболее известные продукты ES:

* Easy Teamcenter – модификация TeamCenter с более дружественным интерфейсом пользователя;

* ELOIZ – программный пакет для Teamcenter, в который вошли десятки дополнительных утилит, улучшений, шаблонов;

По данным исследований ES, ежегодно около 10000 частных пользователей и сотни организаций пользуются программными продуктами компании. Ежегодная экономия от использования продуктов и технологий ES в мире составляет около 100 тыс. человеко-часов или 10 млн. долларов США.

Непревзойденное качество продуктов ES является результатом научных исследований, которые компания ведет со дня своего основания. Благодаря высокому качеству, широкой функциональности и простоте эксплуатации продукты компании ES признаны во многих странах мира.

Давайте рассмотрим структуру организации данной компании, мы ее представим следующим образом:

Рис.7. Структура организации

Так же мы можем представить описание бизнес-процесса:

В данной схеме детально расписана разработка программного обеспечения, выполняемые сотрудниками организации.

Рис.8. Разработка программного обеспечения

В данном разделе мы рассмотрели элементы и структура описания объектов управления, привели в пример одну из ведущих компаний города Москвы, которая создает разработку программного обеспечения.

2.1.2 Методология моделирования и оптимизации бизнес-процессов

Большое количество методов моделирования бизнес-процессов представляет методология SADT (Structured Analysis Design) – представляющая собой метод структурированного анализа, а так же создание моделей проектов. Если говорит об это более коротко, то можно историю создания бизнес-процессов изобразить на рисунке, который будет представлен ниже: